Политика:

ТОГДА ВЫБИРАЛИ ЛИЧНОСТЕЙ…

10.11.2014

20 ноября краевое Законодательное собрание отметит своеобразный юбилей – ровно двадцать лет назад, в 1994, впервые состоялись выборы депутатов кубанского парламента. Двадцать лет – срок немалый, можно сказать, совершеннолетие. Уже можно подводить

854

20 ноября краевое Законодательное собрание отметит своеобразный юбилей – ровно двадцать лет назад, в 1994, впервые состоялись выборы депутатов кубанского парламента. Двадцать лет – срок немалый, можно сказать, совершеннолетие. Уже можно подводить определенные итоги. Корреспондент "НГК" решил опросить некоторых депутатов ЗСК первого созыва о том, как изменился кубанский парламент по сравнению с тем, что было двадцать лет назад.

Александр Травников, депутат первого созыва ("Тогда депутатов не сажали"):

– Главное отличие "тогда" от "сейчас"? Депутатов первого созыва знали в лицо, да и сейчас узнают на улице, а нынешние депутаты, в большинстве своем, обезличены. Они работают в команде, в которой известен только лидер. Потом, в 1995 году у депутатов был энтузиазм, было искреннее стремление к работе, осознание своей ответственности. Мы ведь фактически создавали с нуля всю новую нормативную базу, заседали порой неделями, а нынешние депутаты провели сессию и на этом успокоились. Тогда работали профессионалы, а для нынешних депутатов это только "дополнительная нагрузка". Уже отлажен весь бюрократический аппарат, у них масса помощников, секретарей, а мы законы печатали сами. И еще одно отличие: тогда так часто депутатов не сажали.

Борис Вавилов, депутат первого созыва ЗСК ("Нынешний кубанский парламент сплошной "одобрямс"):

– Считаю, что первый созыв ЗСК принял на себя самую сложную работу – принятие первых законов для Краснодарского края. Работать тогда было интересно: парламент представлял самые разные силы: КПРФ, ЛДПР, тогдашнюю "партия власти", казачество. Законы горячо обсуждались, были споры, каждый депутат мог подойти к трибуне и сказать свое мнение по тому или иному закону, и так в процессе обсуждения, в процессе высказывания разных точек зрения закон постепенно шлифовался, чтобы быть, наконец, принятым. Я помню случай, когда казаки предложили свой проект гимна для Краснодарского края: когда заиграла музыка, все встали, я остался сидеть на месте. Меня начали упрекать, уговаривать встать, я сказал: "Вы нам пока представили только проект закона, что же я буду вставать. Мы этот проект должны рассмотреть, обсудить, а вдруг мы его не примем. Вот когда закон о гимне Краснодарского края будет принят, когда его подпишет губернатор, вот тогда я буду вставать". Что же до нынешнего ЗСК, то он мне напоминает советский крайсовет – никакого плюрализма мнений, никаких прений, сплошной "одобрямс". Я считаю, что это не лучшим образом сказывается на работе парламента. Так же, как и постепенное расширение числа депутатов: первый созыв начинал работу в числе пятидесяти депутатов, а сейчас их уже сто, и говорят, что будут расширять. Почему в одиннадцатимиллионной Москве, в Гордуме число депутатов не расширяется по сей день? Не мне вам говорить, какая это нагрузка на бюджет.

Владимир Громов, депутат первого, четвертого и пятого созывов ЗСК, атаман Кубанского казачьего войска в 1990-2007 годах ("Это были выборы в первый, со времен Гражданской войны, кубанский парламент"):

– Значимость этой даты в истории края трудно переоценить: впервые со времен разгона краевой законодательной Рады в Гражданской войне кубанцы выбирали свой парламент. Не менее важно, что тогда в Законодательное собрание избрались казаки – Кубанское казачье войско смогло провести в ЗСК семь депутатов. Важно отметить, что Войско принимало активное участие в избирательной кампании, избирая своих делегатов, агитируя и работая с населением. Тут можно видеть принципиальное отличие от казачьих войск в других субъектах РФ, где местные депутаты, зачастую не имевшие казачьих корней, принимались в казаки уже постфактум, после избрания. Сам факт выбора казаков в ЗСК говорит о том высоком доверии, которое оказывало Войску население края не только казачество, которого было явно немного для того, чтобы избирать своих депутатов. Тут важно отметить тот факт, что тогда выбирали, прежде всего, людей; партийных списков не было. Каждый кандидат шёл со своей программой и благодаря этому избиратели знали его в лицо. Благодаря этому нам удалось создать в ЗСК настоящую казачью фракцию. Заместителем председателя ЗСК был тогда мой старший брат, судья Пашковского казачьего общества Василий Громов, возглавивший комитет по делам казачества и местного самоуправления. Депутатами были избраны и атаманы Лабинского и Кавказского отделов ККВ Евгений Беспятов и Юрий Антонов, а также войсковой судья Геннадий Лень. Казаки участвовали в подготовке многих краевых законов, благодаря им в "Уставе Краснодарского края" был обозначен пункт, что наш край является территорией исторического формирования и проживания кубанского казачества и русского народа. Казаки участвовали в принятии законов о гербе, флаге и гимне Краснодарского края, впервые ими же был поднят вопрос, вызвавший тогда много шума, о жестком контроле миграционных процессов в крае. При активном участии казачества также был принят закон о местном самоуправлении, по его иницативе был принят закон об особом порядке землепользования для казачьих обществ, а также об освобождении этих обществ от налогов в местный бюджет. В целом, работа в первом созыве характеризовалась общим настроем какой-то эйфории, желанием что-то сделать. Работа над законопроектами велась прямо на сессии, не так как сейчас, когда все прения и споры происходят на обсуждении в комитетах, а на сессию мы приходим с уже готовыми законами.

Денис ШУЛЬГАТЫЙ