Общество:

Регионам хотят позволить вносить поправки в ПДД

11.10.2023

В новых правилах предлагают закрепить минимальную ширину тротуара, правостороннее передвижение пешеходов и запрет выходить пьяным на улицу

Автор: Дмитрий Литвинов

2357

Больше тысячи предложений в проект Правил дорожного движения получили представители Общественной палаты РФ, объявившие сбор поправок в действующие ПДД. Документ, когда он будет полностью готов, планируют направить в МВД для согласования и утверждения. Правила, считают общественники, должны перестать быть правительственным актом — их следует принимать парламентариям, а также дать возможность региональным властям вносить поправки в соответствии с особенностями той или иной местности. «Парламентская газета» ознакомилась с предложениями.

Обгон на тротуаре возможен

Народные ПДД решили писать по принципу от простого к сложному. Самым «простым» в ОП посчитали права и обязанности пешеходов. По мнению общественников, сейчас они недостаточно урегулированы. При этом на тротуарах в последнее время становится тесно, отметил член Общественной палаты Александр Холодов: «Помимо, собственно, пешеходов, по тротуарам передвигаются электросамокатчики, люди на инвалидных колясках, да и мамы с детскими колясками должны обладать особыми правами».

В проекте документа — тринадцать пунктов. Пешеходам при движении рекомендовали придерживаться правой стороны, «одновременно обращая внимание на происходящее слева». Так потоки на городских улицах будут более упорядоченными, понятными и управляемыми, люди будут меньше сталкиваться друг с другом. На тротуарах смогут устанавливать таблички, как в метро «Держитесь правой стороны», а на широких улицах даже наносить специальную разметку, чтобы людям было понятнее. Этой же стороны следует держаться и самокатчикам, но приоритет в движении должен быть именно у пешеходов. Детей авторы поправок считают необходимым держать за руку, а собак выводить в люди только на поводке и в наморднике.

«Обгон» одного пешехода другим предлагается регламентировать так же, как в случае с машинами, то есть с левой стороны. При движении ночью людям рекомендовали носить одежду со световозвращающими элементами, а также воздержаться от использования мобильных устройств и наушников.

Обойдемся без сопливых

При ходьбе по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств, говорится в проекте ПДД. Люди на инвалидных колясках, а также управляющие велосипедами и средствами индивидуальной мобильности, — те самые самокатчики — должны следовать по ходу движения транспортных средств. Отдельно в документе отметили, что пожилые люди и инвалиды «имеют преимущество при движении, а также могут передвигаться по левой стороне тротуара при условии, если они не создают помех для иных пешеходов».

Правила дорожного движения появились когда-то как общественный договор, сказал «Парламентской газете» Александр Холодов. Договорились автомобилисты — договорятся и пешеходы, уверен он. Штрафы, по мнению общественников, могут появиться через несколько лет, когда документ вступит в силу, о нем узнают люди, а в школах по новым правилам начнут учить детей.

 

Отдельно Александр Холодов отметил, что представленный документ — проект ПДД в первом приближении. Сбор предложений продолжается, все их будут обсуждать эксперты. К примеру, в правилах может появиться пункт о запрете появления на тротуаре в сильно пьяном виде. Такой человек не просто пугает и смущает прохожих, но может быть опасен для них, поскольку непонятно, куда он может отшатнуться. «В КоАП уже есть пункт о запрете появления в пьяном виде в общественных местах — считаем необходимым закрепить это и в ПДД, чтобы у сотрудников ГИБДД было право удалять таких людей с тротуара», — сказал Холодов.

В правилах может появиться и пункт о запрете больным инфекционными заболеваниями находиться в плотном потоке людей либо обязанность носить в этом случае маску. Если этот пункт станет не просто добрым советом или правилом хорошего тона, а законом, то люди будут соблюдать его чаще, считают в ОП.

Кому снегоходы, кому тротуары

Пешеход пешеходу рознь, а столичный тротуар отличается от дорожки в небольшом городе, убежден депутат Заксобрания Санкт-Петербурга и активист Российского союза пешеходов Алексей Цивилев. В связи с этим он считает необходимым установить региональные особенности ПДД. «Заданный Общественной палатой вектор на соблюдение прав пешеходов считаю абсолютно верным, поскольку сегодня они самые уязвимые участники движения, — сказал «Парламентской газете» депутат. — Предложенный вариант поправок я поддерживаю, но считаю необходимым дать право властям регионов вносить поправки в документ».

В настоящее время ПДД являются правительственным актом, они утверждены постановлением кабмина, который только и может вносить поправки в документ. Это, по мнению Алексея Цивилева, неверно: правила должны утверждать парламентарии, это должен быть федеральный закон. Таким образом, у народных избранников появится возможность изменять ПДД быстро и точечно, а все поправки будут обсуждать в парламенте, отметил Цивилев.

Что касается региональных особенностей, то это могут быть сроки замены летней резины на зимнюю, поскольку погодные условия, скажем, в Сочи и Якутске совершенно разные. Где-то актуально зафиксировать особенности передвижения гужевого транспорта, снегоходов и так далее, отметил Алексей Цивилев. «Для Петербурга с его большим количеством туристов считаю необходимым законодательно закрепить минимальную ширину тротуаров — ее нужно рассчитывать как долю от ширины дорожного полотна», — сказал депутат.

Продолжение следует

Проект ПДД о пешеходах доработают, обсудят с экспертами, после чего могут направить в Правительство в качестве согласованной общественной инициативы, поделился планами Александр Холодов. На очереди — следующие части правил: относительно СИМ, автомобилей, а также корректировки штрафных санкций.

В Комитете Госдумы по транспорту с интересом изучили документ, но пока специально рассматривать его не планируют, рассказали «Парламентской газете». При этом согласились, что ПДД не всегда успевают следовать за жизненными реалиями, а вносить поправки в документ сейчас не просто. Те же поправки относительно электросамокатов были приняты в этом году, но через несколько месяцев стало очевидно, что они не учитывают всех ситуаций, связанных с СИМ, отметил первый зампред комитета Павел Федяев. Парламентарии, по его словам, продолжат работу в этом направлении.