Политика:

Протест губернаторов неизбежен

28.10.2013

Припертые к стенке новым законом главы регионов вынуждены будут рассказывать истинную причину межнациональных конфликтов

682

Припертые к стенке новым законом главы регионов вынуждены будут рассказывать истинную причину межнациональных конфликтов

Согласно опросу, организованному "Клубом Регионов", около 50% респондентов считают, что за межнациональные конфликты должен отвечать федеральный центр. За передачу этой ответственности на региональный уровень голосуют почти 40% и чуть более 15% считают, что это зона полномочий муниципальных властей

Г осдума во вторник, 15 октября, приняла закон об ответственности региональной и муниципальной власти в сфере межнациональных отношений. 22 октября Президент подписал закон. Теперь губернаторы будут отвечать, в частности, за сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов РФ. Они же встанут на защиту прав национальных меньшинств, должны будут проводить политику социальной и культурной адаптации мигрантов и, что самое главное, проводить профилактику межнациональных и межэтнических конфликтов. В законе говорится, что за ненадлежащее исполнение обязанностей губернаторов могут привлекать к ответственности, однако наказание в виде отставки за то, что подобный конфликт не был предотвращен, грозит вовсе не региональным руководителям, а главам муниципальных образований.
Нет никакого сомнения в том, что это роды столь непростого, щепетильного во всех смыслах закона были преждевременными, спровоцированными событиями в Бирюлево. На первый взгляд, столь молниеносная реакция главы государства и подконтрольной ему Госдумы выглядят, как желание снять с себя всякую ответственность за стихийные уличные бунты, которые стали происходить в российских регионах, включая Москву и Питер, регулярно. Толчком большинства протестных выступлений, и это фактически официально признал теперь Президент, служат раздоры между лицами разных национальностей. Но до сих пор власть называла их "конфликтами на бытовой почве, не имеющими отношения к межнациональной розни", загоняя тем самым проблему в угол.
Принятие закона об ответственности в сфере межнациональных отношений президент Путин фактически снимает вековое табу с формулировки "конфликт на национальной почве" , страх перед которой нынешние российские правители унаследовали от СССР , где, как известно, ни секса, ни межнациональных проблем не было. Теперь же сам Президент вынужден признать, что межнациональная рознь в России существует, и прямо указывает на то, что отвечать за нее придется исполнительной власти на местах: губернаторам, мэрам, главам городов и районов, которые до сих пор ограничивались в этом вопросе, в основном, проведением фестивалей национальных культур.
Наивно полагать, что новый закон (в котором пока отсутствует механизм: кого и за что наказывать – основные понятия размыты и т.д.) улучшит межнациональные отношения в конкретных регионах после того, как начнут снимать с постов чиновников разных уровней. Да и в их ли силах влиять на сложнейший механизм межнациональных отношений, который обусловлен сотней причин: исторических, экономических, геополитических, этнокультурных и иных других?!
Есть опасение, что закон этот разрушит главное достижение эпохи правления Путина – властную вертикаль, саму систему власти. С уверенностью можно сказать, что ни один действующий губернатор в душе не согласен с тем, что его назначают козлом отпущения за межнациональные процессы, которые складывались в государстве Российском не одну сотню лет, ни одним федеральным правителем, начиная с царских времен и заканчивая командой Путина. А потому в процессе выживания ныне разрозненные и конкурирующие друг с другом руководители регионов вынуждены будут консолидироваться вокруг этой общей для их карьеры угрозы.
Свое отношение к нововведению уже высказал глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров: "Авторы законопроекта перекладывают задачу на губернаторов". "Из долгой практики знаю, что определить преступление, как межнациональный конфликт, трудно. Его можно только так назвать", – сказал он.
Опыт проведения выборных кампаний, манипулирования общественным мнением у глав регионов путинского призыва огромный, большая часть их усилий тратится на то, чтобы усидеть в кресле, а вот опыта работы урегулирования межнациональных отношений нет ни у одного. Даже политический старожил Александр Ткачев, удостоенный Президентом эксклюзивной должности – "представитель президента в Абхазии", пытаясь разруливать вначале своей карьеры конфликты с межнациональной подоплекой, нажил массу проблем и понял, что касаться лишний раз этой темы для имиджа весьма непродуктивно. Малейшее недовольство национальных меньшинств на местах мгновенно вырастает в межгосударственную проблему. Так было с переселением турок-месхетинцев с Кубани, с причерноморскими шапсугами, добивавшимися создания собственного парламента . У большинства губернаторов есть в пассиве подобные истории, о которых они предпочитают не вспоминать. Да и что реально могут сделать на местах губернаторы и мэры для улучшения межнациональных отношений, если новых эффективных форм работы в этом направлении не появилось сегодня на всем мировом пространстве, а одними только лозунгами о равенстве и братстве проблему эту не решишь.
Член ОП Асламбек Паскачев своим высказыванием только подтвердил опасения о том, что федеральная власть озабочена сегодня не столько поиском путей решения проблемы, сколько поиском виноватых: "Путин не может отвечать за все, но регионам нужны четкие критерии и контроль, чтобы никто не мог утаивать межнациональный конфликт или переводить бытовой конфликт в межнациональный", – заявил он. Что с того, что губернаторы начнут публично признавать, что имел место конфликт на национальной почве, а не на бытовой? От того, что очередного главу принесут в жертву, проблем меньше ведь не станет.
Припертые к стенке этим законом главы регионов в разных формах и на разных площадках вынуждены будут рассказывать населению истинную причину этих конфликтов, расшатывая тем самым устои государственной власти, ибо все причины кроются в коррумпированности и лицемерии власти верховной, порождением которой они являются. Люди они информированные, для сохранения собственного кресла разборчивости в средствах проявлять не станут, к тому же умеют создавать коалиции, когда речь идет о собственном самосохранении.
Так что не креативный класс – белоленточная интеллигенция, которая неспособна договариваться, и даже не уличные бунтари с российских окраин станут теми самыми дрожжами, на которых поднимется с новой силой очередное протестное движение в России, а верные опричники – губернаторы. Времени для подготовки к самообороне у них, правда, немного, конфликты на межнациональной почве в России нарастают с пугающей частотой. Но то, что губернаторы не отдадут без борьбы жалованные им Центром на кормление территории и не станут ждать, когда их попросят освободить кресло, вероятность, равная неизбежности.


Галина ТАШМАТОВА,
Политолог