Горячая линия для участников избирательной кампании
721
Горячая линия
для участников избирательной кампании
На Кубани в самом разгаре проходит выборная кампания. В редакцию продолжают поступать вопросы от участников избирательного процесса, в том числе, и от самих кандидатов. Все полученные вопросы мы адресовали председателю избирательной комиссии Краснодарского края Ю.А. Бурлачко.
"НГК": Обязаны ли кандидаты в представительные (законодательные) органы государственной власти и органы местного самоуправления от общественных объединений, участвующих в выборах, собирать подписи избирателей? (вопрос Людмилы Гладенко ст. Ленинградская)
Ю.А. БУРЛАЧКО: В соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного собрания Краснодарского края" на выборах депутатов ЗСК кандидаты могут выдвигаться политическими партиями или в порядке самовыдвижения. От сбора подписей освобождены кандидаты, выдвинутые политическими партиями, списки которых получили более 3 % голосов избирателей на последних выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или более 3 % голосов избирателей на последних выборах депутатов Законодательного собрания Краснодарского края. Такими партиями являются: "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Яблоко" и "Коммунисты России". Остальные партии должны собирать подписи в поддержку выдвигаемых ими кандидатов в количестве 3 % от числа избирателей, зарегистрированных в соответствующем избирательном округе. Кандидаты-самовыдвиженцы представляют такое же количество подписей.
На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований от сбора подписей, кроме вышеуказанных, освобождены также те политические партии, которые имеют хотя бы одного избранного депутата в соответствующем представительном органе. Так, в ходе предстоящих 14 сентября 2014 г. на территории Краснодарского края избирательных кампаний кандидаты в депутаты от партии "Патриоты России" освобождены от сбора подписей на выборах в Совет Тимашевского городского поселения, кандидаты в депутаты от партии "За Справедливость" – на выборах в Совет Кореновского городского поселения.
На выборах глав муниципальных образований все партии освобождены от сбора подписей в поддержку выдвигаемых ими кандидатов. Кандидаты на должности глав, выдвинутые иными общественными объединениями, и кандидаты-самовыдвиженцы должны представить подписи в количестве 0,5 % от числа избирателей, зарегистрированных в соответствующем муниципальном образовании.
"НГК": Могут ли депутаты законодательного органа государственной власти, а также органов местного самоуправления участвовать в избирательной кампании кандидата в органы местного самоуправления в качестве руководителя избирательного штаба, представителя кандидата, а также проводить агитацию в его поддержку? (вопрос Татьяны Гуничевой г. Краснодар)
Ю.А. БУРЛАЧКО: Избирательное законодательство не предусматривает такое понятие, как "избирательный штаб", в связи с чем и деятельность по руководству избирательным штабом в рамках избирательного законодательства также не определена. Вместе с тем, на уровне обычного политического правосознания понятно, что это организационная, правовая и иная деятельность коллектива единомышленников, направленная на поддержку выдвинутого кандидата. Если кандидат при этом выдвинут политической партией, понятно, что это деятельность членов или сторонников данной партии.
В отличие от внепартийных принципов организации деятельности органов суда, прокуратуры, правоохранительных и иных государственных органов, деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти основывается на принципах партийности депутатов, создания депутатских фракций. Таким образом, депутат, осуществляя свои полномочия, как представитель избирателей, в то же время находится в тесной связи с политической партией, представителем которой в данном законодательном органе государственной власти он является.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О политических партиях" установлено, что лица, замещающие государственные или муниципальные должности, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. Исключение из этого правила законодатель делает для депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований, поскольку они, как члены коллегиального представительного органа, в силу его социально-правовой природы обязаны выражать и представлять интересы различных избирателей и политических сил.
Одной из основных задач создания и деятельности политических партий является участие в выборах, получение новых депутатских мандатов, замещение выборных должностей в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Подготовка избирательной кампании конкретной политической партии, выработка ее стратегии и тактики, учет имеющегося опыта участия в выборах, организация работы штабов или использование иных форм организации работы партии относятся к внутрипартийной деятельности, вмешательство в которую органов государственной власти, в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О политических партиях", не допускается. Анализируя практику участия партий в выборах, можно сказать, что политические партии в различных формах оказывают поддержку выдвинутым ими кандидатам. Это не значит, что такая поддержка может осуществляться депутатами в статусе "представителей кандидата" в том значении, которое придается этому понятию избирательным законодательством.
Понятие "представитель кандидата" может включать в себя несколько категорий участников избирательного процесса: член комиссии с правом совещательного голоса, назначенный кандидатом; доверенное лицо кандидата; уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам; наблюдатель, назначенный кандидатом. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержит определенные ограничения для осуществления полномочий указанных лиц. Если говорить о действующих депутатах, то они не могут участвовать в избирательной кампании в роли членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, доверенных лиц кандидатов, наблюдателей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
Пункт 7 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает исчерпывающий перечень субъектов, которым при наличии определенных условий (например, лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности при исполнении ими своих служебных обязанностей или с использованием преимуществ своего служебного положения) запрещается проводить предвыборную агитацию. Таким образом, при соблюдении ограничений, установленных данной нормой, ведение предвыборной агитации возможно в тех формах и теми методами, которые не противоречат требованиям действующего избирательного законодательства.
Подготовила
Рита КАНТЭЛЕ
При поддержке
"Центра политического
мониторинга"