В минувшую среду в Краснодарев бизнес-центре гостиницы «Интурист» прошла конференция, «Российские общественные организации национальных диаспор стран Евразии: анализ механизмов влияния». Организаторами мероприятия выступил некоммерческий фонд «Евразийс
1267
В минувшую среду в Краснодарев бизнес-центре гостиницы "Интурист" прошла конференция, "Российские общественные организации национальных диаспор стран Евразии: анализ механизмов влияния". Организаторами мероприятия выступил некоммерческий фонд "Евразийская Сеть Политических Исследований" совместно с Фондом поддержки публичной дипломатии им А.М. Горчакова. Главной темой конференции, как следует из названия, стали национальные диаспоры нашей страны и возможность влияния посредством них на политику тех или иных стран на пользу России и "русского мира".
В конференции приняли участие директор "Евразийской Сети Политических Исследований", Виталий Меркушев, советник фонда имени Горчакова, Валерий Канторов, председатель краснодарского краевого Центра национальных культур Олег Георгизов, декан факультета социологии РГГУ, член Совета повнешней и оборонной политике, профессор Лариса Вдовиченко, профессор КубГУ, доктор политических наук Андрей Баранов. Международный характер данному мероприятию придавало присутствие депутата парламента Республики Молдова Федора Гагауза.Присутствовали также лидеры диаспор из Москвы, Крыма, Краснодарского края.
– Мы бы не хотели, чтобы наша конференция превратилась в очередной этнографический спор,- подчеркнул в приветственном слове Виталий Меркушев, – нам важно слышать мнение не этнологов, но социологов и политологов. Деполитизация деятельности диаспор, с точки зрения большинства экспертов-респондентов нашего проекта,является в России чрезмерной, огромный социальный и публичный капитал национальных общин евразийского региона относительно слабо востребован на политическом поле. Нужно понять, насколько велика степень лояльности той или иной национальности, включая, например, такой не серьезный на первый взгляд вопрос: "А за какую сборную болеет моя диаспора, когда играют, например, российская команда и команда моей первой Родины, страны исхода?". Ответ весьма неоднозначен, также, как и возможные последствия - сегодня, встает вопрос о том, за какую команду болеть, а завтра- в какую армию отправлять сына, если что? Эта и другие острые проблемы, связанные с анализом механизмов влияния евразийских диаспор в России, в данном контексте впервые обсуждаются в Краснодаре.
После данного вступления слово на правах принимающей стороны взял начальник отдела в управлении по работе с политическими партиями, общественными объединениями и межнациональным отношениям департамента внутренней политики администрации Краснодарского края Сергей Мозговой.
– Считаю важным проведение подобной конференции в нашем регионе, где сфере межнациональных отношений традиционно уделяют особое внимание, – подчеркнул чиновник, – еще в 2004 году были впервые произнесены слова, ставшие лейтмотивом нашей политики в этом плане– "гармония межнациональных отношений". Это было тем более актуально, что в конце 90-х – начале 2000-х на Кубани происходило множество звучных событий, вызывавших общественный резонанс. Однако, благодаря нашей работе в тесном сотрудничестве с национальными организациями, нам удалось добиться мира и стабильности. Сейчас в крае четыре Центра национальных культур: в Сочи, Новороссийске, Армавире и Краснодаре. Это логично, учитывая, что у нас один из самых многонациональных регионов в стране- сто двадцать национальностей, при плотности населения в восемь раз выше, чем в среднем по России. В крае действует система мониторинга расселения этнических групп, особенно тех, кто у нас относительно недавно. Выясняем, на какой территории проживают, образуются ли компактные группы, сколько их и так далее. Существует ряд краевых и муниципальных программ, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, регулярно проводятся мероприятия, посвященные культуре тех или иных народов. Важную стабилизирующую роль в регионе играет кубанское казачество, казачьи патрули способствуют сохранению общественного спокойствия. В Сочи казаки и полицейские патрулируют улицы совместно с представителями национальных общин, как правило, в местах массового отдыха, аналогичная практика принята и в ряде сельских поселений. Через краевые и муниципальные СМИ идет работа над развитием общегражданской идентичности всей Кубани. В целом, созданная система взаимодействия власти и национальных общин, действующая не только на уровне региона в целом, но и каждого муниципального образования позволяет сохранять межнациональные отношения спокойными. По данным социологических исследований более семидесяти процентов населения края считают, что ситуация в крае стабильна, у нас наблюдается также высокий уровень толерантности.
Высказав все это, представитель краевой администрации, сославшись на занятость, покинул конференцию, что, надо сказать, понравилось не всем ее участникам, некоторые считали, что Мозговому стоило бы подольше пообщаться с гостями. Так или иначе, следующим выступил Валерий Канторов, вкратце рассказавший о деятельности фонда имени Горчакова. Данный фонд, созданный по распоряжению Президента РФ, считает себя инструментом "мягкой силы" российского государства. Действует данный фонд, по словам Валерия Канторова, в основном, в странах- соседях РФ, однако отмечена его деятельность и в более отдаленных краях, в том числе и за океаном. Фонд действует по двум направлениям: во-первых, это реализация собственных программ и проектов, а во-вторых, поддержка аналогичных проектов различных неправительственных организаций, которым фонд выделяет гранты. Валерий Канторов подчеркнул, что фонд весьма интересуют проекты "Евразийской сети".
– С учетом актуальности хотелось бы, чтобы данная конференция прошла на высоком уровне и творческом запале,– подчеркнул Валерий Канторов,– тем более, что с учетом сложной международной обстановки, когда против России вводятся санкции и ее пытаются изолировать на международной арене, эта тема приобретает особое значение.
– И здесь особое значение приобретает Кубань, как и любой приграничный регион, он должен стать "воротами" во внешний мир,– подхватил Виталий Меркушев,– чего, к сожалению, пока не происходит. Никто не посягает на кубанскую идентичность, она должна быть, но, тем не менее, желательно, чтобы тут было бы больше такого рода международных мероприятий. Пока же, к сожалению, на Кубани скорей чувствуешь себя в гостях, а не как дома.
Предоставлено было слово и Олегу Георгизову, рассказавшему об истории краснодарского Центра национальных культур, о его значении, как фактора стабильности в крае и об активной поддержке города и края всех начинаний организации. После слово взял Андрей Баранов, рассказавший об опыте работы с различными НПО Крыма (еще до исторического события марта прошлого года) и разных городов Украины.
–Проблема российской политики в отношении Крыма, да и всей Украины в целом, заключалась в том, что ставка делалась наразного рода "системных политиков", какие-то бизнес-круги, – заявил политолог,– зачастую уже растерявшие свой политический капитал и доверие в глазах населения. В то же время с более молодыми, энергичными лидерами, преподающими в местных вузах или занимающимися бизнесом, работать не хотели, возможно, опасаясь их радикализма. Но сейчас, когда Россия на глазах обретает вновь статус сверхдержавы, наши правители не должны ограничиваться только экономической экспансией, заботиться только о том, куда пришли или не пришли российские инвестиции. Как выразилась в сердцах одна наша коллега из Белоруссии: "Когда же империя станет вести себя так, как ей подобает!" Россия должна сделать упор на укрепление российской идентичности в странах-соседях, больше напоминать им о нашем общем прошлом в рамках Российской империи и СССР, должна быть создана сеть СМИ, направленная на популяризацию "русского мира" в ближнем и дальнем зарубежье.
После того, как почти весь президиум высказался, слово взял доктор политических наук, политолог-журналист Рафаэль Ордуханян.
–Проблема диаспор в том, что мы реагируем только тогда, когда случается нечто, касающееся только нас,– подчеркнул политолог, – только когда "наших бьют". Нам нужно вылезти из своих национальных квартир, понять, что мы все – граждане России, которая обеспечивает нам все возможности для национального развития. И Российскую империю, и СССР называют колониальными державами, империями: очень странные, надо сказать, империи, в которых не было уничтожено ни одной национальности. Сколько в СССР было возможностей для издания литературы на национальных языках, для появления своих национальных писателей, поэтов. Я помню, что в советское время в Баку и Ереване было больше иномарок, чем перед американским посольством в Москве. Здесь никого не ассимилировали, не русифицировали насильно. Сравните с Америкой, где там находятся сиу или навахо? А русская диаспора в Америке, она что, русская? А украинская диаспора, она что, украинская? Да это бандеровская диаспора!
Рафаэль Ордуханян призвал диаспоры чувствовать себя "частью большой великой страны, где были российские полководцы Барклай де Толли и Багратион, где все географические названия носят имена Баренца, Беринга" и далее в том же духе. Не забыл он и о международных отношениях, коснувшись того, что происходит сейчас в Армении,и заявив, что там столкнулись интересы двух армянской диаспор: российской и армянской. На вопрос, какая диаспора сильнее,Ордуханян уверенно ответил: "Наша сильнее".
–Многие конфликты на постсоветском пространстве могут быть налажены только под патронатом России,– заявил политолог,– даже не столько России, как государства, сколько русского народа. И через это будет укрепляться и государственность самой России. Мы видим, что даже США сейчас трещит по швам из-за межрасовых конфликтов. Мы не должны допустить в нашей стране ничего подобного. И в авангарде этого должны находиться лидеры национальных общин.
–Чувство некоего дежавю, – поделился заместитель председателя общественной организации "Региональная армянская национально-культурная автономия" города Симферополя Олег Габриелян,– все это я слышал в Советском Союзе, про "дружбу народов",про общую историю. Я не хочу сказать, что это плохо, это, конечно же, хорошо, опыт СССР надо учитывать, просто не стоит забывать, что мир изменился. Я вот здесь в Краснодаре зашел на рынок–слышна армянская, азербайджанская речь, в аэропорту подошел к таксистам– тоже преимущественно армяне. А это значит, что из этих сфер уже идет вытеснение местного населения.
–Этим отелем, между прочим, армяне владеют,– решил пошутить Виталий Меркушев.
–И не факт, что это не работает, как негативный фактор по отношению к армянам,– парировал Габриелян. –Вот тут было сказано в начале онеких "громких событий" на Кубани в конце 90-х– ничего же это не исчезло, никуда не ушло. Когда в Крыму в прошлом году в февралебыли все эти события, я был вынужден отправить своих сыновей в Пятигорск, пока все не успокоилось.
Потом вдруг как-то ненароком разговор перешел на США.
–Я много лет провел в Америке,– заявил Габриелян, – вообще, это самая тоталитарная страна, в которой я только бывал…
–Полностью с вами согласен,– вмешался в разговор Ордуханян,– в США те же индейцы, это же просто ряженые клоуны в своих резервациях. Я там тоже провел много лет и знаю, о чем говорю. Предложи кому-нибудь из наших народов устроить такую этническую деревню, так такого предлагающего на части разорвут. Я, конечно, не говорю, что нам не надо учиться у Америки, там много чему можно поучиться, хотя бы тому, как они относятся к своим ветеранам, однако сфера межнациональных отношений к таким вещам не относится. Есть две вещи, два болезненных вопроса, куда будут всегда бить Россию– коррупция и межнациональные отношения. И еще – мы должны быть интересны для молодежи, должны передать им вот это наше отношение к стране. Иначе мы потеряем их и вырастим новых гайдаров-чубайсов-козыревых. Запомните, коррупция и межнациональные отношения – бойтесь этого.
–Вот зря, наверное, организаторы дали выступать одному армянину вслед за другим,– пошутил Габриэлянов, – так, наверное, остальные могут подумать, что им какие-то преференции. На самом деле, что я хочу сказать. Вот тут говорят, что на Кубани более ста двадцати национальностей, более ста национальностей в Крыму, но ведь это еще ни о чем не говорит. Мало ли, кто как себя обозначил в переписи… В Крыму многие диаспоры – это диаспоры одного человека, одного активиста. Диаспоры, которые сумели организоваться, смогли что-то из себя представлять – их немного на самом деле.
Как наглядный пример руководителя именно такой, "самоорганизовавшейся диаспоры", был представлен Иван Абажер, председатель общественной организации "Региональная болгарская национально-культурная автономия Республики Крым "ПаисияХилендарского". Данный деятель вкратце рассказал об истории болгарской общины в Крыму, а также разъяснил, чем занимается диаспора в данный момент, как поддерживаются связи с Болгарией, об общественной деятельности и так далее. В глубины геополитики особенно не углублялся, хотя Виталий Меркушев старательно выводил его на эту тему, "Как нам вновь завоевать Болгарию" и "что нам делать, чтобы Балканы не уходили в НАТО". Вообще, организатор мероприятия был явно недоволен, что разговор то и дело норовил свернуть на какие-то не "внешнеполитические", а сугубо культурно-бытовые вопросы. Подобное же обвинение, не выдержав,высказал он и Ларисе Вдовиченко, которая, по идее, подытоживала первую часть конференции.
– В наших исследованиях мы рассматриваем следующие аспекты жизни диаспор,– сказала Лариса Вдовиченко, –этническая социализация и этническая толерантность, то есть те функции, которые обычно выполняют российские организации национальных диаспор. Обе проблемы достаточно актуальны в России, особенно, когда дело касается молодежи. Так, согласно нашим исследованиям, многие молодые люди диаспор не ходят на выборы, не знают, кто премьер-министр РФ, других политиков и так далее. То есть в этом плане их интеграция в политическую жизнь страны очень слаба, что мешает формированию гражданской идентичности. Этническая толерантность – то же самое. У всех на слуху примеры, когда, допустим, чеченцы приезжаютвАлександровский сад на "Мерседесах", танцуют лезгинку перед Вечным огнем, что вызывает естественное отторжение у коренного населения. Таким образом, можно выделить несколько направлений, по которым следует работать руководителям диаспор: политическая, экономическая, правозащитная. Политическое направление, например, подразумевает более активное участие в выборах, лоббистскую деятельность…
– Послушайте, мы ведь собрались сюда не за этим,– вмешался Виталий Меркушев,– все эти разговоры об этнической толерантности, о побратимских связях это все, конечно, хорошо, но мы тут пришли разговаривать о "мягкой силе", о "международной дипломатии", о том, как России удержать посредством диаспор свою сферу влияния. Вы знаете, что именно диаспоры оказали существенное влияние на выборы в Хорватии, например, там решающее влияние сыграл голос хорватов из Австралии. Мы уже потеряли Украину, мы пока не потеряли Армению. Пока, я подчеркиваю! Вот о чем надо думать, а не устраивать бесконечныйНавруз. Так что, ближе к теме.
Досталось эксперту и от Рафаэля Ордуханяна, заявившего, что пример с чеченцем некорректен: чеченец, мол, гражданин России, и указанным примером он высказывает неуважение и к своим предкам.
Выступлением Ларисы Вдовиченко завершилась первая часть конференции. После кофе-брейка развернулась оживленная дискуссия уже по отдельным, не менее актуальным, вопросам.
Надеюсь, что столь подробный отчет о первой части конференции даст читателям "НГК" представление о процессах, которые происходят сегодня в сфере общественной жизни Кубани.
Денис ШУЛЬГАТЫЙ