Какой же можно сделать вывод, оглядываясь на прошедшие 5 лет выборов на Кубани?
3274
Выборы глазами члена комиссии
Истекают пятилетние мои полномочия члена территориальной избирательной комиссии «Курганинская».
Какой же можно сделать вывод, оглядываясь на прошедшие 5 лет выборов на Кубани? Начиная с выборов 2011 года, вера в статью 3 Конституции Российской Федерации была размазана вместе с митингующими по Болотной площади отрядами ОМОНа. Власти приступили к тотальному упразднению самих выборов как системы ротации и оздоровления власти. Это хорошо видно на примере провинциального Курганинского района, плетущегося в самом хвосте рейтинга развития районов Кубани.
Начнем с порядка формирования территориальных и участковых комиссий, ТИК и УИК, соответственно. По какому же принципу формируется ТИК в нашем районе? Председателем ТИК обязательно назначается высокопоставленный чиновник из местной администрации, естественно, он должен быть одним из первых лиц местного политсовета «Единой России», в нашем случае это заместитель главы района. Жесткий, не терпящий критики, готовый смять любого, кто встанет на его пути, пользуясь своими связями и авторитетом. Главные его девизы: «много у нас тут законов было», «если он против нас, то почему должен работать?». Заместителем председателя является родственник главы района. У нас в составе была и дочь главы района, и сват главы района, то есть человек, контролирующий председателя комиссии. Видимо, чтобы не допустить, не дай Бог, брожения или заговора с целью свержения «законной» власти в лице этого самого главы.
Остальной состав комиссии формируется по принципу «кого Бог пошлет», сюда входят и представители партий-спойлеров, и выдвиженцы всяких там сборов, съездов и собраний, проведенных под чутким руководством администрации. Естественно, в таких условиях о каких-то независимых решениях речи не ведется. Более того, в нагрузку нам дали юриста из администрации, который четко отслеживал все наши решения. Стоит отметить, что и до этого у меня был опыт работы в избирательной системе в качестве члена УИК, и мне знакомы были основополагающие принципы работы системы. Первые выборы, которые я проводил на новом посту, были выборы депутатов ЗСК, тут я и увидел, что власти, опираясь на опыт 2011 года, боясь потерять инициативу, стали умышленно дискредитировать избирательную систему с целью отбить всякое желание у населения участвовать в выборах. Машины для голосования вне помещений выезжали в нарушение закона без наблюдателей, с квартальными, и через несколько часов возвращались с забитыми под завязку ящиками для голосования. В те годы самым распространенным был «вброс» именно на выезде. Машины подгоняли либо к администрациям, либо становились где-нибудь в скрытном месте, и члены комиссий сами заполняли бюллетени за избирателей. Причем никто этого не пытался особо скрыть, потому что, в принципе, как и сейчас, даже поймав за руку и имея неопровержимые улики, правоохранительные органы дистанцировались от выборов, понимая, что, если привлекать «провластных» членов УИК, значит попасть в немилость власть имущих. Уж таковы реалии нашей правоохранительной системы, что закон в ее работе, к сожалению, занимает не первое место. В общем, выборы в ЗСК были очень грязными, с кучей «вбросов» и с огромным давлением на наблюдателей. Заметно было, что, несмотря на множество жалоб о нарушениях на выборах, местные чиновники не только вышли сухими из воды, но и удостоились похвал из центра за победу. Думаю, выборы 2012 года были последними, в которых сохранялась хоть какая-то интрига, но и было растоптано само понятие выборов. Выборы стали называть «чуровщиной» в честь не безызвестного председателя ЦИК. Последовавшие за ними ряд местных выборов только подтверждали мои опасения. Дошло до того, что членов УИК на выездах жители стали прогонять от дворов. Сказалось тут и повседневное пренебрежение власти к народу. И естественно, люди стали игнорировать выборы, ну кроме подневольной части избирателей, которых гнали на выборы с конкретным заданием. Власти довольно-таки быстро достигли желаемой цели, избирательная система была дискредитирована за счет того, что где-то через СМИ, где-то из рассказов самих же членов комиссий до населения дошла информация о масштабах нарушений, и самое главное – о полной безответственности за эти самые нарушения. В то же время проводились чистки в комиссиях, убирали тех, кто отказывался заниматься фальсификациями. Снимали председателей, где победила оппозиция. Шла полировка системы, и первая проверка должна была состояться в 2015 году на выборах губернатора и депутатов муниципальных образований.
Тут, я думаю, необходимо сделать отступление для того, чтобы разъяснить, для чего же чиновники так рьяно рвутся обуздать выборы. Стимулов для чиновников в контроле над выборами несколько. Первый и самый важный стимул – это тот факт, что в России сложилась система управления по принципу «вседозволенность на местах в обмен на лояльность Кремлю». И именно степень контроля ситуации на местах отражается в процентах голосования за «провластных» кандидатов. А уж как этот процент будет достигнут, никого не интересует, главное, чтобы он был официален, ибо только официальные данные легализует власть в глазах мирового сообщества и населения страны.
Второй стимул – это карманные депутаты, которые будут принимать постановления, позволяющие производить нецелевые траты бюджетных средств, попросту говоря – разворовывать бюджет, переложив ответственность за нарушения закона на депутатов, которых, собственно, невозможно привлечь к ответственности, так как решения коллегиальные.
Ну и третий стимул это – торговля мандатами, как отмечал председатель Верховного суда Валерий Зорькин, власть на местах слилась с криминалом. Представители криминального мира приобретают не только субсидии и дотации для своего бизнеса, но и некий иммунитет от силовиков, которым вроде и можно ловить проворовавшихся и зарвавшихся, но только в рамках статистики, не более. За последние годы, думаю, многие обратили внимание, что корочка депутата снова стала неотъемлемым образом «братка», как красивый номер на автомобиле или дорогие часы, как в начале лихих девяностых.
Примером апогея беззакония для меня являются последние выборы губернатора Краснодарского края в 2015 году. Когда народ проигнорировал выборы, и реальная явка была не более 20 процентов, но власти с упоением рисовали себе астрономические цифры победы. Если вспомнить, Кондратьев тогда получил 83,64, обогнав по мнимой популярности даже Путина на 20 процентов. Откуда же такой процент? Как я уже говорил, народ перестал идти на выборы, а власти совместно с силовиками устроили неплохую головомойку оппонентам, по сути, заставив нас убрать людей с выборов. Но и в этой ситуации я постарался извлечь для себя выгоду. Там, где наблюдатели побоялись идти на выборы, мы попросили их считать количество избирателей, вошедших в помещения для голосования, стараясь не афишировать свое присутствие. Результат был ошеломляющим. Несоответствие по количеству вошедших и по количеству проголосовавших было в районе 40-50 %. Побил рекорд УИК 27-33 в станице Темиргоевской, где по подсчетам в помещение вошло 200 человек, а числились проголосовавшими 600! Масштабы «вбросов» на выездах тогда можно было себе только представить! Незамеченным такое отношение к мнению людей не осталось, в той же станице люди массово выступили против фальсификаций, собрав подписи в адрес представителей партий. Но представитель ЛДПР, к которому поступили обращения, передал их в администрацию, вследствие чего власти провели адресную работу с недовольными, подавив и запугав людей. Думаю, 2015 год можно смело назвать годом, когда в России перестала де факто существовать избирательная система в общепринятом в мировой практике понятии.
Но, пожалуй, самое дикое, что доводилось мне видеть, это суд, куда я был приглашен в качестве эксперта. Один из кандидатов в депутаты на тех выборах обратился в суд с просьбой отменить выборы, так как на одном из участков, по ее мнению, было подделано несколько сотен голосов. В качестве подтверждения она просила суд обеспечить доказательства по делу в виде изъятия списка избирателей, где были подделаны подписи за выдачу бюллетеней. И каково же было мое изумление, когда судья отказал в обеспечении иска заявителю, хотя по закону это было формальностью, и он обязан был его предоставить. А ведь как я писал выше, подделывали до 50 процентов голосов, и не 10-ки членов комиссий, а 2-3 человека, ставя сотни одинаковых подписей, которые без труда можно выявить, ознакомившись со списком избирателей.
Если быть честным, то в этом противостоянии сторонники честных выборов всегда проигрывали. Так, например, на участке в детском саду «Теремок» в городе Курганинске, где комиссия отказалась фальсифицировать, была проведена жесточайшая расправа, все «бунтари» лишились работы, а директор спортивной школы, изъявившая желание быть наблюдателем, лишилась своего поста. Под пресс попадали все, кто пытался вспомнить о том, что в России есть закон, и есть элементарное понятие честь. Более того, если в начале мерой наказания за неповиновение было попросту лишение права работать в муниципальных учреждениях, то под конец мне пришлось столкнуться с огромным давлением со стороны прокуратуры. Подытожив, могу сделать вывод, что само понятие 3-й строки Конституции о том, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, у большинства вызовет лишь улыбку. За 17 лет власти превратили выборы из праздника в нечто омерзительное, к чему не хочет быть причастна большая часть населения, чем и пользуется власть, чтобы нарисовать себе пиррову победу.
Член ТИК «Курганинская» Вячеслав Маньшин