Что происходит в сфере воздушных перевозок и когда начнутся регулярные полёты МС-21
1688
Несмотря на все санкции и разрывы логистических цепочек, России удалось избежать каннибализации самолётов и наладить поставку запчастей, в том числе импортных. Теперь главная цель – дождаться появления собственных моделей и параллельно обновить инфраструктуру аэропортов. О том, что происходит сегодня в отечественной авиации, политики, эксперты, главы регионов и профильных ведомств говорили в понедельник, 1 июля, на заседании Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах России при Совете Федерации. «Парламентская газета» рассказывает главное.
«Пробел, образовавшийся в первое время, удалось заполнить»
По словам главы Росавиации Дмитрия Ядрова, несмотря на все сложности, возникшие на начальных этапах из-за введённых против России многочисленных санкций, которые затронули в том числе и авиацию, больших проблем с деталями и ремонтом удалось избежать.
«Сегодня у нас парк воздушных судов насчитывает 1140 самолётов, – уточнил глава Росавиации в разговоре с «Парламентской газетой». – Из них порядка 270 – «эйрбасы» и 250 – «боинги». В первое время у авиакомпаний действительно образовался некоторый пробел в том, что касается запчастей. Сейчас они формируют оборотные склады, закупают необходимые комплектующие заранее. Удалось выстроить новые механизмы закупок, сформировать новые логистические цепочки взамен утраченных. Поэтому можно сказать, что возникшие сложности мы успешно преодолели».
Как отметил собеседник издания, прямое тому свидетельство – статистика инцидентов, связанных с воздушным транспортом: несмотря на разного рода публикации в СМИ и соцсетях, в глобальном плане количество инцидентов год от года снижается. Отметим, к слову, что это совпадает с данными «Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта», согласно которым число авиапроисшествий, связанных с воздушными судами коммерческой авиации, в 2023 году упало почти на 47 процентов, а с воздушными судами авиации общего назначения – на 31,6 процента.
Удалось России избежать и каннибализации самолётов, которую ещё год назад называли одной из основных опасностей, связанных с санкциями: когда воздушное судно выводится из эксплуатации и служит «донором» запчастей для других судов. По словам Дмитрия Ядрова, ни одного такого случая с самого 2022 года и по сегодняшний день зафиксировано не было.
«У нас парк техники не снижается, – подчеркнул глава Росавиации. – Мы видим определённое выбытие судов – примерно десять – пятнадцать единиц в год. Но это естественный и плановый процесс. Есть у нас ряд машин, которые находятся в стадии, скажем так, затянувшегося ремонта ещё с прошлого года из-за сложностей с двигателями или, к примеру, стойками шасси, но их всего девятнадцать, а сам парк, я напомню, включает больше тысячи единиц».
Новые самолёты должны появиться в конце 2025 года
Не теряет надежд российская авиация и на появление новых моделей: в частности, многострадального МС-21, среднемагистрального пассажирского лайнера, разработка которого ведётся ещё с 2000-х годов. В марте 2024 года Объединённая авиастроительная корпорация заявила об очередном сдвиге сроков: теперь авиакомпании должны получить МС-21 только в 2025 году. Отвечая на вопрос о судьбе лайнера, Дмитрий Ядров уточнил, что это не совсем компетенция Росавиации, но тем не менее, по имеющейся информации, пока дальнейших переносов не планируется.
«Пока мы идём в графике – поставка первых девяти машин запланирована на конец следующего года, – подчеркнул собеседник издания. – Соответственно, в следующем году они уже могут выйти на маршруты».
Планируется и масштабная кампания по обновлению аэропортов. Согласно актуальной стратегии развития, к 2030 году их количество должно увеличиться с 228 до 242. В том числе новые аэропорты планируют построить на территориях Херсонской и Запорожской областей, а также Донецкой и Луганской народных республик, а львиную долю действующих – 116 – обновить, отремонтировать или реконструировать. Бюджет всё и сразу не потянет, поэтому часть денег – порядка 99 миллиардов – возьмут из внебюджетных источников. В том числе из специального фонда для финансирования реконструкции аэродромов. Пополнять его будут за счёт взносов авиакомпаний – специально для этого поднимут ставку сбора за аэронавигацию (то есть за обслуживание полётов) на 150 рублей. Как отметил Дмитрий Ядров, ФАС уже согласовала повышение ставки. Заработает новая система ориентировочно в августе, когда примут соответствующий федеральный закон, а первым аэропортом, который отремонтируют на собранные таким образом деньги, станет аэропорт Чебоксар.
«При этом далеко не факт, что компенсировать выпадающую таким образом прибыль компании будут за счёт пассажиров, – отметил глава Росавиации. – Существует достаточно много инструментов, которые позволят им сделать это и собственными силами. Поэтому говорить, что после повышения ставки подорожают авиабилеты, не вполне корректно: возможно, где-то это и случится, но далеко не повсеместно».
В Совете Федерации, в свою очередь, призвали повысить объёмы субсидирования на межрегиональных маршрутах и заявили о готовности включить этот вопрос в повестку на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектам. А также заявили о необходимости всячески содействовать ускорению развития собственного, отечественного авиапарка.
«Для ускорения производства отечественных самолётов необходимо оптимизировать все сертификационные процедуры. Завтра проводим совещание на эту тему, планируем подготовить конкретные поправки в нормативные акты», – подчеркнул глава Комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов.
Напомним: ранее глава «Аэрофлота» Сергей Александровский заявлял, что компания планирует ввести в эксплуатацию к 2030 году 339 новых самолётов, в том числе ближне- и среднемагистральных.
Николай Козин
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости