Читатели «Новой газеты Кубани» продолжают слать отклики на публикацию в нашей газете от 25.12.13, в которых высказывают свое мнение о событиях в Украине
1022
Читатели "Новой газеты Кубани" продолжают слать отклики на публикацию в нашей газете от 25.12.13, в которых высказывают свое мнение о событиях в Украине
И звестно, что первые исторические упоминания о Руси и русичах неразрывно связаны с "матерью городов русских" Киевом. Киевская Русь как государственное образование была известна всей Европе еще в восьмом веке нашей эры, она поддерживала с европейскими странами торговые, дипломатические и даже семейные отношения (достаточно вспомнить Ярославну, королеву Франции). Известно также, что киевские князья ходили походами на северо-восток, где жили и живут поныне народности угро-финской группы. И не только ходили, но и возводили там свои города, образовывали княжества по примеру метрополии – в общем, несли туда цивилизацию, и, конечно же, старославянский язык. К одиннадцатому веку на освоенной территории было создано несколько княжеств, в той или иной степени подчиненных Киеву: Ростовское, Суздальское, Владимирское, Тверское и другие. Оттуда, расширяя свое влияние, киевские князья подчиняли себе соседние племена, в том числе и живущие на территории нынешней Московской области. Скорее всего, там уже было поселение, за которым впоследствии закрепилось современное название Москва (кстати, как свидетельствуют некоторые источники, Москва – это угорское название). Со временем влияние Киева на вновь приобретенные территории ослабевало, новые княжества усиливались и обретали независимость. Какое-то время они по очереди занимали доминирующее положение в регионе, однако с 14 века лидерство прочно и окончательно захватило Московское княжество, управляемое потомками Киевского Рюрика. Все это происходило на фоне усиления централизованной власти, которая в Московском княжестве получила наибольшее развитие. Централизация позволила укрепить государственную власть и подавить соперничающие княжества, а затем и подчинить их Москве. Надо полагать, для централизации и усиления княжеской, а затем царской власти здесь были наиболее благоприятные условия. Что это за условия? Скорее всего, это безоговорочное, слепое подчинение местного населения властям, его готовность полностью отдаваться силе, а значит, власти. Как свидетельствует история, с этим народом можно было обращаться как угодно: их можно было морить голодом, сотнями тысяч отправлять на смерть в интересах князей, такими же сотнями тысяч просто казнить – они не способны были сопротивляться произволу властей. Именно это обстоятельство позволяло российским царям на протяжении столетий более или менее спокойно решать свои проблемы по сохранению собственной власти и расширению сферы своего влияния. Благодаря постоянно поддерживаемой и культивируемой централизации власти в течение нескольких веков, Россия (название, явно производное от Киевской Руси) превратилась в мощную империю, превосходящую по территории и численности населения все известные до этого страны. В общем, с централизацией все было прекрасно, как и с военной мощью и политическим влиянием. Вот только жить в этой стране простым людям во все времена было трудно и опасно. Вся история России – это цепь трагических событий, опустошительных войн с гибелью миллионов людей, это беззаконие и всевластие правителей.
Другое дело – остававшаяся некоторое время самостоятельной территорией Украина. Потомки древних славян-русичей, свободолюбивый и работящий украинский народ не позволял своим правителям сконцентрировать в одних руках чрезмерную власть и установить в стране самодержавные порядки. Это, с одной стороны, дало возможность народу избежать рабства, каковым в России было крепостное право, но, с другой стороны, не позволило Украине превратиться в мощное централизованное государство. Так продолжалось до известного договора о воссоединении с Россией, к которому украинцев, воспользовавшись сложными обстоятельствами, принудили российские власти. Правда, речь шла лишь о левобережной Украине, да к тому же это не было полное вхождение Украины в Россию, а скорее расширение российского влияния. Однако влияние было не совсем односторонним, например, по некоторым свидетельствам, российский царь Федор Алексеевич, правивший с 1676 по 1682 годы, "был киевлянином по духу и дал простор киевскому влиянию". Между прочим, несмотря на кратковременное правление, Федор Алексеевич сделал для России чрезвычайно много. Он весьма успешно вел войны с Турцией, не в пример Петру Первому, который к концу своей жизни потерял все приобретенное Федором Алексеевичем на Черном море. Так что сближение России с Украиной послужило в некоторой степени цивилизационному развитию первой. С другой стороны, с расширением российского влияния на украинской территории здесь стали насаждаться имперские порядки, в том числе и пресловутое крепостное право. Тем не менее, надо отдать должное украинскому народу, который до последнего сопротивлялся этим соседским нововведениям. В самом сердце Украины на глазах у московских правителей долгие десятилетия существовал очаг свободы – казачья Запорожская Сечь. Бороться с ней пытался Петр, однако без особого успеха: казачество оставалось свободным и продолжало свою борьбу против обидчиков украинского народа как с запада, так и с востока. Лишь в царствование Екатерины Второй, в конце 18 века, российским войскам удалось справиться с Запорожской Сечью. Однако лишенные своей территории и своих укреплений казаки не склонили головы и, в конце концов, добились у царицы своей собственной земли – Кубани, где они не раз бывали до этого. Это не была высочайшая царская милость, как пытаются представить некоторые историки, это была двусторонняя договоренность, и казаки с честью выполнили свои обязательства перед государством. Тем не менее, следует признать, что со временем теперь уже кубанские казаки во многом утратили свою самостоятельность, а с ней и личную свободу. Хоть они никогда и не были крепостными, но полной независимостью, увы, похвастать не могли. На протяжении целого столетия они были служивым сословием, призванным в соответствии с былыми договоренностями защищать интересы российского государства. При этом были в значительной степени утрачены демократические обычаи украинского казачества: атаманы Кубанского казачьего войска стали наказными, то есть назначались из Петербурга, а не избирались казаками, как это было в Запорожской Сечи. Выборными оставались лишь атаманы и должностные чины в низовых казачьих обществах. И, тем не менее, несмотря на существенные ограничения, и на то, что царское правительство на протяжении всей истории кубанского казачества стремилось разбавить его переселенцами из центральной России, Кубань всегда оставалась украинской по духу, по культуре, по языку, наконец. Был даже короткий период, когда школьное обучение в крае велось на украинском языке. Имперскую политику в отношении кубанского населения продолжила и советская власть. Всем известно, какими мерами и приемами пользовались коммунисты в отношении кубанских казаков. Казалось бы, казачьи вольности и национальные особенности кубанцев были уничтожены навсегда. Однако прошло не так много времени, и уцелевшие после бесчеловечной чистки потомки запорожских казаков вновь вернули память о своих предках, а с ней и казачью культуру, древние обычаи и язык своей исторической родины – в песнях, литературном творчестве и даже в бытовом общении. Не найти сегодня на Кубани станицы, где не говорили бы на украинском языке. А это значит, что корни запорожского казачества дают свои побеги, что они неистребимы и не будут забыты никогда, несмотря на старания определенных сил.
Сегодня мы, кубанцы, живем с нашими украинскими братьями в разных государствах. Мы видим, как они мужественно продолжают борьбу все с теми же имперскими поползновениями, как и двести лет назад, и от всего сердца желаем им успеха в этом сложном и благородном деле. Нам не надо, чтобы у нас было общее правительство, нам не нужны какие-то формальные союзы и фальшивое братство, мы просто хотим быть хорошими соседями и добрыми родственниками, свободными в своих действиях и своем выборе. Мы дети Киевской Руси, и наша старая добрая родина опять показывает нам путь вперед – к свету, к людям, к цивилизации из мрака средневековых имперских отношений.