Политика:

Кубанцы окончательно разуверились в политике

16.12.2013

Противодействие граждан непопулярным мерам власти все менее зависит от разного рода политических деятелей, «наставляющих и направляющих» народный протест

805

Противодействие граждан непопулярным мерам власти все менее зависит от разного рода политических деятелей, "наставляющих и направляющих" народный протест

Уходящий год был неоднозначным для Кубани в политическом плане. С одной стороны, он был куда менее богат на протестные акции, чем Центр. С другой стороны, в крае произошли события, ставшие, не побоюсь этого слова, знаковыми в политической жизни не только региона, но и страны в целом.
Самыми знаковыми политическими событиями года в Краснодарском крае, на мой взгляд, являются окончание судебного процесса над бандой Цапков и дело Михаила Саввы. Решение суда первой инстанции по Цапкам в настоящее время обжалуется, но это, по большому счету, уже не имеет никакого значения, потому что общественность явно потеряла интерес к судьбе осужденных бандитов. Появившийся еще в феврале интерес ФСБ к деятельности ЮРРЦ и лично его руководителя Михаила Саввы, с многочисленными проверками и обысками, закономерно вылился в арест ученого и правозащитника в апреле с последующим заключением его в СИЗО. С момента заключения Саввы под стражу и до начала суда прошли акции студентов и просто неравнодушных в поддержку Михаила Саввы, его судьба неоднократно ставилась в центр внимания московскими и зарубежными правозащитниками. Многие политики, журналисты и общественные деятели высказывали мнение, что "дело Саввы" является, своего рода, "пробным шаром" по обкатке новых методов давления на НКО. С этой точки зрения, дело Михаила Саввы стало знаковым уже не только для Кубани, но и для всей страны в целом.
В ноябре стало известно, что Михаилу Савве, согласно ходатайству уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, заключение в СИЗО было заменено на домашний арест. Это первое с начала ареста смягчение условий содержаний опальному профессору дает многим осторожную надежду и на дальнейшие перемены к лучшему.
Менее резонансным, но все же достаточно заметным политическим событием, отголоски которого отозвались и за пределами Краснодарского края, стал фактический разгон Краснодарского отделения "Яблока" его центральным руководством. Напомним, что в свое время "Яблоко" совершило достаточно удачный политический ход, фактически интегрировав в свой состав "Экологическую вахту по Северному Кавказу" и назначив ее лидера, Андрею Рудомаху, главой кубанского отделения. Однако 23 ноября Федеральное бюро "Яблока" в Москве исключило из партии члена Федерального Совета заместителя председателя Краснодарского отделения Леонида Запрудина. Причиной стали предложенная им партийная реформа, а также 5 000 рублей, которые он перевел Алексею Навальному в период предвыборной кампании в Москве. Часть кубанских партийцев в знак несогласия заявили о выходе из "Яблока", после чего столичное руководство вообще расформировало краснодарское отделение, приостановив полномочия всех его руководителей, в том числе и Андрея Рудомахи.
Кубанское отделение "яблочников" высказывало этим летом поддержку Алексею Навальному, особенно после вынесения приговора ему и "члену партии "ЯБЛОКО" Петру Офицерову". Событие это вообще всколыхнуло кубанскую общественность: в день вынесения приговора, 18 июля, центр города оказался обклеен листовками, а вечером перед зданием городской администрации в Краснодаре состоялся флешмоб под лозунгом "Свободу Навальному!", собравший несколько сотен активистов. Участники спонтанного флешмоба встали в круг, взявшись за руки, и скандировали "Один за всех и все за одного!", "Свободу Навальному!". А 20 июля состоялось заседание Бюро Регионального Совета регионального отделения парти, в ходе которого среди прочих был рассмотрен вопрос о возможности проведения публичных акций от лица Краснодарского краевого отделения "ЯБЛОКА" в поддержку Алексея Навального. Вопрос был решён положительно: как сообщал официальный сайт партии, "Краевое отделение партии обязано оказывать максимальную поддержку оппозиционерам, пострадавшим от набирающего обороты репрессивного маховика кланово-воровской диктатуры". Эта поддержка закончилась тогда, когда стало известно, что заместитель председателя Краснодарского отделения Леонид Запрудин перевел пять тысяч рублей Алексею Навальному. Позже в общении с прессой он заявил, что "не послал эти деньги лидеру партии Сергею Митрохину, т.к. знал, что он потратит их неэффективно". Так выборы московского мэра косвенно повлияли на политический ландшафт Краснодарского края.
"Единый день голосования" в этом году в Краснодарком крае прошел донельзя бледно и предсказуемо. Практически, ни в одном из муниципальных образований, где выбирали глав или депутатов, фактически, не было серьезной борьбы, а все выборы закончились уверенной победой "партии власти". Однако серость и унылость сентябрьских выборов неожиданно компенсировалось ожесточенной борьбой за пост главы Белореченска 1 декабря. Борьба, развернувшаяся между исполняющим обязанности главы города, кандидатом "Единой России" Юрием Фесенко и кандидатом от партии "ЯБЛОКО", редактором независимой газеты "Белореченская правда" Александром Кузнецовым. Последнего поддержали также эсеры и коммунисты, наблюдатели приехали практически со всего Краснодарского края и даже из Москвы. В итоге результат – 52,17% у Юрия Фесенко и 44,21% у Юрия Кузнецова.
В целом же, по сравнению с прошлым годом, когда протестная активность на Кубани и в стране была достаточно высокой, 2013 год прошел под знаком "ответного удара власти", характеризуясь, прежде всего, усилением репрессий. Символически можно сказать, что неожиданно сильные декабрьские морозы стали своего рода "природной аналогией" усилиям власти весь год, старающейся "как следует подморозить Кубань".
Усиление репрессивных действий со стороны власти более чем понятно – на носу Олимпиада, в преддверии которой идет полная зачистка всех сил, так или иначе способных внести диссонанс в благостную картину олимпийского края, где все жители, как один, гордятся Россией, Путиным и Ткачевым.
В ту же "копилку" можно отнести и спад активности парламентской оппозиции на Кубани. Политическая деятельность представителей "старых партий" на муниципальных и прочих выборах выглядела достаточно бледной, изображая борьбу лишь для галочки. Даже политическая активность регионального отделения "Яблока", как мы убедились, далеко не всегда находила понимание у руководства партии. Это определяет новый вектор в общественной жизни Краснодарского края. Противодействие граждан тем или иным непопулярным мерам власти все менее зависит от разного рода политических деятелей, "наставляющих и направляющих" народный протест. Власть, конечно, может надеяться на то, что "олимпийская эйфория" на время сгладит остроту имеющихся противоречий и нерешенных вопросов. Однако рано или поздно эти вопросы вновь будут поставлены, причем не выступающими от имени народа партиями, которые окончательно утратили в этом году доверие населения, причем все без исключения, а самим народом.

Александр КАЙМАНОВ