Третий год длится расследование уголовного дела по факту дорожно-транспортного происшествия в Павловском районе, в котором погибли люди. Все это время следствие топчется на месте, упорствуя в изначально выбранной версии.Подозреваемый и его адвокат утве
4892
Третий год длится расследование уголовного дела по факту дорожно-транспортного происшествия в Павловском районе, в котором погибли люди. Все это время следствие топчется на месте, упорствуя в изначально выбранной версии.Подозреваемый и его адвокат утверждают о фальсификации материалов уголовного дела со стороны сотрудников следственного отдела ОМВД Павловского района, а ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю молчит.
Ездить по дорогам в Краснодарском крае, как известно,занятие небезопасное. Кубань на протяжении трех лет подряд находится в первой пятерке регионов РФ по количеству аварий на дорогах со смертельным исходом. По мнению экспертов отделения ОНФ "Народная экспертиза", под эгидой которого проводились исследования в 2015 году, причина в недисциплинированности водителей Краснодарского края. "Они выезжают на "встречку", лихачат, игнорируют светофоры, управляют автомобилем в нетрезвом состоянии, а также любят писать sms и общаться по телефону за рулем. Участились и случаи ДТП, вызванные отказом старого автомобиля", – сообщается в релизе ОНФ.
В 2013 году, когда случилось трагическое происшествие, о котором пойдет речь ниже, в Краснодарском крае в автомобильных авариях погибло 1200 человек. Это был третий по стране показатель смертности на дорогах. В эту мрачную статистику вошли и двое женщин, погибших в ДТП 24 августа неподалеку от станицы Павловской на оживленном участке автодороги "Краснодар – Ростов" федеральной трассы М4 "Дон".
Житель Москвы Армен Маркарян ранним утром 24 августа 2013 года со своими знакомыми ехал по трассе М4 "Дон" из Сочи в Москву. Им оставалось проехать всего километров 40-50 до границы с Ростовской областью, а до дома немногим больше тысячи. И доехали бы благополучно, если бы не трагический случай, произошедший на 1219км автотрассы М4 "ДОН", одним из участников которого стал Маркарян…
Трагедия произошла в результате столкновения двух автомобилей – ВАЗ-2108 и БМВ-750. "Восьмерку" унесло с дороги в поле. После столкновения с ВАЗ-2108 "Баварец" перевернулся и, зацепив третий автомобиль – внедорожник "Мицубиси" с воронежскими номерами, тоже вылетел с трассы в поле.
Автомобилем БМВ-750 управлял 47-летний Армен Маркарян. В машине, кроме него, находились двое его знакомых: Михаил Акопджанов и владелец автомобиля БМВ-750 Армен Хачатрян. За рулем "ВАЗ-2108" была 29-летняя жительница Павловского района Марина Шабаловская, у которой практически не было стажа вождения автомобилем. Впереди рядом с Мариной сидела ее мама, на заднем диване ехал владелец автомобиля ВАЗ-2108, отец Марины – Евгений Зозуля со своим внуком – годовалым сыном Марины.
Марина и ее мать погибли на месте. Отец Марины отделался царапинами, ребенок серьезно пострадал, но выжил и сейчас, слава Богу, здоров. Маркарян, Акопджанов и Хачатрян получили многочисленные травмы и были госпитализированы. Перед правоохранителями стояла непростая задача: тщательно изучить обстоятельства происшествия и установить виновника аварии.
После передачи в следственный отдел ОМВД по Павловскому району материалов ДТП, собранных на месте происшествия сотрудниками ИДПС ГАИ Павловского района, следователь Евгения Саломаха, которая сама участвовала в осмотре места происшествия, на удивление быстро определила подозреваемого в ДТП. Им стал Армен Маркарян. Уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ, было возбуждено 23 сентября 2013 года. Как указано в постановлении о возбуждении уголовного дела, "водитель BMW-750LI не выбрал безопасную дистанцию между своим автомобилем и следовавшим в попутном направлении автомобилем ВАЗ-2108, в результате чего допустил столкновение".
После возбуждения уголовного дела следователь выборочно ознакомила адвоката подозреваемого с материалами дела, в которых были обнаружены, мягко говоря, очень "интересные" факты. Оказалось, что отраженное на схеме ДТП место происшествия не соответствует фактическому месту, на схеме видны многочисленные исправления и не обозначен ряд следов торможения на левой полосе дороги, экспертиза проведена с нарушениями, и из материалов уголовного дела пропали две фотографии с места происшествия!
Маркарян был допрошен в качестве подозреваемого. На допросе он подтвердил, что ехал со скоростью около 100 км/ч, а "восьмерка" двигалась медленнее. По словам Маркаряна, водитель ВАЗ-2108 (это была Марина Шабаловская) не выполнила требования п.8.1 ПДД РФ при перестроении, создав тем самым аварийную ситуацию, приведшую к трагедии.
"Я все время ехал по левой полосе, – вспоминая то страшное утро 24 августа, рассказывает Армен Маркарян. – Передо мной, тоже по левой полосе, ехал синий "Мицубиси", а перед ним, тоже по левой полосе, ехал ВАЗ-2108. "Восьмерка" долгое время не пропускала синий "Мицубиси". Потом "восьмерка" ушла на правую полосу, и Мицубиси вырвался вперед. Когда наша машина по левой полосе практически сравнялась с "восьмеркой", "восьмерка" резко вернулась обратно на левую полосу, допустив столкновение с нами. Скорее всего, водитель не посмотрела в левое зеркало и не заметила нашу машину. Левая сторона "восьмерки", начиная с заднего левого крыла, соприкоснулась и сцепилась с нашей правой стороной. Между нами не было никакого расстояния, и не было возможности уйти от столкновения. Хочу еще раз отметить, что я ехал исключительно по левой полосе и никакого перестраивания не совершал. И самое главное, что столкновение полностью произошло на левой полосе".
Аналогичные показания дал и еще один очевидец аварии – Михаил Акопджанов, который сидел на переднем сидении "БМВ" вместе с Маркаряном и отчетливо видел, какова была на дороге ситуация, предшествовавшая ДТП. По словам Акопджанова, Маркарян сел за руль около половины седьмого утра, то есть примерно за час до аварии, и поэтому уставшим не выглядел. До этого машину вел ее владелец – Армен Хачатрян, который в момент ДТП спал на заднем сиденье.
"Примерно в 7.30 мы ехали в районе ст. Павловской по левой полосе ФАД "Дон", – рассказывал впоследствии Акопджанов. – Скорость была около 100 км/ч. Перед нашим автомобилем двигался "Мицубиси Аутлендер", а перед ним "ВАЗ-2108", который стал перестраиваться на правую полосу. "Мицубиси" пошел вперед, а мы вслед за ним. Когда стали сравниваться с "ВАЗ-2108", ехавшим по соседней правой полосе, он вдруг начал перестроение в левую полосу прямо перед нами. Потом был удар, скрежет, и я потерял сознание…"
Михаил Акопджанов был признан потерпевшим, поскольку с многочисленными травмами, как и Армен Маркарян, был госпитализирован в Павловскую ЦРБ, где находился около двух недель.
Получить ценную для следствия информацию со стороны пассажиров "Жигулей", оставшихся в живых, не представлялось возможным, поскольку годовалый ребенок не в состоянии что-либо пояснить, а его дед, Евгений Зозуля, по словам адвоката Карена Нерсисяна, в момент ДТП спал.
Спустя неделю после аварии в рамках расследования была назначена экспертиза, которую провели в ФБУ "Краснодарская лаборатория судебных экспертиз Министерства юстиции РФ" (КЛСЭ). Перед экспертом А.Л. Коптевым следствием было поставлено 3 вопроса:
1. "Находятся ли в исправном техническом состоянии, в том числе шины, рулевое управление и тормозная система автомобиля БМВ гос. номер Т001АК 99 рег.?"
2. "Если нет, то когда возникли обнаруженные неисправности: до ДТП, в момент ДТП или после него, и могли ли они послужить причиной ДТП или явились его следствием?"
3. "Как должен был действовать водитель автомобиля БМВ гос.номер Т001АК 99 рег. Маркарян А.Л. в данной дорожной обстановке в соответствии с требованиями ПДД, и имел ли он возможность предотвратить столкновение, действуя с ПДД?"
Интересно! В аварии участвовало 3 автомобиля, а все вопросы касаются исключительно автомобиля "БМВ". Не странно ли? Вопросы эксперту ставила следователь Евгения Саломаха. Разве не следовало бы проверить техническое состояние автомобилей других участников аварии? Ну, хотя бы тормозную систему, исправность рулевого управления, состояние шин и т.д.? Особенно у автомобиля ВАЗ-2108, возраст которой на момент ДТП составлял 26 лет. Получается, что следствие изначально заняло обвинительный уклон в отношении водителя "БМВ", и дальнейший ход расследования стал подгоняться под одну единственную версию, удобную следователю.
Из поставленных следствием вопросов эксперт, почему-то ответил только на третий. Кстати, из его ответа не следует никакой констатации факта виновности Маркаряна. В выводе экспертизы значится: "В данной дорожной обстановке водитель автомобиля "БМВ 750 LI" Маркарян А.Л. должен был действовать в соответствии с требованиями п.9.10 Правил дорожного движения, согласно которому водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения. С технической точки зрения, при условии выполнения водителем автомобиля "БМВ 750 LI" Маркаряном А.Л. требований п.9.10 Правил дорожного движения, он имел бы возможность предотвратить данное происшествие".
Заключение эксперта Коптева, таким образом, содержит лишь перечисление того, что "должен" делать любой водитель на дороге. И в таком виде никакой ясности для следствия оно не прибавляет.Впрочем, винить эксперта было бы неправильным, он всего лишь давал ответы на поставленные следователем вопросы. Как говорится, каков вопрос – таков и ответ.
В материалах доследственной проверки КУСП №6228 от 24.08.2013 г. имеется схема ДТП, фотографии с места аварии, показания очевидцев (свидетелей), объяснения участников ДТП, протоколы осмотра места происшествия и протоколы осмотра транспортных средств. Тем не менее, после заключения эксперта следственным отделом ОМВД России по Павловскому району было возбуждено уголовное дело, и единственным подозреваемым в совершении преступления признан почему-то именно Армен Маркарян. Ему инкриминируют сегодня то, с чем ни он, ни его адвокаты категорически не согласны. Кстати, юристы, специализирующиеся в области дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, также усматривают в ходе расследования целую кучу недоработок и несуразиц.
По версии следствия, "Маркарян не соблюдал дистанцию перед идущим впереди автомобилем "ВАЗ-2108" и допустил столкновение с ним". Если брать за основу версию того, что водитель "БМВ" не соблюдал дистанцию перед идущим впереди "ВАЗ-2108", то об этом должен свидетельствовать характер повреждений обеих машин – следы от удара в задней части "восьмерки" и характерные повреждения передней части "БМВ". Но фотографии, сделанные непосредственно на месте ДТП, в пользу этой версии не свидетельствуют. Даже неспециалисту видно, что основной удар "ВАЗ-2108" пришелся в область заднего левого крыла, а у "БМВ" – переднего правого крыла. Только один этот факт ставит под сомнение версию следователей. Но дело в том, что он не один.
Информация о страшном ДТП была распространена в СМИ. Отдел пропаганды краевого ГИБДД также предоставил журналистам фотографии с места происшествия. В распоряжение информпортала "Avto25.ru" попало несколько снимков, на одном из которых четко видны следы "юза" (тормозного пути) на левой полосе дороги и разбросанные тут же фрагменты кузова, предположительно автомобиля "БМВ".
Тогда корреспондентом информпортала "Avto25.ru" работал краснодарский журналист Максим Петров, которого я и попросил вспомнить это ДТП двухлетней давности:
– На место происшествия я не выезжал, поскольку несколько фотографий этой аварии мне прислали из отдела пропаганды ГИБДД. Я отобрал четыре снимка, среди которых был и тот, на котором видны следы "юза", и разместил их вместе с текстовой информацией на нашем сайте.
– Именно этой фотографии в материалах дела сегодня и нет, –утверждает адвокат Маркаряна – Карен Нерсисян. – Фрагменты обломков, разбросанных на проезжей части, и следы тормозного пути на левой полосе воочию иллюстрируют, что столкновение произошло на левой полосе дороги М4 "Дон". На фотографии хорошо видно, где произошло ДТП. Однако на схеме, составленной сотрудниками ДПС Павловского ГИБДД, тормозной путь не отмечен, так же, как и не отмечены места расположения обломков. Кроме того, и мы об этом уже заявляли следователю, место ДТП на схеме зафиксировано неверно. Его просто сдвинули! К тому же, по версии следствия, "ДТП произошло на правой полосе проезжей части", что не соответствует действительности!
На федеральной трассе М4 "Дон" на данном участке разрешена скорость движения не более 110 километров в час. В Федеральном дорожном агентстве "Росавтодор" подтвердили, что на день аварии на данном участке никаких ремонтных работ не проводилось. То есть, Маркарян двигался с допустимой скоростью, а знаки ограничения скоростного режима, которые видны на фотографии, установлены далеко впереди от места ДТП.
Карен Нерсисян абсолютно уверен в том, что доказательства по данному делу сфальсифицированы. В марте 2015 года он даже обратился с заявлением в следственное управление СКР по Краснодарскому краю, в котором указал на то, что обстоятельства ДТП, изложенные в протоколе осмотра места происшествия, не стыкуются с изображением на фотографиях, сделанных на месте ДТП, а следователи упорно не хотят приобщить к материалам дела заключение независимой экспертной организации, которое содержит трассологическое и автотехническое исследования данного ДТП.
Специалист АНО Центр "Независимая экспертиза" (г. Москва) Алексей Кононенко, исследовав все обстоятельства ДТП, подготовил 40-страничное заключение, в котором смоделированы четыре варианта столкновения автомобилей, двигающихся в попутном направлении на двухполосной проезжей части. Автор трассологического исследования предположил, что причиной ДТП стал маневр автомобиля "ВАЗ-2108". Попросту говоря, "восьмерка" подрезала двигавшийся по левой полосе "БМВ".
Адвокат Нерсисян и сам подозреваемый Армен Маркарян несколько раз обращались в следственный отдел ОМВД Павловского района с ходатайством ознакомить следствие с заключением специалиста А.И. Кононенко и приобщить это заключение к материалам дела, а также приобщить к материалам дела письменные объяснения подозреваемого Маркаряна, но на все ходатайства получили отказ.
В частности, сначала старший следователь СО ОМВД России по Павловскому району Е.А. Петренко в октябре 2013 года отказывает в ходатайстве, мотивируя свой отказ тем, что заключение экспертов АНО "Центр "Независимая экспертиза" "выполнены на коммерческой основе и при этом эксперты данного учреждения не предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения".
Затем в январе 2014 года по тем же основаниям следует отказ о приобщении заключения уже от старшего следователя С.А. Бойко, которая к ранее указанным причинам добавила фразу: "…экспертам данного учреждения следствием не предоставлялись для осмотра транспортные средства, заключения оспариваемых ими экспертиз также не предоставлялись…"
Еще более категоричен ответ первого заместителя начальника ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю
В.А. Елисеева: "…разрешения на осмотр автомобилей эксперту Кононенко А.И. никто не давал, авто изъяты с места происшествия, со схемой его никто не знакомил, следовательно, выводы, сделанные им при даче заключения, …не соответствуют действительности".
Позвольте, но ведь именно эксперт Кононенко, который лично выезжал на место ДТП и на месте осматривал ВАЗ-2108 и БМВ, в отличие от эксперта Коптева, подробно, с фотографиями, сделал выводы в своих исследованиях. Во всяком случае, из экспертного заключения, выполненного экспертом Коптевым всего на 3 листах, не видно, что он был на месте ДТП, из его заключения следует лишь то, что эксперт работал с материалами дела, предоставленными ему следствием. В начале заключения, составленного этим экспертом, черным по белому написано: "30.08.2013г. в федеральное бюджетное учреждение "Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" для производства судебной автотехнической экспертизы по материалу проверки КУСП
№ 6228 от 24.08.2013г. поступило постановление от 28.08.2013 г. следователя СО ОМВД России по Павловскому району Саломаха Е.В. и копии материалов проверки КУСП № 6228 от 24.08.2013 г."
Исходя из них, судя по всему, и делалось заключение. Так чем же оно лучше того, что забраковало следствие, и почему именно этому куцему заключению отдано предпочтение следователем?
Закон не делает разницы между частными и государственными экспертными учреждениями. Следователь обязан был приобщить представленную Маркаряном экспертизу, а вот брать ее во внимание или нет – это его право.
Такая же ситуация возникла и с фотографиями, которые, как нам удалось выяснить, были сделаны сотрудниками ГИБДД на месте ДТП, а отдел пропаганды УГИБДД по Краснодарскому краю затем предоставил их для публикации в СМИ, в том числе и на портале "Авто25.ру".
Таким образом, в дело №13510438 не попали 2 важных документа, свидетельствующие в пользу подозреваемого – это заключение эксперта А.И. Кононенко и "неудобные" для следствия фотографии.
Почему? Ответ напрашивается сам собой: потому что они не укладываются в логику единственной версии, изначально взятой следствием за основу. Но ведь следствие как раз-то и заключается в том, чтобы отработать все возможные версии и оставить из них одну – наиболее вероятную, подтвержденную материалами расследования.
"Появились ли за это время в материалах дела новые факты, какие?" – задали мы вопрос адвокату К. Нерсисяну:
- Нам о них ничего не известно, поскольку мне и моему подзащитному Маркаряну постоянно отказывают в праве на ознакомление с материалами дела. Мы даже не знаем, давал ли показания третий участник ДТП – водитель автомобиля "Мицубиси Аутлэндер" (может быть, этот третий участник ДТП и спровоцировал столкновение БМВ и "Восьмерки"?). А ведь его показания могли бы многое прояснить. Нам отказали в приобщении к материалам дела фотографий, заключения независимой экспертизы. Следствие тянется уже третий год, а обвинение Маркаряну до сих пор не предъявлено, – заявил адвокат, и это его заявление не лишено оснований.
По жалобе Армена Маркаряна, в котором он прямо обвинил сотрудников следственного отдела ОМВД Павловского района в фальсификации материалов уголовного дела, 3 июня 2014 года руководством ГУ МВД России по Краснодарскому краю было назначено проведение служебной проверки в отношении следователя ОМВД по Павловскому району Краснодарского края, результаты которой до сих пор не обнародованы.
На память приходит другой случай, произошедший в тот же год с разницей в 2 недели, с участием Семена Очкаласова – сына главы Кавказского района. Семен Очкаласов пересек сплошную линию разметки (за это как минимум лишают прав), выехал на скорости на полосу встречного движения (тоже лишение прав!) и на полном ходу врезался в автомобиль "ВАЗ-2107". Водитель и пассажир "Жигулей" скончались на месте.
Дело Семена Витальевича Очкаласова, 27-летнего владельца автомобиля "Porsche Panamera Turbo" стоимостью 10 млн рублей, не дошло до суда.
На запрос "НГК" по этому делу из Главного следственного управления ГУ МВД РФ по краю пришел такой ответ: "Обвинение в ходе расследования уголовного дела никому из участников ДТП не предъявлялось. По уголовному делу допрошены свидетели ДТП, проведены судебные экспертизы, по результатам которых принято решение о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях Очкаласова состава преступления…"
И подписался под этим ответом первый заместитель начальника ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю полковник юстиции Виталий Александрович Елисеев.
Почему же по делу Маркаряна тот же самый первый замначальника ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю полковник Елисеев медлит вынести решение? Для чего так долго держать в напряжении и неведении всех пострадавших в этой аварии, в том числе и подозреваемого Армена Маркаряна, который тоже серьезно пострадал в ДТП и сейчас продолжает лечение за рубежом?
Время идет, ничего не происходит, и чем дальше отодвигается событие ДТП, тем меньше вероятности получения у следствия новых доказательств.
– Как вы думаете, в чем причина всего происходящего? – спросили мы по телефону самого Армена Маркаряна.
– Я думаю, это из-за того, что я принципиально не даю взяток, – ответил Армен. – Если мои утверждения в том, что сотрудник следственного отдела Павловского ОМВД совершил должностное преступление, сфальсифицировав материалы уголовного дела, не соответствуют действительности, то привлеките меня к ответственности за клевету. Если вы до сих пор не сделали этого, значит, я говорю правду, – добавил он.
Отдел расследований "НГК"
Эта фотография со следами "юза" на левой полосе в деле Маркаряна отсутствует.
На схеме ДТП не отмечены следы "юза" на правой полосе дороги.
Примерно так, по версии специалиста А. И. Кононенко, могло произойтистолкновение автомобилей "BMW" и ВАЗ-2108.