Юрий Бурлачко: Избиратели ждут не новых «сенсаций», а новых конструктивных предложений
01.09.2014В сентябре текущего года на Кубани пройдет Единый день голосования, где в Краснодарском крае намечается 608 избирательных кампаний: выборы в ЗСК пятого созыва по Атаманскому одномандатному округу № 19, выборы глав девяти муниципальных образований края
560
В сентябре текущего года на Кубани пройдет Единый день голосования, где в Краснодарском крае намечается 608 избирательных кампаний: выборы в ЗСК пятого созыва по Атаманскому одномандатному округу № 19, выборы глав девяти муниципальных образований края (в том числе и город-курорт Сочи), выборы глав почти 220 поселений и депутатов порядка 380 советов городских и сельских поселений. В преддверии этой, самой масштабной с 2009 года, избирательной кампании председатель краевой избирательной комиссии Юрий Бурлачко ответил на вопросы корреспондента "НГК"
"НГК": В последние годы формы агитации в поддержку кандидатов на тех или иных выборах резко изменились. Согласны ли вы с этим утверждением?
Ю. БУРЛАЧКО: С момента утверждения в 2005 году форм агитации действующей редакцией пункта 2 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" действительно прошло достаточно большое количество лет. Однако с тех пор закон в данной части не претерпел изменений и с юридической точки зрения формы агитации не изменились. Под ними понимаются:
- призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
- выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению;
- описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран и т. д., всего 6 форм, при этом установленный законом перечень является исчерпывающим.
Что же касается методов агитации, предусмотренных пунктом 3 указанной статьи, то их перечень законодатель оставил открытым, очевидно, исходя из того, что жизнь не стоит на месте и возможно развитие общественных отношений, регулирующих данный процесс.
Поэтому наряду с хорошо известными традиционными методами ведения агитационной деятельности (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов) возможны и иные, не запрещенные законом методы.
Агитация как наиболее активно используемый инструмент в достижении цели избирательной кампании каждого кандидата, избирательного объединения непрерывно совершенствуется, появляются новые способы донесения до избирателей тех основных идей, программ, установок, которые должны убедить избирателя в преимуществах одного участника избирательного процесса перед другими. В частности, используются возможности новых технических средств, начиная от зшз-сообщений и заканчивая плазменными экранами на улицах городов. На мой взгляд, такое совершенствование является закономерным процессом.
Кроме этого, есть объективные основания говорить о том, что на выборах разного уровня кандидатами зачастую используются свойственные именно данному уровню выборов методы агитации.
Например, на выборах федерального уровня это использование федеральных телеканалов, позволяющих охватить большую аудиторию избирателей всей страны. На муниципальных выборах, особенно на выборах поселенческого уровня, это, безусловно, непосредственные встречи кандидата с избирателями, с которыми он, особенно в небольшом поселении, наверняка лично знаком.
"НГК": В законе о выборах предусматриваются различные формы предвыборной агитации в СМИ, на платной и бесплатной основе. Это публикации предвыборных программ кандидатов, мнение авторитетных политиков и экспертов, различные ток-шоу, дебаты, "прямой эфир" с кандидатом и так далее. На деле же мы видим, в лучшем случае, выдержки из предвыборной программы кандидата. Означает ли это низкий уровень политической культуры, бессмысленность подобных методов агитации или что-то иное?
Ю.БУРЛАЧКО: Вы знаете, противопоставляемые Вами разновидности агитационных мероприятий, таких, как ток-шоу, дебаты, "прямой эфир", с одной стороны, и выдержки из предвыборной программы кандидата - с другой, необходимо соотносить не только с определенным методом агитации, например, в электронных СМИ, но и с определенным уровнем выборов, о чем я сказал выше. Организация ток-шоу возможна на федеральном или региональном уровне, например, в рамках выборов депутатов органов государственной власти. Там и финансовые возможности кандидата и избирательного объединения, установленные соответствующим законом в части предельной суммы расходования средств избирательного фонда неизмеримо выше, чем на муниципальных выборах. На выборах же депутатов представительного органа сельского поселения с числом избирателей около тысячи человек, где нет никакой телекомпании, очевидно, выдержки из программ кандидатов способны наиболее оптимальным образом донести до избирателей необходимый объем информации.
По-моему, осознанный выбор избирателей должен определяться не внешними формами, а содержательной стороной агитационных материалов кандидатов и избирательных объединений.
Хочу подчеркнуть высокий уровень требований российского законодательства в данной части, обеспечиваемый объемом информационных материалов биографического характера о каждом из зарегистрированных кандидатов, размещаемых на информационных стендах участковых комиссий.
"НГК": Закон о выборах четко разделяет понятия агитации и информирования. Однако в предвыборный период СМИ Кубани, в подавляющем большинстве, прекращают информировать читателя о предвыборных событиях, опасаясь неприятностей. Бедность данных, однообразие информации (в основном, данных крайизбиркома) отрицательно сказываются на электоральной активности. Согласны ли вы с такими наблюдениями, и что делает крайизбирком, чтобы процесс выборов в СМИ был открытым и интересным.
Ю.БУРЛАЧКО:Повышение уровня информированности избирателей, обеспечение гласности, прозрачности и открытости выборов - одна из основных задач, которая решается избирательной комиссией края на протяжении всего периода существования избирательной системы, в ходе всех избирательных кампаний.
Для этого мы используем те возможности, которые предоставляет нам действующее законодательство как комиссии субъекта Российской Федерации в части широкого информационного обеспечения избирательных кампаний федерального, краевого и муниципального уровней, проходящих на территории края. Это осуществляется путем размещения информационных и аналитических материалов самой избирательной комиссии края в печатных СМИ, путем выступлений членов избирательной комиссии на страницах печатных изданий, а также в теле- и радиоэфире. Кроме этого, широкая информационная деятельность ведется избирательными комиссиями муниципальных образований и территориальными избирательными комиссиями.
Мы регулярно приглашаем представителей краевых средств массовой информации на все заседания избирательной комиссии края для более широкого информирования избирателей о составе участников избирательного процесса, о порядке осуществления избирательных действий, о наиболее значимых этапах избирательной кампании. Учитывая потенциал интернета, широко информируем избирателей через данный информационный ресурс, регулярно проводим интернет-викторины, в частности, в настоящее время избирательной комиссией края проводится конкурс на знание избирательного законодательства на портале Юга.ру.
Регулярно проводим радиовикторины, интерес к которым у радиослушателей Кубани не ослабевает.
В целом, я не могу согласиться с тезисом о "бедности данных" - публикуемые нами данные о кандидатах, избирательных объединениях носят самый полный характер. На мой взгляд, дело в заинтересованности СМИ в участии в информационном освещении выборов, в желании и способности освещать ход избирательной кампании объективно, взвешенно, неравнодушно и интересно. Наверное, это зависит от таланта, знаний, опыта. Хочу отметить, что краевые и муниципальные средства массовой информации являются постоянными участниками конкурсов на лучший информационный материал о выборах, проводимых ЦИК России и избирательной комиссией края. В 2013 году журналист газеты "Новости Сочи", участвуя во всероссийском конкурсе, занял призовое место. В 2014 году Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проводит аналогичный конкурс. А грань между агитацией и информированием, как Вы правильно отметили, действительно четко разделена законом.
"НГК": Мне и моим коллегам из "НГК" неоднократно приходится бывать на избирательных участках. Нередко приходится наблюдать, как председатель комиссии пытается вмешаться в работу журналиста, указывая ему, где стоять, с кем говорить, оставляя ему место, фигурально выражаясь, "у туалета". Что делает крайизбирком для того, чтобы обеспечить нормальную деятельность журналистов на избирательном участке?
Ю.БУРЛАЧКО: Система избирательных комиссий края всегда выступает за конструктивное сотрудничество с журналистским сообществом. Безусловное право журналистов на осуществление своей профессиональной деятельности в избирательном процессе закреплено Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В интересах избирательных комиссий - всемерно способствовать реализации этого права, что наиболее полно позволяет обеспечивать гласность и открытость выборов. В действительности не все так плохо, и я считаю необходимым подчеркнуть, что результатом сложившегося взаимодействия системы избирательных комиссий края и кубанских СМИ являются многочисленные новостные репортажи и публикации журналистов о ходе избирательной кампании, в том числе, с избирательных участков в день голосования, благодаря которым избиратели края могут почувствовать себя в гуще происходящих событий, узнать все из "первых уст".
В день голосования в помещении для голосования могут присутствовать все участники избирательного процесса: зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, наблюдатели, члены избирательных комиссий, как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, избиратели, а также представители средств массовой информации. В течение всего дня голосования в помещении для голосования осуществляют дежурство сотрудники органов внутренних дел. У каждой из перечисленных категорий свои задачи, свой собственный объем полномочий, установленных законом, реализация которых не должна нарушать права остальных участников выборов.
Не следует забывать, что главное действующее лицо на избирательном участке - это избиратели, от участия которых в процессе голосования зависит исход всей избирательной кампании. Именно для обеспечения конституционного права избирателей на участие в голосовании и создаются избирательные участки, организовывается работа участковых избирательных комиссий. Деятельность журналиста очень важна, в том числе и в день голосования в помещении для голосования, но не она как таковая определяет содержание происходящего. Всем нам понятно, что сфера деятельности журналиста ограничена нормами журналисткой этики, сферой государственной или общественной деятельности, которую он освещает, и прежде всего - законом.
Определяя объем правомочий представителей средств массовой информации в процессе информационного освещения подготовки и проведения выборов, законодатель в пункте 11 статьи 30 Федерального закона установил следующий исчерпывающий перечень:
а) присутствовать на заседаниях комиссий;
б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
В связи с тем, что в день голосования в помещении участковой избирательной комиссии обрабатывается значительный объем документов, содержащих конфиденциальную информацию, кроме этого, должен быть обеспечен принцип тайного голосования, деятельность журналиста ограничена рядом требований. Установлен запрет на ведение съемки списков избирателей, других избирательных документов, содержащих персональные данные избирателей, в результате которой эти данные могут быть несанкционированно использованы. Кроме этого, не должна нарушаться тайна голосования. Фото- и видеосъемка должна осуществляться с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливающих ограничения доступа к информации.
Несоблюдение указанных требований представителями СМИ порой приводит к необходимости уточнения их полномочий со стороны председателей участковых комиссий.
Для оптимальной организации деятельности всех участников избирательного процесса в помещении для голосования, создания максимально удобных и безопасных условий - голосования избирателей избирательной комиссией Краснодарского края принят ряд постановлений, которыми на основе действующего федерального и краевого законодательства различной отраслевой принадлежности (не только избирательного, но и гражданского, административного, уголовного) в концентрированном виде сведены основные права, объем полномочий и меры ответственности участников избирательного процесса. В частности, постановлениями избирательной комиссии края утверждены Разъяснения порядка информирования избирателей и проведения предвыборной агитации на муниципальных выборах в Краснодарском крае, Рекомендации по некоторым вопросам взаимодействия избирательных комиссий и представителей средств массовой информации в день голосования, принят ряд других постановлений.
"НГК": Не могли бы вы припомнить наиболее вопиющие случаи "черного пиара", с которыми избирательной комиссии пришлось столкнуться за последние годы и какие правовые последствия это возымело?
Ю.БУРЛАЧКО: "Черный" пиар, если таковой ведется со стороны кандидата или избирательного объединения и носит противоправный характер, как всякая противоправная агитационная деятельность имеет правовые последствия, предусмотренные, прежде всего, действующим федеральным избирательным законодательством - вынесение предупреждения, отказ в регистрации, отмену регистрации кандидата или избирательного объединения. Кроме этого, возможно применение иных мер ответственности, например, административной в виде штрафа, гражданско-правовой в виде необходимости компенсации морального вреда и других, если в действиях виновного лица будут установлены признаки соответствующего правонарушения. Указанные факты должны быть установлены уполномоченными на то органами (избирательными комиссиями, судом, иными уполномоченными органами).
С учетом того, что в настоящее время проходит активный период ведения предвыборной агитации кандидатами, конкретизировать примеры противоправной агитации не считаю возможным. Но хочу отметить, что любая негативная информация о политических оппонентах тех или иных кандидатов плохо воспринимается избирателями, поскольку не несет в себе никакой программы действий. Избиратели ждут не новых "сенсаций", а новых конструктивных предложений по совершенствованию жизни в крае, районе, поселении. Уверен, что с ростом правовой и политической сознательности кандидатов и избирательных объединений время "черного пиара" уйдет в прошлое.
Вопросы задавал
Денис ШУЛЬГАТЫЙ