На VIII Международном форуме мэров городов Шелкового пути, который в этом году проходил на Корейском полуострове, Россию представили главы Грозного, Азова, Ванино и кубанской станицы Тамань
1193
На VIII Международном форуме мэров городов Шелкового пути, который в этом году проходил на Корейском полуострове, Россию представили главы Грозного, Азова, Ванино и кубанской станицы Тамань
Небольшой портовый городок Йесу, расположившийся в самой южной точке Корейского полуострова, с 21 по 24 октября стал местом паломничества вип-персон со всего евразийского континента. Мэры городов из 50 с лишним стран мира съехались на форум, цель которого – укрепление торговых, культурных и научных связей, экономическая интеграция между Востоком и Западом.
С античных времен вплоть до позднего средневековья из стран Восточной Азии существовали торговые пути (Великий шелковый путь) как морские, так и сухопутные, по которым в оба конца шли караваны с товарами.
– Вариантов торговых маршрутов на Шелковом пути существовало несколько, и лежали они через разные города, – рассказывает глава Таманского сельского поселения Михаил Басловяк. – Один из них – из древнего Пекина в Европу – проходил через Азов (в 900-е годы н.э. – турецкая крепость Азак – ред.) и Тамань (в X-XII веках – столица Тмутараканского княжества). Поэтому наша станица и была представлена на этом форуме в числе еще четырех российских населенных пунктов – Грозного, Азова, Ванино и Дербента.
Существует версия, что именно в Тамани по пути в Китай и из Китая останавливались купцы, в частности, возле знаменитой исторической достопримечательности станицы – Турецкого фонтана. Это фонтан, по одним источникам, соорудили турки, обосновавшиеся в Тамани в середине 16-17 веков. Но, по другим сведениям, фонтан был построен лет на 500 раньше. Турки лишь приложили руки в плане его дальнейшего благоустройства: сделали каменный грот, декорировали вход в него, то есть то, что дошло до наших дней. Но фонтан так и вошел в историю Тамани, как излюбленное место отдыха древних путников "из варяг в греки".
– О таких подробностях в истории освоения Таманского полуострова должны знать не только жители станицы, хотя нас – таманцев – это касается прежде всего, но и в других странах. И нам это важно для развития на Тамани этнографического и археологического туризма, – считает глава Тамани. – И факт включения Тамани в грандиознейший международный проект "Шелковый путь" можно смело считать первым шагом в этом направлении.
Если о существовании курортного Сочи узнали во всем мире, благодаря предстоящей Белой олимпиаде, то Тамань прославилась именно как историко-археологический центр Юга России. Тем не менее, как признался Михаил Басловяк во время общения с коллегами из других стран на форуме в Йесу, немногие слыхали раньше о таком городишке, как Тамань, и с удовольствием знакомились с "таманским мэром".
Полезными и перспективными для развития Тамани и интеграции станицы в торгово-экономический союз городов "Шелкового пути" глава поселения назвал свои встречи с коллегами из Польши, Венгрии, Кореи.
– Многое из того, что делает на своем посту мэр Йесу Ким Чун Сёк, можно было бы перенять и нам, – считает Михаил Басловяк. – Ведь этот город очень похож на Тамань: также расположился на полуострове, на берегу моря, у пролива меж двух морей, также активно развивает портовый бизнес. Только отличает его, что наряду с портом, в Йесу динамично развивается курортно-туристический бизнес, но при этом с экологией у них все в порядке. Значит, есть, чему поучиться.
Кстати, мне очень понравилась такая деталь: у корейских глав муниципалитетов существует обязательная повседневная форма одежды – синий костюм, причем на пиджаке указано имя чиновника и занимаемая должность. Так что, любой житель города может узнать своего мэра по этим приметам даже на улице – и от народа уже не спрячешься за тонированными окнами служебного авто. Конечно, у господина Кима есть и время приема граждан, но большую часть вопросов он все-таки решает за пределами своего кабинета. Мне показалось это очень разумным и правильным, и, по-моему, нашим чиновникам такие условия работы были бы только на пользу.
Да и вообще, муниципалитеты в Корее имеют достаточно широкий круг полномочий, но в местном бюджете средств остается прилично, и их, на мой взгляд, вполне хватает на реализацию этих полномочий. Например, годовой бюджет Йесу с его двухсоттысячным населением превышает 1,2 млрд. долларов в год. Это почти четверть бюджета Краснодарского края с населением в 5,5 млн. Основные статьи дохода этого города – порты, туризм и местная промышленность.
У нас в Тамани стремительно развивается портовое хозяйство, мы делаем первые шаги на пути к развитию курортной и туристической сфер. А вот теперь еще включены в международный проект по развитию археотуризма в рамках "Шелкового пути".
Глава Тамани уверен, что сейчас, когда федеральные власти уделяют столько внимания развитию портов на Таманском полуострове, необходимо также обратить внимание и на уникальность Тамани в историко-археологическом и географическом аспектах. Полуостров, расположившийся на стыке двух морей, может вполне стать центром не только всероссийского, но и международного туризма.
– Опыт корейского города Йесу убедил нас в том, что в приморских городах далеко не всегда бывает так, что порт становится главным препятствием на пути к развитию курортного бизнеса. Йесу – один из крупнейших портов на Дальнем Востоке, но это не мешает бурному развитию города, как курортного центра Южной Кореи. И в то же время там чистые пляжи, свежий воздух и благоприятная атмосфера для полноценного отдыха. Думаю, у нас есть возможности развиваться в том же направлении, если край и федеральный центр подойдут конструктивно к этому вопросу и не будут вставлять палки в колеса.
Сергей ЛАДОЖСКИЙ