Политика:

Правовой иммунитет

09.04.2014

депутат поселкового уровня его имеет, а губернатор Краснодарского края – нет

1046

депутат поселкового уровня его имеет, а губернатор Краснодарского края – нет

Читатели "Новой газеты Кубани" в своих обращениях в редакцию не раз проявляли интерес к вопросу неприкосновенности представителей законодательных и исполнительных органов власти, так называемому правовому имму-нитету. Уверена, что далеко не все носители правового иммунитета в полной мере знают о своих правах. С помощью юриста Алексея Иванова редакция "НГК" попробовала разобраться в хитросплетениях современного российского иммунитета.
Иммунитет – особый вид привилегии. Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом – правовой непри-косновенностью. В целом же, неприкосновенность рассматривается как право гражданина на невмешательство государства, а иммунитет – как определенные льготы и привилегии для определенного круга лиц. Поэтому институт непри-косновенности призван ограждать от всяких посягательств, а иммунитеты призваны обеспечить независимость.
Законодательством установлен круг лиц, на которых распространен иммунитет (см. таблицу).
Федеральный перечень субъектов, обладающих иммунитетом не должен отличаться от регионального, однако некоторые субъекты Российской Федерации сами определяют границы иммунитета.
Согласно законодательству Краснодарского края, на мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их непри-косновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, в то время как федеральным законодательством установлена гарантия неприкосновенность лишь судьи (а не членов его семьи).
В Адыгее, например,гарантии независимости и неприкосновенности су-дей распространяются и на членов Конституционной Палаты Республики Адыгея.
Механизм привлечения лиц, обладающих неприкосновенностью, к уго-ловной и административной ответственности также различен.
Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается, если речь идет о судье Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевогосуда, суда города федерального значения, военного суда, федерального арбитражного суда, Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Решение по вопросу о привлечении судей данных категорий к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.
Кроме того, законодательно предусмотрено:
– принятие решения об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу;
– осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприя-тий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу).
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата Законодательного собрания Краснодарского края принимается руководителем следственного управления Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю, равно как и решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления.
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении прокурора райо-на, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката принимается также руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов – Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем.
В соответствии со ст. 28 Устава Краснодарского края, депутаты Законодательного собрания края обладают неприкосновенностью на территории Краснодарского края, гарантируемой федеральным законом и законом края в течение всего срока полномочий. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Депутат Городской думы Краснодара не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Подобный иммунитет предоставлен депутатам и других муниципаль-ных образований Краснодарского края, что прописано в Уставах муници-пальных образований.
Что же касается губернатора, то поскольку губернатор Краснодарского края и его заместители не являются выборными должностями Краснодарского края, они не закреплены в перечне лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ и не обладают иммунитетом от привлечения к уголовной или административной ответственности. Получается, что, например, депутат поселкового уровня иммунитет имеет, а губернатор Краснодарского края – нет.
Главы муниципальных образований Краснодарского края, напротив, являясь выборными должностными лицами органа местного самоуправления, закреплены в перечне лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, и обладают иммунитетом от привлечения к уголовной или административной ответственности.
В отличие от депутатов лишить неприкосновенности Президента РФ практически невозможно. Статья 93 Конституции Российской Федерации устанавливает весьма сложный порядок привлечения к ответственности высшего должностного лица государства, который, практически, невыполним.

Материал подготовлен
Татьяной ГУСЕЛЬНИКОВОЙ
при помощи юриста
Алексея Иванова