Депутаты Госдумы предлагают окончательно отодвинуть от жилищно-коммунальной «кормушки» недобросовестные управляющие компании, позволив населению напрямую заключать договоры с поставщиками услуг ЖКХ
1877
Депутаты Госдумы предлагают окончательно отодвинуть от жилищно-коммунальной «кормушки» недобросовестные управляющие компании, позволив населению напрямую заключать договоры с поставщиками услуг ЖКХ.
«Новая газета Кубани» попросила министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края прокомментировать эту законотворческую инициативу. На вопросы редакции ответил заместитель министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края Владимир ЯКУШЕВ.
НГК: Проводит ли министерство мониторинг состояния ЖКХ в крае, и как часто это происходит?
ЯКУШЕВ: Министерство на постоянной основе осуществляет более сорока мониторингов направлений деятельности, курируемых министерством. Основными направлениями мониторингов являются сбор и анализ производственно-технических показателей деятельности и финансово-экономические результаты предприятий отрасли. В спектр мониторингов, проводимых министерством, входят вопросы водо-, электро-, тепло-, газоснабжения населения и предприятий края.
НГК: Какова задолженность по оплате коммунальных услуг в Краснодарском крае за теплоснабжение, электричество, водоснабжение, газ, содержание жилья, вывоз ТБО у юридических лиц и у населения на конец 2016 года ?
ЯКУШЕВ: По вопросу погашения долгов за энергоресурсы руководством края ежемесячно проводятся селекторные совещания, совещания в соответствующих органах исполнительной власти края, выездные мероприятия в муниципальные образования, на предприятия ЖКХ.
В рамках мониторинга анализируется динамика задолженности в разрезе каждого муниципального образования, каждого предприятия.
По состоянию на 1 октября 2016 года объем задолженности с учетом текущих начислений за коммунальные услуги составляет 18 млрд рублей, в том числе:
- за газоснабжение - 4,7 млрд рублей,
- за тепловую энергию - 2,5 млрд рублей,
- за электроснабжение - 7,1 млрд рублей,
- за водоснабжение - 3.7 млрд рублей.
С 2015 года задолженность за коммунальные услуги снизилась на 2,2%.
В общей сумме задолженности долги населения и управляющих компаний составляют 7,3 млрд рублей. С начала года задолженность по этой категории потребителей снизилась на 1,5 млрд рублей, или на 17%.
Задолженность организаций коммунального комплекса — 4,3 млрд рублей. Снижение долга в текущем году по этой категории потребителей составило 3%.
По услуге газоснабжения население должно 1,4 млрд. рублей. С начала года долги сократились на 1,7 млрд рублей, или на 54%.
Организации коммунального комплекса должны за природный газ 2,5 млрд рублей. С начала года их задолженность сократилась на 0,4 млрд рублей, или на 15%.
За услугу теплоснабжения население и управляющие компании должны 1,9 млрд рублей. В течение года задолженность сокращена на 1,1 млрд рублей или на 37%.
По услуге электроснабжения долг населения и управляющих компаний сложился в сумме 2,1 млрд рублей. При этом в течение года произошел рост задолженности на 0,6 млрд рублей. .
Коммунальные организации края за электроэнергию должны 1,7 млрд рублей. Задолженность также возросла на 0,3 млрд рублей.
Проводится разъяснительная работа с населением о последствиях неплатежей, составляются графики реструктуризации долгов, осуществляется взыскание задолженности в судебном порядке.
В настоящее время большие проблемы у коммунальных организаций связаны с работой недобросовестных управляющих компаний. Накопив долг, они закрываются, исчезают, и ресурсоснабжающие организации остаются с непогашенной задолженностью. По имеющимся сведениям, сумма многолетней, безнадежной к взысканию задолженности по управляющим компаниям достигает 5% от общей суммы задолженности.
Один из путей «ухода» от зависимости от недобросовестных управляющих компаний - введение прямых расчетов населения с ресурсоснабжающими организациями, что позволит обеспечить повышение уровня оплаты населением за оказанные услуги, так как исчезнет посредник в расчетах.
Вопрос своевременности оплаты предприятиями и организациями Краснодарского края за потребленные топливно-энергетические ресурсы, коммунальные услуги находится на постоянном контроле в администрации края.
НГК: Считаете ли Вы обоснованными претензии населения в том плане, что ЖК-тарифы завышены от реальной их стоимости?
ЯКУШЕВ: Органом, уполномоченным осуществлять на территории Краснодарского края единую государственную политику в области тарифообразования, является региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК - департамент).
По информации РЭК - департамента, тарифная компания на 2016 год проведена с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и плановый период 2017-2018 гг., а также на основании принятых Федеральной антимонопольной службой России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов Российской Федерации.
В 1 полугодии 2016 г. тарифы (цены) на коммунальные услуги для населения в Краснодарском крае не повышались.
С 1 июля 2016 г. в Краснодарском крае тарифы (цены) увеличились:
- на электроэнергию для населения - на 3,88% и 4,17% (одноставочные тарифы) и на 5,76% и 5,88% в ночной зоне и на 9,40% и 9,51% в дневной зоне (тарифы, дифференцированные по зонам суток);
- на сетевой газ для населения - на 2,8%;
- на тепло-, водоснабжение и водоотведение в среднем по Краснодарскому краю на тепловую энергию - на 3,98%, на холодное водоснабжение - на 4,02% и водоотведение - на 8,76%.
Рост платежей находится на постоянном контроле не только в РЭК- департаменте, государственной жилищной инспекции, но также и в Федеральной антимонопольной службе.
НГК: Существует ли конкуренция среди поставщиков энергоносителей и прочих услуг ЖКХ в Краснодарском крае?
ЯКУШЕВ: Рынку жилищно-коммунальных услуг в крае присущи как конкурентные, так и малоконкурентные сегменты. К конкурентным сегментам следует отнести деятельность по управлению многоквартирными домами и содержание, ремонт имущества многоквартирных домов, сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Остальные сферы ЖКХ, такие, как, например, энерго-, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, имеют низкий уровень развития конкуренции. Данное обстоятельство объясняется наличием технологических ограничений и сложившейся системой сетей.
В связи с принятием Федерального закона 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» заметно активизировалось создание конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе Краснодарского края.
Также существует возможность применять в отрасли ЖКХ модель государственно-частного партнерства с передачей в аренду частным операторам краевого и муниципального имущества на основе конкурсных процедур с равным доступом для всех участников рынка.
Можно выделить основные направления развития конкуренции в жилищно-коммунальной сфере Краснодарского края:
- развитие рынка услуг управляющих компаний в сфере многоквартирного жилищного фонда;
- развитие инженерной инфраструктуры;
- сокращение числа унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, исполнение функций которых может быть обеспечено негосударственными коммерческими организациями, и обеспечение передачи имущества унитарных предприятий, не используемого для осуществления публичных функций, в казну с последующей его приватизацией либо формированием имущественного фонда для сдачи в аренду хозяйствующим субъектам.
НГК: Как известно, во многих районах края местная власть не в силах справиться с проблемами ЖКХ, накопившимися за многие годы. Удается ли привлекать инвестиции в эту сферу?
ЯКУШЕВ: Органами исполнительной власти и местного самоуправления Краснодарского края ведется активная работа по привлечению инвесторов в отрасль. Обязательством частного оператора является реализация инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры, что должно уменьшить её износ и аварийность, выровнять качество условий проживания и коммунального обслуживания в городских и сельских населённых пунктах.
Отраслевой особенностью предприятий топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства является:
- государственное регулирование цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, природный и сжиженный газ и другие услуги;
- инвестиционные проекты ТЭК и ЖКХ края имеют больший срок окупаемости и меньшую привлекательность для потенциальных инвесторов по сравнению с инвестиционными проектами других отраслей, т.к. при установлении тарифов комиссии ориентируются на минимально возможный уровень изменения тарифов с целью защиты интересов населения.
Все эти особенности влияют на инвестиционную деятельность, наличие и разработку инвестиционных проектов в этой сфере.
В то же время, в крае имеется положительный опыт реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства (концессий) проектов в теплоэнергетике края, в сфере по работе с твердыми коммунальными отходами, водно-канализационном хозяйстве.
НГК: В настоящее время в Государственной Думе на стадии обсуждения находится законопроект, который позволит потребителям услуг ЖКХ напрямую заключать договоры с поставщиками услуг, минуя посредников в лице управляющих компаний. Ваше личное мнение об этом?
ЯКУШЕВ: Согласно законопроекту, снабжение многоквартирного жилого дома коммунальными ресурсами будет осуществляться по договору, который заключается между ресурсоснабжающей организацией (РСО) и собственниками помещений в доме. То есть новый закон делает приоритетным именно систему прямых расчетов. Основная цель проекта - минимизация неплатежей за жилищно-коммунальные услуги. В выигрыше должны оказаться и собственники помещений, и РСО.
В результате должны быть ликвидированы недобросовестные посредники между населением и энергетиками.
К тому же, в случае возникновения задолженности перед РСО за коммунальные услуги управляющая компания (УК) не сможет компенсировать ее деньгами, собранными на содержание и текущий ремонт жилого дома.
После принятия законопроекта ответственность за подачу коммунальных ресурсов должного качества и без перебоев в многоквартирный дом несёт РСО. УК, в свою очередь, контролирует качество и бесперебойность подачи коммунальных ресурсов в доме, а также обеспечивает предоставление коммунальных услуг должного качества собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах.
Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ