Политика:

Хирурги экономики

07.06.2017

О сравнительно новой профессии арбитражного управляющего ходит немало разговоров, будоражащих воображение

2829

О сравнительно новой профессии арбитражного управляющего ходит немало разговоров, будоражащих воображение. О том, что представляет из себя сегодня институт арбитражного управления на Кубани, рассказал НГК руководитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Виктор Колодяжный

Профессиональная деятельность арбитражного управляющего сложна и многогранна. В соответствии с действующим законодательством ему грозит уголовная, административная ответственность, имущественная ответственность в виде возмещения убытков кредиторам, исключение из состава саморегулируемой организации. Несмотря на это, интерес к этой специальности, требующей разносторонних знаний и навыков, не иссякает.

Росреестр, как орган, обладающий в силу Закона о банкротстве полномочиями по контролю и надзору, принимает активное участие в профессиональной деятельности арбитражного управляющего. В компетенцию Росреестра входит подготовка и повышение квалификации арбитражных управляющих, а также привлечение к административной ответственности за допущенные нарушения, контроль за деятельностью профессиональных объединений арбитражных управляющих – саморегулируемых организаций.

Получение статуса «арбитражный управляющий» начинается со сдачи теоретического экзамена. К сдаче теоретического экзамена допускается лицо, прошедшее полный курс обучения по единой программе подготовки арбитражных управляющих либо изучившее эту программу самостоятельно (экстерном).

Единая программа подготовки арбитражных управляющих утверждена Министерством экономического развития и включает в себя изучение широкого круга вопросов юридической, экономической и оценочной тематики. Общая продолжительность курса подготовки – 572 учебных часа.

Организация и прием теоретического экзамена у лиц, прошедших обучение по единой программе подготовки арбитражных управляющих, осуществляются комиссиями, формируемыми на условиях равного представительства Росреестра и образовательной организации, проводившей подготовку арбитражного управляющего. Состав комиссии при этом утверждается Росреестром.

После сдачи «теории» будущий арбитражный управляющий приступает к закреплению полученных знаний на практике. Стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего является необходимым условием для получения статуса и длится не менее двух лет.

Пройдя все эти необходимые этапы подготовки, специалист вправе вступить в одну из саморегулируемых организаций и начать свою профессиональную деятельность.

В настоящее время в реестр саморегулируемых организаций Росреестром включено 51 объединение арбитражных управляющих.

Краснодарский край по праву считается третьей столицей антикризисного управления. Именно в нашем крае осуществляет деятельность наибольшее после Москвы и Санкт-Петербурга количество саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В общей сложности три краснодарских саморегулируемых организации объединяют 700 арбитражных управляющих, ведущих процедуры несостоятельности по всей России.

Неуклонно растет и количество дел о банкротстве, рассматриваемых Арбитражным судом Краснодарского края. В настоящее время судом региона рассматривается более 2 500 дел о несостоятельности юридических лиц и граждан. Причем наибольший прирост дает банкротство граждан. Закон о банкротстве в части несостоятельности граждан действует с 01.10.2015. И если на 01.01.2016 таких дел на рассмотрении суда было порядка двухсот, то сейчас перевалило за тысячу.

Профессию арбитражного управляющего нельзя назвать спокойной. Помимо необходимости соблюсти баланс между зачастую противоречивыми интересами должника, его кредиторов, работников и государства, арбитражному управляющему необходимо приспосабливаться к постоянно изменяющемуся законодательному регулированию.

На протяжении нескольких лет прослеживается тенденция к усложнению получения профессионального статуса арбитражного управляющего. Указанные изменения ставят заслон перед случайными людьми в этой сложной, конфликтной профессии. И это вполне объяснимо, ведь от профессионализма арбитражного управляющего зависит не только, получат ли кредиторы свои деньги, но и судьбы трудовых коллективов, предприятий с многолетней истории, порой даже стратегического значения для страны.

За последние три года законодателем увеличены сроки стажировки в качестве помощника для получения статуса арбитражного управляющего с полугода до 2 лет, увеличен размер обязательного взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации с 50 000 рублей до 200 000 рублей, увеличен размер обязательной страховки ответственности арбитражного управляющего с 3 миллионов рублей до 10 миллионов рублей.

Кроме того, законодателем внесены изменения в законодательство, направленные на ужесточение ответственности арбитражных управляющих за нарушения, допущенные при проведении процедур несостоятельности.

Так, Федеральным законом от 28.06.2013 в КоАП РФ десятикратно увеличен размер штрафов, налагаемых на арбитражных управляющих – минимальный размер увеличен с 2 500 рублей до 25 000 рублей, максимальный - с 5 000 рублей до 50 000 рублей.

Помимо этого, Федеральным законом от 23.07.2013 расширен круг поводов для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.

  Фактически, в настоящее время дело об административном правонарушении по ст. 14.13 КоАП РФ может быть возбуждено по заявлению любого лица, даже не имеющего отношения к конкретной процедуре банкротства, при наличии в указанном заявлении достаточных данных, свидетельствующих о наличии административного правонарушения. Под достаточностью данных понимается документальное подтверждение нарушений, изложенных в заявлении либо подтверждение этих сведений в открытых источниках. К открытым источникам можно отнести картотеку арбитражных дел, где публикуются все судебные акты по делам о банкротстве, Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, в который включаются разнообразные сведения с самого начала процедуры несостоятельности и вплоть до ее завершения, сайты электронных торговых площадок, на которых проводятся торги по продаже имущества предприятий-должников.

Пожалуй, наибольший резонанс среди профессионального сообщества арбитражных управляющих повлекли изменения в КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ.

         Помимо включения в санкцию ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ нового для данной нормы вида наказания – предупреждения, указанный закон предусмотрел дополнение ст. 14.13 частью 3.1 следующего содержания «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет».

Также, законом от 29.12.2015 увеличены сроки давности привлечения за нарушения в сфере несостоятельности — с одного года до трех лет.

Принятие данного закона породило ответную реакцию профессионального сообщества. Так, общероссийский съезд арбитражных управляющих направил в адрес Президента РФ обращение об отмене дисквалификации за техническую ошибку, а также отмене усиления финансовой нагрузки и рисков, связанных с взысканием убытков по любому поводу. Кроме того, арбитражные управляющие хотят добиться увеличения вознаграждения, и защиты их трудовых прав, а именно права на отпуск, отдых. В противном случае, арбитражные управляющие пригрозили одновременным выходом из всех саморегулируемых организаций, что грозит остановкой банкротных процедур в стране.

Не осталось в стороне от общественной дискуссии и судейское сообщество. В марте 2017 года Третий арбитражный апелляционный суд направил запрос в Конституционный суд с просьбой разъяснить не противоречит ли Конституции РФ (ст. 1, 2, 8, 19, 34, 35 и 55) «установление законодателем наказания только в виде дисквалификации».

В 2016 году Росреестром подано 169 заявлений о дисквалификации, из которых сорок одно было удовлетворено. Еще в шестидесяти девяти случаях суды ограничились штрафом, в восьми – предупреждениями.

В Госдуме имеется собственное видение данной проблемы: 24 марта, отвечая на обращение оргкомитета Первого съезда арбитражных управляющих, думский комитет по собственности заявил, что спорная норма способствует «очищению рынка от недобросовестных участников».

Представляется, что у любого решения будут как сторонники, так и противники, и задача всех участников процесса – соблюсти баланс интересов должников, кредиторов и общества. Впрочем, как и всегда бывает в вопросах несостоятельности.