В МФТИ провели эксперимент по сравнению уровня знаний современных студентов и абитуриентов 1970-х годов
11.03.2025
Первокурсники выполняли задания вступительного экзамена по физике 1973 года в течение четырех часов, не зная об этом
186
Как рассказали в Рособрнадзоре, инициатором выступил Центр развития физико-математического образования при поддержке ректора Московского физико-технического университета Дмитрия Ливанова.
По его итогам, 80 % студентов набрали баллы, необходимые для поступления. Критерии выставления отметок по пятибалльной шкале были те же, что в 1973 году. Наиболее высокие результаты показали студенты Физико-технической школы имени Ландау (94 %), образовавшейся на базе ФОПФа и ФПФЭ – факультетов общей и прикладной физики и проблем физики и энергетики.
– Не все наши первокурсники сдавали ЕГЭ по физике, поэтому мы провели эксперимент, который поставил участников в более сложное положение, чем их сверстников, поступавших в МФТИ 50 лет назад. И результат говорит сам за себя – у «физтехов» блестящий уровень подготовки. Важно подчеркнуть, что мы по-прежнему считаем, что современный ЕГЭ по физике является объективным и разноплановым инструментом оценки знаний. И обладатели высоких баллов по ЕГЭ, и победители высокорейтинговых олимпиад априори становятся желанными студентами любого сильного вуза страны, – сказал ректор МФТИ Дмитрий Ливанов.
Как уточнили в Рособрнадзоре, результаты контрольной не отражают общий уровень обучения физике в России, но демонстрируют высокий уровень студентов ведущих вузов, особенно из регионов. Более половины первокурсников МФТИ не из Москвы и Московской области, что говорит о качественной подготовке абитуриентов. А ЕГЭ, несмотря на общественные дискуссии, остаётся эффективным инструментом поступления, позволяя выбирать университет и направление подготовки.
– В этом году мы видим рост числа выпускников, выбравших для сдачи ЕГЭ по предметам естественно-научного цикла, в том числе физику, что может говорить о повышении интереса к инженерным, техническим и естественно-научным специальностям. Но рост востребованности данных предметов не должен идти в ущерб качеству подготовки абитуриентов вузов, и на это сейчас направлены усилия Правительства, профильных министерств и Рособрнадзора. В ноябре прошлого года Правительство РФ утвердило план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года. Рособрнадзор в свою очередь ведет планомерную работу по совершенствованию содержания ЕГЭ по физике и другим естественно-научным предметам, в которых в перспективе появится экспериментальная часть.
– Кроме того, нами разрабатывается и апробируется сейчас новый оценочный инструмент – индекс качества общего образования. В нем акцент также будет сделан на естественно-научные предметы, будет учитываться не только заявленное количество участников ЕГЭ, но и их результаты: сколько участников набрали высокие баллы, сколько не преодолели минимальный порог, – прокомментировал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
С 2023 года МФТИ совместно с МИФИ, Курчатовским институтом, Адыгейским государственным университетом при поддержке Минобрнауки России, Минпросвещения России и Рособрнадзора реализует проект «Физика для всех», который повысил интерес к выбору физики на ЕГЭ и увеличил количество подготовленных абитуриентов для технических вузов.