В случае нарушений можно получить обратно часть платежа за коммуналку
2091
Если в подъезде грязно, из крана течёт чуть тёплая вода, а в платёжке подозрительно высокие суммы, можно пожаловаться на управляющую компанию в несколько инстанций, чтобы не только добиться решения проблем, но и взыскать ущерб. Как это сделать, разбиралась «Парламентская газета».
Действовать поэтапно
Когда жители недовольны работой управляющей компании, стоит действовать поэтапно, посоветовал депутат Госдумы, член Комитета по бюджету и налогам Никита Чаплин. «Для начала можно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу с жалобой, что, например, плохо убирают подъезд или из крана течёт грязная вода. Обращение должны зарегистрировать и решить проблему», – сказал он.
Если это не помогло, то гражданин вправе написать претензию руководителю управляющей компании. На неё обязаны ответить в течение 10 рабочих дней.
«Если же жителя игнорируют и дальше, то можно обратиться в жилищную инспекцию через портал госуслуг, выбрав свой регион. Когда качество услуг управляющей компании не соответствует нормативам, то есть нарушается Закон РФ «О защите прав потребителей», то можно написать жалобу, в том числе коллективную, в Роспотребнадзор», – отметил Чаплин.
В случае, если управляющая компания допускает противоправные действия, например, занимается поборами, выставляя платёжки с завышенными суммами, можно обратиться в прокуратуру и в суд, чтобы взыскать ущерб. «Напоминаю всем жителям новых домов, ещё находящихся на гарантии: если отделка была включена в стоимость квартиры, то вы вправе требовать устранения недочётов в ремонте как в подъезде, так и в своей квартире», – рассказал Никита Чаплин.
Если претензий накопилось много, жители дома могут вообще поменять управляющую компанию на другую. Расторгнуть договор имеет право общее собрание собственников квартир.
За чей счёт ремонт
По Жилищному кодексу у управляющей компании (УК) четыре главные задачи: содержать общее имущество, включая подъезды и лифты, в надлежащем состоянии, ремонтировать его, обеспечивать готовность инженерных систем, а также предоставлять владельцам квартир коммунальные услуги, заключая договоры с компаниями, которые поставляют в дома газ, тепло, электроэнергию и другие ресурсы.
Как и когда всё это делать, указано в нескольких подзаконных актах. Так, текущий ремонт в подъезде УК должна проводить хотя бы раз в три года или пять лет, в зависимости от класса здания и его физического износа, говорится в постановлении Госстроя от 2003 года.
Ремонт и содержание общих помещений в многоквартирных домах оплачивают за счёт сумм, которые начисляют собственникам квартир ежемесячно, напомнила член Ассоциации юристов Мария Спиридонова. В платёжке есть отдельная графа «Содержание и ремонт общедомового имущества». Отдельно собирать на это деньги не должны. К тому же, если какие-то недочёты или ущерб возникли по вине самой УК, ей придётся оплачивать работы из своих средств, пояснила юрист.
Сообщать о подорожании услуг заранее
Если УК нарушит порядок расчёта платы за содержание общего имущества, и это приведёт к необоснованному росту суммы, она должна будет заплатить собственнику квартиры штраф – 50 процентов от суммы превышения – если только не исправит ошибку до оплаты.
А когда цены на коммуналку меняются, управляющая организация обязана проинформировать об этом собственников и нанимателей жилья не позднее, чем за 30 дней до выставления платёжек с новыми суммами.
Кроме того, УК обязана контролировать качество коммунальных ресурсов, подаваемых в дом. Например, по нормативам горячая вода в месте водоразбора должна быть 60–75 градусов. Допускаются небольшие отклонения – ночью на пять градусов, а днём – на три. А за каждый градус, выбивающийся из параметров, должны снизить сумму в платёжке на 0,1 процента. Если же вода холоднее 40 градусов, то плату за неё должны брать как за холодную. Квитанцию должны скорректировать автоматически, но, если этого не сделали, жители могут обратиться за перерасчётом в управляющую компанию.
Борьба с протечками и тараканами
Что обязаны делать, чтобы содержать общее имущество в порядке, перечислили в постановлении Правительства, принятом в 2013 году. Например, УК должна следить, чтобы не было трещин в стенах, стёртой краски на металлических конструкциях, выпучивания фундамента. Если возникла какая-то проблема, её должны или устранить сразу или сначала составить план работ, а потом выполнить его. Но в некоторых случаях к ремонту обязаны приступить незамедлительно. Например, если протекла крыша, засорился мусоропровод или зимой разбилось окно между этажами. Нужно также заботиться о безопасности жителей дома – организовывать проверки газового оборудования, следить, чтобы пожарные лестницы и противопожарные системы были в работоспособном состоянии.
В подъездах и лифтах должны проводить сухую и влажную уборку. Как часто, указано в постановлении Госстроя, пояснил «Парламентской газете» исполнительный директор национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Сергей Сохранов. Подметать подъезд жилого дома до второго этажа надо каждый день, а выше – раз в неделю. Мыть его со специальными средствами необходимо один раз месяц. И раз в год нужно проводить генеральную уборку.
Управляющая компания должна следить и за участком, на котором расположен дом. Летом во дворе надо подметать, прочищать ливневые канализации, выкашивать газоны и промывать урны, зимой – убирать лёд и сдвигать снег, если его нападало больше пяти сантиметров. Убирать контейнерную площадку – тоже обязанность УК, а не организации, которая вывозит мусор. Кстати, согласно минимальному перечню работ, для жителей должны организовать отдельное накопление опасных отходов, например, отработанных ртутьсодержащих ламп, их передачу в организации, которые занимаются утилизацией такого мусора.
Конкретные условия работы должны быть расписаны в договоре с управляющей компанией. Ежегодно, с января по март, она должна предоставлять жителям отчёт о выполнении договора управления за предыдущий год.
Евгения Филиппова