Интервью с Александром Кисловым, председателем единственной пока в районах края Общественной палаты
2479
Интервью с Александром Кисловым, председателем единственной пока в районах края Общественной палаты
"НГК": Александр Анатольевич, Общественной палате Ленинградского района уже больше года. Посвятите читателей "НГК" в историю ее создания.
А.А. Кислов: Палата наша родилась в августе прошлого, 2013 года. Рождалась в муках. Три года. Этот период я для себя определил как организационный – становление, официальное закрепление. Лишь в прошлом году нам все же удалось провести решение о создании районной Общественной палаты через Совет депутатов муниципального образования Ленинградский район.
Наш опыт уникальный – палата была создана, как сейчас принято говорить, по "инициативе снизу". Еще за год до создания ОП стало понятно, что все наши попытки упираются в чиновничью стену. Если бы мои усилия по официальному закреплению статуса Общественной палаты не увенчались успехом, я на тот момент принял решение зарегистрировать общественную организацию с одноименным названием. Начиналось всё так. Собрались самые активные общественники района и подготовили совместный документ – декларацию о создании Общественной палаты. Свои подписи под ней поставили практически все, 90 процентов представителей общественных объединений района. У нас в районе около 35 действующих общественных организаций.
"НГК": Как восприняла вашу инициативу местная власть?
А.А. Кислов: В районной администрации наш порыв встретили настороженно. Скажем, не с распростертыми объятиями. На мой взгляд, причин несколько. И самая главная – моя биография. Несколько лет назад я возглавлял местное отделение "Справедливой России". Думали, что наверняка продолжу оппозиционную деятельность.
Но затем глава района Сергей Гаркуша в очередной раз возглавил краевое министерство сельского хозяйства, а исполнять обязанности стал Владимир Гукалов. Так что провести решение о создании Общественной Палаты района удалось лишь с третьей попытки.
"НГК": Как выглядела процедура: глава района представил своих кандидатов в Общественную палату, как того требует федеральное и краевое законодательство, или был какой-то альтернативный путь?
А.А. Кислов: Честно сказать, я сам эти кандидатуры отобрал. На мой взгляд, самых эффективных общественников. Среди них оказались и люди, довольно далекие от политики. Например, председатель клуба любительского собаководства "Трейсер" Юрий Стаценко. Человек активно работает, проводит выставки. Почему бы его не привлечь к работе? Он у нас вошел в совет ОП ЛР. Как и атаман Уманского казачьего общества Павел Лях. В общем, отбирали людей не по политическим или иным взглядам, а по показателям работы общественной организации, сколько пользы та приносит району. В список первых пяти членов совета, которые затем формировали весь состав, кроме вышеназванных, вошли еще трое. Это председатель краевой молодежной общественной организации "Восхождение" Сергей Литвинков, председатель ККОО "Всекубанское родительское собрание" Татьяна Сыкалова и я, представляющий Торгово-промышленную палату. Все представленные кандидатуры главой района были утверждены.
"НГК": Как был организован конкурс?
А.А. Кислов: Мы рассылали уведомления, приглашали на встречи. Все, кому мы предложили вступить в ОП ЛР, ответили согласием, хотя, не скрою, один отказ мы все же получили – от местной организации Всероссийского общества слепых. Почему они отказались, понятия не имею.
"НГК": Не так давно в станицах Крыловской и Новоплатнировской случилась история с реорганизацией местной участковой больницы. Редакция "НГК" тогда активно подключилась к организованной вами акции. Чем закончилась та история?
А.А. Кислов: К нам в Общественную палату поступило обращение от жителей станицы Крыловской, в котором было больше 100 подписей. Станичники просили помочь. Разумеется, мы не смогли остаться в стороне и вмешались. Когда мы разобрались, оказалось, что в результате реорганизации участковой больницы в амбулаторию, персонал каждого из учреждений сократят более чем наполовину. Для села это много, очень. Это практически социальный взрыв. И без того ситуация на рынке труда, мягко говоря, не самая лучшая. По этому поводу мы собрали экстренное заседание Общественной палаты и приняли решение всеми способами и силами помогать. Первым делом направили запрос в министерство здравоохранения края с просьбой разъяснить позицию, по какой причине закрывают больницу. Ответа мы так и не дождались. Хотя реакция была. Буквально через сутки мне на мобильный позвонил глава района Владимир Гукалов и сообщил, что сокращению больницы не подлежат. Все остается на своих местах. Приказы о реорганизации больниц и сокращении сотрудников были отменены. Да, официальной бумаги не было, но успех нашей акции был очевиден. Мы же не ограничивались одним обращением, а били во все колокола – письма отправились и в администрацию Президента РФ, в федеральный Минздрав. В прокуратуру и в средства массовой информации.
"НГК": Да, действительно, это был успех. Однако известно, что вы активно работаете и в других направлениях...
А.А. Кислов: Из-за известных событий на Украине у нас в Ленинградском районе появилось много беженцев. Мы сразу включились в работу и взяли шефство над 8 семьями. Впрочем, помогали не только им, но и другим. Собирали средства, приобретали питание, вещи первой необходимости. Я, как представитель Общественной палаты, работал в районном штабе по оказанию гуманитарной помощи. По нашей инициативе, во взаимодействии с местными властями организовали досуг для детей из Украины. Это и походы в кинотеатры, бесплатные аттракционы.
"НГК": Ваш опыт в масштабах края уникален. Эффективно работающей Общественной палаты, пожалуй, нет ни в одном районе края. К вам, наверняка, обращались из других районов с просьбами поделиться опытом?
А.А. Кислов: Да, действительно. Из многих районов интересуются – например, из Курганинского, Динского. Я никому не отказываю. Консультирую. Готов делиться опытом и впредь.
"НГК": Осенью прошлого года была создана краевая Общественная палата. Процедура, как помним, была абсолютно непрозрачной и закрытой. Вы пытались участвовать в объявленном конкурсе?
А.А. Кислов: Было такое. О конкурсе я узнал случайно. Было небольшое объявление на официальном портале органов исполнительной власти Краснодарского края. И буквально за сутки собрал необходимый пакет документов. Однако в окончательный состав не вошел. Конкурсная комиссия приняла весьма спорное решение отсеять меня из числа кандидатов. Меня выдвинули от "Всекубанского родительского собрания". Эта организация была создана в 2010 году. А в краевом законе сказано, что общественная организация, выдвигающая кандидата в краевую ОП, должна быть создана, как минимум, за год до принятия закона. Он был принят, насколько мне известно, в 2008 году. На тот момент нашей организации еще не было. По духу краевого закона организация должна была иметь "стаж" работы не менее одного года, но на момент формирования Общественной палаты края в 2013 году, наша организация уже работала не один, а три года. В этом и заключается главная странность, недоразумение, коллизия. Тут справедливостью и не пахнет. Уверен, что это серьёзная недоработка создателей ОП КК. Но все произошло так, как произошло...
"НГК": Получается, членам общественных организаций, зарегистрированных после 2008 года, путь в краевую общественную палату закрыт? Вы готовы смириться с этим?
А.А. Кислов: Нет, конечно. Но эта норма в краевом законе прописана, если я не ошибаюсь, только в отношении формирования первого состава Общественной палаты края. Мы хотим и добиваемся, чтобы краевая Общественная палата формировалась по тем же принципам, что и федеральная. Напомню процедуру, в которую внесли изменения еще в прошлом году. ОП РФ формируется из представителей региональных Общественных палат, тех, кого предложил президент РФ, и победителей интернет-голосования. Мы уже проявили инициативу: ряд предложений о внесении изменений в краевой закон "Об Общественной палате Краснодарского края". Цель проекта – привести краевое законодательство в этой области в соответствие с федеральным. Сложность заключается в том, что ОП ЛР не наделена законодательной инициативой. Но мы обратились к депутату ЗСК Ивану Петренко, представляющему наш избирательный округ.
"НГК": И последнее. Александр Анатольевич уже год вы являетесь председателем районной Общественной палаты – по сути это человек, определяющее вектор развития, стратегию организации. Среди Ваших коллег наверняка разные люди, которые могут обвинять Вас как в излишней мягкотелости, так и, наоборот, в излишней принципиальности и жесткости. Разумеется, речь идет о принятии решений. Каким должен быть идеальный председатель ОП, на ваш взгляд?
А.А. Кислов: Скажу словами одного из любимых мультяшных персонажей моей дочери: "секретного ингредиента нет". А для себя я условно разделил своих коллег на три категории. По характеру, убеждениям и предпочтениям в методах. Первые – это те, кто лоялен к власти. Вторые – радикалы, сторонники жестких мер. Они готовы, условно говоря, открывать любую дверь, без особых церемоний, поднимать всех на уши, пользоваться всеми доступными инструментами. И третьи – это прагматики. Вот к ним я себя и отношу. Понимаю, что с помощью диалога зачастую можно добиться много большего, не прибегая к крайним мерам. А уж, если это не помогает, тогда уже идти до конца. Но сначала – диалог. Нельзя сказать, что во власти сидят законченные идиоты, не желающие работать. Хотя и не без этого. Люди ведь разные, как и везде. Поэтому я никогда не буду ни радикальным, ни лояльным. Но всегда буду на стороне закона, правды и справедливости. Свои убеждения я готов последовательно и настойчиво отстаивать. До того момента, пока не будет установлена истина и не восторжествует та самая справедливость. Как бы пафосно это не звучало.
Беседовал Владимир ПРИХОДЬКО