Общество:

Попались на «крючок»

29.04.2022

Заискивание перед молодёжью – явление в нашей российской жизни вовсе не новое

Автор: Петр Ткаченко

1155

Чрезвычайно важная проблема нашей нынешней жизни затронута в публикации «НГК» «Крючок позора» (27.04). Но мне хотелось отметить её «философскую», мировоззренческую основу. Почему стало возможным то, что общественность и администрация попалась на этот «крючок»? А это уже вопрос нашей нынешней педагогики, нарушающей, кажется, все незыблемые устои воспитания.

Мало ли какая «инициатива» может быть выдвинута. Но не каждую духовную глухоту и глупость следует поддерживать. А кто это делает, сам находится на таком же уровне – нравственном и интеллектуальном.

Разумеется, молодых людей надо поддерживать, прислушиваться к ним, в добром смысле наставлять и даже опекать. Но перед молодёжью не надо заискивать, прикрываясь внешне благородным призывом – молодым у нас дорога. А такое заискивание в педагогической среде сегодня встречается на каждом шагу. И оно имеет свои причины и природу. «Воспитатели» заискивают перед молодёжью тогда, когда сами не уверены в том, не верят в то, что проповедуют. Когда сами не вполне представляют содержание, характер и цель воспитания. И это в нашем мировоззренчески невнятном обществе, пожалуй, естественно. Но такое положение ни в коем разе нельзя называть нормальным, ибо оно является не чем иным, как обереганием своего личного комфорта. Это не в укор педагогам, а скорее призыв к ним вспомнить основы истинной педагогики, разобраться прежде всего в своей душе и сознании, как жить пред лицом непонятных вызовов. Явить детям пример своей жизни, и чуткие детские души заметят и воспримут это. Ведь воспитание – это вовсе не мордование детей одними голыми назиданиями. Иначе хватило бы какого-нибудь «кодекса» строителя нового мира. Не хватает. Необходимо взаимодействие душ.

И главное. Такое заискивание перед молодёжью – явление в нашей российской жизни вовсе ведь не новое. Оно всегда просыпалось в обществе в периоды мировоззренческой невнятицы, накануне социальных потрясений и катастроф. Философ А. С. Изгоев в знаменитом сборнике статей о русской интеллигенции «Вехи» (М., 1909) писал о такой педагогической эпидемии заискивания перед молодёжью времён первой революции 1905-1907 гг., когда в молодёжной среде стало преобладающим убеждение, что для того, чтобы быть «передовым» и «крутым», не надо корпеть над учебниками, а достаточно осмеять своих педагогов: «Русская молодёжь мало и плохо учится, и всякий, кто её искренне любит, обязан ей постоянно говорить это в лицо и не петь ей дифирамбы, не объяснять возвышенными мотивами социально-политического характера того, что сплошь и рядом объясняется слабой культурой ума и воли, нравственным разгильдяйством и привычкой к фразёрству». То есть надо не попадаться на развешиваемые ею «крючки» …

Чем, какими потрясениями, страданиями и народными жертвами закончилось такое заискивание перед молодёжью, теперь хорошо известно. Неужто, несмотря на опыт, мы, опять хотим того же?.. Снова попасться на тот же самый «крючок» нам теперь ввиду разворачивающихся трагических событий никак невозможно.