Политика:

Родственникам чиновников закрыли доступ к госзакупкам

17.03.2014

50 уголовных дел, связанных с фактами хищения бюджетных средств, возбуждено на Кубани

652

50 уголовных дел, связанных с фактами хищения бюджетных средств, возбуждено на Кубани

С 1 января 2014 года вступили в силу поправки в законодательство о госзакупках. Теперь во избежание конфликта интересов фирмам, подконтрольным чиновникам и их родственникам, будет закрыт прямой доступ к тендерам.

Принятая поправка изменила п. 9 ст. 31 "Требования к участникам закупки" федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", позволявший родственникам и супругам чиновников получать госзаказ. Избегать подобного конфликта интересов теперь должны: руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика и контрактный управляющий.
В список запретных лиц вошли жены и мужья чиновников и родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям: родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные чиновником люди. Им нельзя быть директорами, управляющими, президентами компании – исполнителями заказа и участвовать в конкурсе как индивидуальные предприниматели, сообщает "Газета.ру".
Также доступ к госзакупкам закрыли для тех, кто не раскрывает свое участие в хозяйственной деятельности компании – исполнителя заказа. Поясняется, что это граждане, владеющие напрямую или косвенно долей не менее чем в 10 % голосующих акций компании либо долей, превышающей 10 % в уставном капитале компании.
Редакция "НГК" обратилась в прокуратуру Краснодарского края с вопросами, какие органы будут отслеживать причастность чиновников к фирмам, принимающим участие в госторгах, и каково наказание для чиновников и их родственников, нарушивших п. 9 ст. 31 "Требования к участникам закупки" федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На запрос редакции ответил первый заместитель прокурора края И.А. Бабаев.
"Надзор за исполнением законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры края и осуществляется на постоянной основе.
Как в 2013 году, так и истекшем периоде 2014 года под пристальным вниманием органов прокуратуры края остаются вопросы предупреждения и пресечения фактов нарушений в рассматриваемой сфере правоотношений. Принимаемые меры прокурорского реагирования направлены на предотвращение хищений, а также неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств.
Вскрыты факты оплаты государственными и муниципальными заказчиками невыполненных и завышенных объемов работ, заключения контрактов в отсутствии лимитов бюджетных средств, достаточных для последующей оплаты поставленных товаров (работ, услуг), случаи хищения и нецелевого расходования средств федерального, регионального и местных бюджетов.
Материалы прокурорских проверок послужили основанием для возбуждения более чем 50 уголовных дел, связанных как с фактами хищениями бюджетных средств недобросовестными поставщиками и исполнителями по государственным и муниципальным контрактам, так и превышения, злоупотребления и ненадлежащего исполнения полномочий должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", включающий в себя значительное количество новаций в правовом регулировании соответствующих процедур. В частности, предусмотрено проведение аудита результатов закупок со стороны Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.
Кроме того, Федеральным законом № 44-ФЗ значительно изменены правила осуществления государственного и муниципального контроля в сфере госзакупок, разграничены полномочия и компетенция соответствующих государственных и муниципальных органов, в частности, Федеральной антимонопольной службы России, Казначейства России, уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Статьей 107 Федерального закона
№ 44-ФЗ за нарушение требований данного нормативного правового акта предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ", – говорится в ответе прокуратуры.

Фото: Глеб Щелкунов