Расследования:

Дорога раздора

26.03.2014

Единственная автомобильная дорога, ведущая из поселка Волна в порт Тамань, стала на три года яблоком раздора между предприятиями

1242

Единственная автомобильная дорога, ведущая из поселка Волна в порт Тамань, стала на три года яблоком раздора между предприятиями

Официально порт Тамань, расположенный в пос. Волна Таманского сельского поселения, начал свою работу по оказанию услуг в сентябре 2009 года, когда Министерством транспорта РФ был издан соответствующий приказ (№169 от 27.09.2009 г.). К этому времени в развитие портовой инфраструктуры активно вкладывали средства крупные компании, такие, как ЗАО "Таманьнефтегаз", ОАО "Тольяттиазот", ООО "Пищевые Ингредиенты", ООО "Южное" и др.

Судя по тому, что в плане каждого из предприятий – выйти на серьезные мощности по переработке грузов, было очевидно, что пришли эти игроки в Тамань надолго. Так, к примеру, ЗАО "Таманьнефтегаз" сдал уже в эксплуатацию два причала, заканчивает строительство еще двух причалов и к моменту полного окончания строительства портовых сооружений планирует увеличить грузооборот сжиженных углеводородов до 10,5 млн. тонн в год.
ООО "Пищевые Ингредиенты" построил четыре причала, предназначенных для перевалки сыпучих продуктов, и планирует выйти на объемы грузооборота в 6,5 млн. тонн, из которых 1,5 млн. тонн масложирового сырья, и 5 млн. тонн зерна и зернопродуктов.
ООО "Южное", специализирующееся на транспортировке виноматериалов, рассчитывает на годовой грузооборот около 1,25 млн. тонн.
Помимо перечисленных компаний, есть еще не менее десятка местных предприятий и предпринимателей, которые заинтересованы в доступе к терминалам порта Тамань, а в последние три года довольно интенсивно продолжает строительство еще один амбициозный игрок – "Зерновой терминальный комплекс Тамань" (ООО "ЗТКТ"), мощности которого по грузообороту в порту сегодня составляют порядка 5,2 млн. тонн зерна в год.
Практически каждое из упомянутых предприятий на стадии организации своего бизнеса в Темрюкском районе Краснодарского края сталкивалось с массой трудностей, большинство которых носило не столько организационный, сколько правовой характер. Немало препятствий пришлось преодолеть на пути к Таманскому порту. Дорога эта, в буквальном и переносном смысле, оказалась непростой и тернистой.

Так вот, о дороге. Когда-то в районе поселка Волна, где сейчас находится порт Тамань, на государственных землях располагался пансионат "Факел", подведомственный "Газпрому". К пансионату из поселка вела единственная асфальтированная дорога. Позднее на этой территории, арендованной у государства в лице администрации Краснодарского края, начало свою производственную деятельность и строительство терминального комплекса ЗАО "Таманьнефтегаз".
Когда же, начиная с середины 2000-х годов, началось интенсивное освоение территории будущего порта, эта дорога была (и остается сегодня) единственной автотранспортной артерией, ведущей к порту Тамань. На беду, часть автодороги оказалась на территории, подведомственной ЗАО "Таманьнефтегаз" (земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601010:1), что и послужило началом длительного судебного марафона. Но дело в том, что земельный участок с этим кадастровым номером принадлежит государству в лице правительства Краснодарского края, а ЗАО "Таманьнефтегаз" является собственником сооружений, расположенных на этом же участке, в том числе, и часть дороги, проходящая по участку.
Еще 14 сентября 2010 года постановлением администрации Темрюкского района (№1895) на эту часть дороги, ставшую объектом спора сразу нескольких заинтересованных юридических лиц, был установлен постоянный бессрочный сервитут (беспрепятственный проход и проезд неопределенного круга лиц через указанный участок). Причем, свое решение администрация МО Темрюкский район мотивировала тем, что подъезды к имеющим международное значение транспортным узлам, таким, как речные и морские порты, должны осуществляться по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Этого требует Федеральный закон (№257-ФЗ от 08.11.2007 г.). Более того, как указано в другом законодательном акте "О морских портах РФ…" (закон №261-ФЗ от 08.11.2007 г.), "…владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны обеспечить равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах. Обязательным условием договора аренды, концессионного соглашения в отношении находящегося в государственной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов инфраструктуры морского порта является равный доступ к услугам в морском порту, оказываемым с использованием аренды, объекта концессионного соглашения".
Стоит добавить, что изданному постановлению районной администрации, предшествовали еще и общественные слушания по этой проблеме. Они прошли в Таманском сельском поселении в том же 2010 году – в июле, и присутствовавшие на этих слушаниях граждане направили ходатайство главе администрации Краснодарского края с просьбой обеспечить беспрепятственный доступ как местного населения, так и хозяйствующих субъектов к дороге, соединяющей порт Тамань с автодорогой ст. Тамань – пос. Волна.
Однако земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601010:1 площадью порядка 10 га был предоставлен ЗАО "Таманьнефтегаз" только 24 января 2011 года, то есть спустя 4 месяца после того, как администрация Темрюкского района установила на него публичный сервитут.

Значит, заключая договор аренды на землю, представители ЗАО не могли не знать о том, что именно на этот участок земли наложено обременение в виде сервитута.
В ЗАО "Таманьнефтегаз" не согласились с решением Темрюкской районной администрации, посчитав, что данным постановлением нарушены их имущественные права, что установление постоянного публичного сервитута на земельный участок, по которому проходит принадлежащая ЗАО дорога, делает невозможным использование этого земельного участка. Причем, регистрацию права собственности на подъездную дорогу ЗАО "Таманьнефтегаз" оформил еще 21 сентября 2009 года, а в марте 2011 года передал дорогу по договору аренды частному лицу. Предположительно известно, что арендатором дороги являлся один из топ-менеджеров ЗАО.
Получается, что собственник дороги ЗАО "Таманьнефтегаз" вольно распорядиться дорогой как ему угодно. Сегодня отдать в аренду физическому лицу (правда, логике не поддается вопрос, а зачем физическому лицу нужна автомобильная дорога, если доходов от нее нет, расходы одни) , а завтра поставить шлагбаум и запретить по ней ездить. Вот тогда, наверное, и пойдут портовые предприятия на поклон к владельцу дороги, предлагая на перебой самые "дорогие подарки", лишь бы проезд разрешили…
В начале 2012 года ЗАО "Таманьнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействующим постановления администрации МО Темрюкский район.
7 февраля того же года Арбитражный суд Краснодарского края вынес решение удовлетворить заявление "Таманьнефтегаза", признав "отсутствие необходимости установления публичного сервитута для прохода (проезда) по земельному участку". На тот факт, что земельный участок был взят обществом в аренду уже после того, как на него был установлен сервитут, суд не обратил никакого внимания.
Через два месяца решение суда первой инстанции было отменено при кассационном рассмотрении в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа (ФАССКО) и направлено на новое рассмотрение.
Как раз судьи ФАССКО и указали своим коллегам из краевого Арбитражного суда, что на то, что договор аренды на земельный участок заключался уже в тот момент, когда на нем было обременение.
При новом рассмотрении дела "Таманьнефтегаз" снова обратился с заявлением признать постановление администрации МО Темрюкский район недействующим.

Требования общества, как отмечено в резолютивной части решения Арбитражного суда, были мотивированы "противоправным установлением публичного сервитута в интересах ограниченного круга лиц, отсутствием в оспариваемом нормативном акте значимой информации. Обременив земельный участок заявителя сервитутом, орган местного самоуправления, по существу, создал условия для безвозмездного использования в интересах коммерческих организаций имущества общества – дороги.
Разбирательство по данному делу длилось больше года, помимо ответчика к участию в арбитражном разбирательстве привлекались и третьи лица, как физические, так и юридические – ООО "Милора", ООО "Пищевые Ингредиенты", В.А. Беспалов, департамент имущественных отношений Краснодарского края, Г.Р. Беделев, ООО "Зерновой терминальный комплекс Тамань" и ФГУ "Администрация морского порта Тамань".
После разбирательства, длившегося больше года, когда назначались различные экспертизы, когда постоянно слушания то переносились, то откладывались, наконец, 1 июля 2013 года Арбитражный суд Краснодарского края вынес решение по этому делу, признав постановление администрации муниципального образования Темрюкский район от 14.09.2010 №1854 "Об установлении постоянного публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601010:1, находящийся в собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарский край, в общественных интересах для обеспечения прохода и проезда "недействующим и противоречащим ст.23 Земельного кодекса РФ".
На этом этапе, когда дважды Арбитражный суд Краснодарского края принимал решение, противоречащее здравому смыслу и логике, почувствовали себя в чем-то ущемленными и те предприятия, которые сегодня крайне заинтересованы в том, чтобы транспортное сообщение с портом Тамань было не только "по воздуху". На это только и остается рассчитывать, если один капризный собственник перекроет автодорогу остальным 10 - 15. Кстати, дорога эта проходит еще по 8 земельным участкам, принадлежащим другим собственникам.
Начиная с 2011 года, прошло уже более полусотни судебных заседаний в судах разных инстанций. Последнее судебное решение датировано 28 января 2014 года. Его вынес Высший Арбитражный суд РФ по заявлению ЗАО "Таманьнефтегаз", отказав последнему в передаче дела на рассмотрение в Президиум ВАС РФ, поскольку ранее 7 октября 2013 года судьи ФАССКО отменили решение краевого Арбитражного суда от 01.07.2013 года.

Казалось бы, уже на всех судебных уровнях пришли к общему мнению, которое вытекает из целого перечня нормативных актов и федеральных законов, касающихся функционирования грузового порта Тамань, из-за которого и идет по сей день весь сыр-бор. Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 24.08.2010 открыт морской грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Тамань в пределах перегрузочного комплекса ООО "Пищевые Ингредиенты". Порт не является территорией ограниченного доступа, а открыт для оказания услуг по перевалке грузов для всех заинтересованных организаций и лиц. В порту Тамань сегодня работает несколько крупных стивидорных компаний, деятельность которых из-за неразберихи с дорогой может оказаться под угрозой полной остановки. А для порта это – коллапс.
Сегодня после тщетных обращений ООО "Пищевые Ингредиенты", ООО "ЗТКТ", ООО "Тамань Инвенст" и других компаний в администрацию Краснодарского края департамент автомобильных дорог Краснодарского края, Минтранс РФ с просьбой разрешить вопрос обеспечения свободного доступа на территорию морского порта Тамань, история судебных слушаний вокруг многострадальной дороги, обретает новую окраску, перейдя в плоскость суда общей юрисдикции.
ЗАО "Таманьнефтегаз" заявил требования о переделе собственности: мол, моя дорога, и вся земля под ней должна быть у меня. И не важно, что принадлежит эта земля другим собственникам.
По заявлению ЗАО "Таманьнефтегаз", Темрюкским районным судом под председательством судьи Е. Курбановой применены обеспечительные меры на земельные участки, принадлежащие 11 юридическим и физическим лицам.
Таким образом, на земельные участки наложен арест, а собственники участков, принимая во внимание сложившуюся конфликтную ситуацию, уже просто предлагают сесть за стол переговоров с конструктивными конкретными предложениями – содержать дорогу на концессионной основе, либо перенести ее в границы отведенного земельного участка. Как выяснилось, ни этой дорогой, ни земельным участком, практически, не пользуется. Ситуация напоминает комедию "Собака на сене", только вот тем, чья производственная деятельность связана с таманским портом, сегодня не до смеха.