Экономика:

Всероссийский театральный форум: «Свобода нигде не является абсолютной!»

18.05.2016

С 12 по 14 мая в Сочи на Всероссийский театральный форум «Театр: время перемен» для обсуждения воплощения «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и «Основ государств

73555

С 12 по 14 мая в Сочи на Всероссийский театральный форум «Театр: время перемен» для обсуждения воплощения «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и «Основ государственной культурной политики» собирались театральные деятели со всей России – актеры, режиссеры, директора театров, председатели и штатные сотрудники региональных отделений Союза театральных деятелей РФ. Собравшихся приветствовал мэр Сочи Анатолий Пахомов, свои обращения участникам встречи направили председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко и министр культуры РФ Владимир Мединский, а его заместитель Александр Журавский принял личное участие в пленарном заседании.

Прелюдия для журналистов

На предварявшей форум пресс-конференции в Зимнем театре председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин отметил, что «последние два десятилетия театральные деятели страны находятся в состоянии непрерывной борьбы», то есть «время перемен» – перманентное. И существующие проблемы нужно как обсуждать, так и устранять на практике.
Александр Журавский в ответ на вопрос журналистов о том, когда же «искусство будет принадлежать народу», и «среднестатистический интеллигент, любящий театр, но получающий небольшую зарплату», позволит себе покупать билеты по доступной цене, ответил:
– Искусство как принадлежало народу, так и принадлежит – в соответствии с Конституцией РФ. Народу многонациональной России принадлежат и государственные, и муниципальные театры. Беспокойство по поводу того, что на практике не обеспечивается доступ к театральным продуктам и услугам, статистика не подтверждает. Если сравнивать с 2012 годом, то количество зрителей в стране увеличилось на 9%, а в федеральных театрах – на 20%. Но вы справедливо проявляете заботу о не очень обеспеченных категориях населения. Социальная политика государства позволяет инвалидам, детям из неблагополучных и многодетных семей посещать театр – существует много фондов, их поддерживающих. И наше министерство нередко обращается с просьбой безвозмездно предоставить для таких фондов театральные площадки. Существует достаточно гибкая система ценовой политики в отношении билетов в театрах. В этом году принято согласованное с театрами решение не повышать цены на билеты. Форум, конечно, для того и нужен, чтобы собрать в одном месте профессионалов и обсудить злободневные и актуальные вопросы. А представители власти на таких форумах нужны для того, чтобы услышать озабоченность профессионалов и постараться теми или иными мерами изменить ситуацию к лучшему.
Министр культуры Кубани Виктория Лапина в контексте журналистского вопроса о перспективах нового системного проекта для города-курорта предложила рассматривать Всероссийский театральный форум в Сочи как доказательство того, что «власти Краснодарского края занимаются популяризацией не только традиционной культуры Кубани». И выразила надежду – подобные представительные деловые встречи деятелей театра на Кубани получат постоянную прописку. 
Мэр Сочи, отвечая на вопросы представителей СМИ, уточнил, что доступность театра для горожан и гостей курорта обеспечивают городская программа «Зритель» и корпоративная целевая программа Сочинского концертно-филармонического объединения «Можно ли жить без музыки?» К примеру, только в Зимнем театре в 2015 году прошло свыше 600 театрально-концертных мероприятий, а заполняемость зала при этом составила 76%. 
– Цифры говорят о том, что за пять последних лет Зимний стал очень востребованной площадкой, – подчеркнул Анатолий Пахомов. 
Народная артистка России Светлана Немоляева, рассказывая о представленном в рамках форума спектакле Московского академического театра имени Владимира Маяковского «Плоды просвещения», заострила внимание присутствующих на режиссере-постановщике и художественном руководителе коллектива Миндаугасе Карбаускисе. По словам Светланы Владимировны, этот талантливый молодой режиссер «бесконечно трогательно» ставит на сцене известные литературные произведения, что тоже не может не вселять надежду и веру в завтрашний день российского театра.

Разговор по душам

На пленарном заседании участники форума без обиняков говорили о насущных проблемах – низких зарплатах и кадровой текучке, устаревшем механизме присуждения почетных званий, недопустимости остаточного принципа финансирования культуры, непростом взаимодействии творческих организаций с властью… А открыл заседание председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин «на мажоре», высоко оценив красоты олимпийского Сочи и комфорт недавно отремонтированного санатория «Актер» – здравницы, которой СТД может по праву гордиться. 
– Всероссийский форум «Театр: время перемен» мы впервые провели в 1999 году, – напомнил Александр Александрович. – Тогда действительно наступило время перемен, и отечественному театру предстояло в срочном порядке вырабатывать свою стратегию выживания, или, выражусь более мягко, стратегию развития в новых условиях. С тех пор прошло много лет, а необходимость в наших форумах не исчезла. И всякий раз, собираясь вместе, мы ищем выходы и пути адаптации все к новым и новым переменам. 
Мне вообще кажется, что последние два десятилетия театральные деятели страны находятся в состоянии непрерывной борьбы – то отстаивали для себя приемлемую форму существования в автономных учреждениях, то боролись против глупых законов, ограничивающих свободу жизнедеятельности театров, то выступали против оптимизации… И надо сказать, что делали это мы успешно. Не всегда победы были полными, но все-таки каких-то весомых результатов в итоге добивались. Конечно, очень важно, что театральные деятели выступали единым фронтом, от имени всего объединения. Голос многотысячного и мощного, дееспособного СТД РФ нельзя было не услышать, как нельзя было и пренебречь его позицией. 
Александр Калягин подробно остановился на работе над «Основами государственной культурной политики». Тогда рабочая группа под руководством главы Администрации Президента России Сергея Иванова рассмотрела несколько вариантов документа, пока не пришла к согласию. Утверждая окончательный вариант на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре, Президент России Владимир Путин, знающий не понаслышке, насколько неповоротлив чиновничий аппарат, предупредил: «Подготовка текста Основ – это важный, но пока первый шаг… Теперь главное не закопаться в бумагах. А то – Основа, Стратегия: и будем с вами вечно писать и писать… Нужно работать и все это реально воплощать в жизнь». Президент оказался прав.
– Я вынужден ответственно заявить: практически ничего не выполняется, – заявил с трибуны председатель Союза театральных деятелей РФ. – Первое. В выступлении президента прямо говорилось о необходимости «создания надведомственной, координирующей структуры, способной организовать всю дальнейшую работу по реализации Основ государственной культурной политики». Но это не было сделано. 
Второе. Не был создан и Российский фонд культурного развития, хотя и это зафиксировано в Основах. 
Третье. Еще один важный момент – в Основах прописано: «делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам». Но и это пока тоже только фраза, за которой не последовало ни одного действия. 
Я думаю, если бы профессиональное театральное сообщество само определяло критерии, по которым следует судить художественное творчество, само его оценивало и несло ответственность за все, что происходит на сцене, то реже возникали театральные провокации. Не было бы этого стремления к эпатажу и желания скандала. И свиные головы на пороге у театров, и лжепатриоты с лозунгами, и агрессивные либералы от искусства – все это стало возможным из-за отсутствия четкого понимания, какой реальной идее служит театр. А это понимание может возникнуть только внутри театра. И только сам театр может определить границы дозволенного. Что хорошо, а что плохо, я уверен, должно решать театральное сообщество, но это вовсе не означает, что театр должен перестать быть делом государства и лишиться его заботы. 
Парадоксальность ситуации в театральном сообществе Александр Калягин видит в том, что коллективы и спектакли, вызывающие наибольший резонанс и праведный гнев у одной части общества, а у другой – восторг, «являются по сути детскими дразнилками»: 
– Товстоноговский спектакль «Мещане» был действительно взрывоопасным, социально взрывоопасным, а нынешние скандальные спектакли, которые порождают столько споров, обсуждений в СМИ и на телевидении, на самом деле – это всего лишь неумелые попытки инфантильных детей играть во взрослые игры. Ни одного попадания в болевые точки, ни одного серьезного диалога о больных вопросах со зрителем. И я думаю, что сегодня это главная проблема театра – мы перестали говорить со зрителями о том, что их по-настоящему волнует, мы им показываем картинки, которые всего лишь одних раздражают, а других – нет. И я боюсь, часто мы попросту не знаем, что сегодня волнует общество. Мы знаем, что хочет театральный менеджер, что может понравиться так называемому прогрессивному театральному критику и что не понравится стороннику классического театра. Мы можем даже вычислить, какой спектакль получит театральную премию, но мы не знаем, что ждет от нас зритель. Это серьезная проблема! Нужны новые идеи, действительно новые, а не такие, чья новизна заключается исключительно в том, чтобы поиздеваться над старыми. 
Свой большой и многоаспектный доклад председатель СТД РФ завершил личной просьбой к мэру Сочи и к председателю Сочинского городского собрания: помочь стать муниципальным молодому театральному коллективу – Сочинскому театру-студии «Каскад» под руководством Александра Лухина. 
– Профессионального драматического театра в Сочи нет, – напомнил Александр Александрович, – и, как знать, может, из этого коллектива получится хороший профессиональный театр, в который будут ходить зрители. И если так случится,.. мы собирались здесь сегодня не зря!

«Расцвет драматургии в России»

В день открытия форума на пленарном заседании также выступили заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, министр культуры Свердловской области Павел Креков, секретари СТД РФ Айгум Айгумов, Дмитрий Трубочкин и Ксения Драгунская, директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб, председатель ростовского регионального отделения СТД РФ, генеральный директор Ростовского музыкального театра Вячеслав Кущев… 
Например, Ксения Драгунская, являющаяся председателем комиссии СТД РФ по драматургии и действующим драматургом, в своем выступлении говорила об актуальной современной пьесе, без которой театр превращается в музей, утрачивая свои социальные функции и теряя молодого зрителя. Согласно Ксении Викторовне, Россия переживает настоящий «расцвет драматургии». 
– Могу назвать десяток авторов, которые уже на слуху, и десяток тех, кто интересно начинает, – сообщила она. – Работает около 10 конкурсов: 4 – крупных, прочие – скромнее. В шорт-листы входят ежегодно около 50 пьес. Пусть из 50 действительно стоящих всего 10 или даже 5, это огромный урожай! Бери да ставь! В прошлом году наш семинар современной драматургии «Авторская сцена» проходил в Русском драматическом театре Республики Бурятия в Улан-Удэ: 4 из 6 пьес вошли в репертуар. Лаборатория для детей и подростков, которую мы провели там недавно, обогатила репертуар еще на 3 пьесы. Сетования, что современной пьесы нет, не соответствуют действительности. Все зависит от заинтересованности театра. 
Драгунская заметила, что современный драматург – это молодой человек, работающий на трех работах, чтобы прокормить семью, а пишущий пьесы по ночам, потому что он любит театр и ему есть что сказать о смятенном человеческом духе, о болевых точках времени. 
– Те скандальные дразнилки, о которых в докладе сказал Александр Александрович, – это экзерсисы на основе классики, – поделилась Ксения Викторовна. – Они не имеют никакого отношения к современной драматургии. В очередной раз поиздеваться над Достоевским проще, чем поставить серьезную новую пьесу, еще никем из режиссеров не освоенную. А то, что современная пьеса трудно попадает на сцену, – проблема РАСПРОСТРАНЕНИЯ. Журнал «Современная драматургия» выходит 4 раза в год и, к сожалению, не имеет электронной версии. Существует еще сборник СТД «Сюжеты», бесплатно по запросу рассылаемый в театры. Думаю, его тоже нужно размещать на сайте.
Ксения Драгунская акцентировала внимание и на проблеме с заведующими литературной частью театров: зачастую они исполняют лишь функции пиарщиков, что неправильно. Причем некоторые завлиты не имеют не только профессионального театроведческого образования, но и гуманитарного. Поэтому председатель комиссии СТД РФ по драматургии предложила организовать для них специальный семинар. И призвала перестать считать современную пьесу «черной костью», т.к. именно с помощью современных пьес театр вернет утраченную славу механизма воздействия на общественное сознание.

Власть и художник

Дмитрий Трубочкин, профессор факультета искусств Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова, кафедры истории зарубежного театра Российского университета театрального искусства (ГИТИС), кафедры искусствоведения Школы-студии (институт) имени Владимира Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре имени Антона Чехова, член президиума Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации и доктор искусствоведения, лауреат Национальной телевизионной премии «ТЭФИ», свой доклад начал с наблюдения: работники регионов по-прежнему не узнают себя в официальной статистике! Ни в показателях роста зарплат, публикуемых в официальных докладах, ни в показателях среднего уровня заработной платы…
– И очень тяжело себя чувствуют региональные и муниципальные театры, работающие в очень непростых условиях, с зарплатами актеров в 10 – 15 тысяч рублей, с мизерным финансированием новых постановок, когда им приводят в пример самые богатые театры Москвы и Санкт-Петербурга, – развел руками профессор Трубочкин. 
В своем выступлении Дмитрий Владимирович развил тему «Власть и Художник», затронутую в докладе Александра Калягина. Во все времена эта тема погружает в поляризованное пространство с несколькими ситуативными моделями. Взять хотя бы модель взаимоотношений богатого мецената – государства – и свободного гения – художника, признанного или непризнанного меценатом (деньги меценат дает лишь признанному им дарованию). Или модель с государством в виде идеологического заказчика и художником – изобретательным и покорным (или непокорным) исполнителем. 
– В любой из моделей между этими двумя субъектами – художником и государством – заключено противоречие, – говорит Дмитрий Трубочкин. – С одной стороны, мы имеем личное творчество, очень хрупкое, которое ищет признания, с другой – всеобщее законодательство, работающее, как гигантский механизм, единый для всех личностей. С одной стороны, художник погружен в свободный творческий поиск, с другой – государство, руководствуясь законом, применяет ко всем без исключения механизм законодательного принуждения и запрета. У художника есть потребность в публичном самовыражении, а государство выставляет нормы и ограничения. Как разрешить эти противоречия?
Еще в конце 90-х – начале 2000-х авторитетным художникам было проще, чем сейчас, сказать государству: «дайте денег, если есть, и отойдите – я лучше знаю, какой надо ставить спектакль». Сегодня Министерство культуры Российской Федерации точно не согласится быть простой коллегией кассиров при художниках, работающей на то, чтобы только отсчитывать деньги по сметам, выдавать «фискальные» чеки, а в конце принимать отчеты, кивать и складывать их в большие папки. 

Ответственность перед обществом

Министерство культуры и Правительство РФ справедливо осознают себя как институты, осуществляющие государственную политику, часть которой – политика в области культуры, говорится в докладе искусствоведа. И в последние годы культура кардинально меняет свое значение в глазах Президента РФ и всех, кто осуществляет властные полномочия: на культуру смотрят все более и более пристально. Вплоть до того, что в Стратегии национальной безопасности показателем безопасности России названа «доля бюджетных расходов на культуру»: чем меньше расходов, тем меньше безопасность. По словам Трубочкина, такого в Российской Федерации не было никогда. И никогда до этого не принималась «Конституция культуры» – «Основы государственной культурной политики».
– Сегодня власть – и вслед за ней общество – особенно внимательно отмечает тот факт, что театр обладает огромной силой воздействия на людей, – указывает Дмитрий Владимирович. – Актеры, режиссеры, художники, драматурги – все они владеют умами зрителей. Театр формулирует идеи, создает идеалы, предлагает проблемы, очень воодушевляет или очень разочаровывает зрителя. Сила эмоционального переживания от театра по-прежнему очень велика, несмотря на телевизор и интернет. Театр дает то, что телевизор и интернет никогда не смогут дать: сиюминутное, коллективное переживание и размышление в живом человеческом общении! 
О разумном и гуманном использовании этой силы театра профессор Трубочкин советует серьезно задуматься каждому творцу: помогает ли он обществу или его разрушает. Тем более что сегодняшние зрители неоднозначно относятся к произведениям творцов нонконформистского направления – «несогласных» с моралью, традициями, политикой, властью, Богом. Культура авангарда на рубеже XIX и XX веков породила много нонконформистов от искусства, громко заявляющих о себе, и спровоцировала появление зрителей, выражающих диаметрально противоположные мнения.
– Еще тридцать лет назад местом столкновения мнений о спектаклях были публичные дискуссии, газетные и журнальные публикации. Теперь противостояние зрителей в первую очередь выливается в социальные сети. Благодаря интернету в дискуссиях о театре участвуют много зрителей и критиков, и противостояние «несогласных» сейчас выражено острее, чем когда-либо. Это потому, что любой моментальный словесный выплеск, сколь угодно поспешный и непродуманный, можно сию секунду опубликовать, чтобы взбудоражить общественное мнение. Для творцов важно любое внимание публики, пусть даже недовольство: увеличивается ажиотаж, намечается скандал – значит, растет их популярность. Важно это и для общества: если эпоха дает поводы для острых столкновений, то пусть они лучше происходят только на почве искусства. 
В завершение своей речи профессор напомнил об ответственности художника перед обществом за влияние на умы, т.к. призвать творца к ответу чаще всего не могут ни бюджетные ограничения, ни требования закона. Только он сам и профессиональное сообщество (в данном случае – людей театра). Дмитрий Трубочкин сослался на подготовленный Всемирной комиссией ЮНЕСКО по культуре и развитию в 1996 году доклад «Наше творческое разнообразие», где есть такие слова: «Хотя каждой стране или эпохе присущи свои нормы приличия, уважения к другим и сдержанности, свобода нигде не является абсолютной. Нигде не дозволено, прикрываясь ею, действовать, не думая о последствиях». 

Время – действовать!

Взаимодействие с органами власти прошло красной нитью обсуждений через все три дня форума, выездного заседания секретариата СТД РФ и рабочего совещания руководителей региональных отделений. В различных интерпретациях вновь и вновь вставал вопрос регулирования свободы и ответственности художника государством: через бюджет, законодательство или дискуссии, в которых обсуждалась бы общественная потребность в театре. Позитивным опытом сотрудничества с местной властью поделились деятели театра из Ульяновской или Свердловской областей, но большинство выступавших – своими болями. Голоса представителей всех 77 отделений СТР РФ помогут в формировании общего плана дальнейшей работы и нашли отражение в подготовленном по итогам форума обращении его участников к органам исполнительной и законодательной власти Российской Федерации. 
В документе, в частности, высказывается просьба к Правительству РФ и полномочным представителям Президента России во всех Федеральных округах «взять под свой контроль и инициировать в регионах выполнение в полном объеме поручения Президента РФ от 15 марта 2011 года о разработке комплекса мер по развитию гастрольной деятельности театров, обратив особое внимание на создание необходимых условий для межрегиональных обменных гастролей».
Участники форума просят обеспечить выполнение поручения Владимира Путина о разработке комплекса мер, направленных на развитие театров для детей и юношества, укрепления их материально-технической базы, а также о поддержке создания и продвижения произведений современной отечественной драматургии, адресованной детской и молодежной аудитории.
В обращении высказывается озабоченность тем, что «Положение о государственных наградах в РФ» усложнило процедуру представления кандидатур для получения почетных званий: «Они теперь присваиваются не за творческие достижения, а за выслугу лет и своевременную отчетность работодателя перед налоговыми органами». Предлагается присваивать почетные звания, прежде всего, за творческие достижения, а при подготовке и принятии решений учитывать в должной мере мнение коллектива.
Форум обратился к федеральным и региональным органам исполнительной власти с требованием выполнить поручение Председателя Правительства РФ о проработке вопросов строительства и приобретения служебного жилья для сотрудников театра. Участники рекомендовали губернаторам и руководству республик РФ принять необходимые меры для реализации «Концепции долгосрочного развития театрального дела в РФ на период до 2020 года».
Кроме того, представители Союза театральных деятелей России обратились к административным и художественным руководителям театров с предложением разработать этический Кодекс театра. «Цензура, административное вмешательство в творческий процесс недопустимы», – сказано в обращении. 
А еще в Сочи в дни форума Александр Калягин вручил высшую награду СТД РФ – золотой знак – председателю челябинского отделения Александру Романову, заместителю председателя алтайского краевого отделения Ольге Казаковцевой и заместителю председателя кировского регионального отделения Елене Кривошеевой, поздравил вновь избранных председателей региональных отделений и в напутствие сказал:
– Работа нелегкая, но, мои дорогие, когда ты понимаешь, что делаешь важное дело, важное не для тебя лично и даже не для театра, в котором служишь, а для развития театрального дела всей России, то прибавляется энергия, рождаются умные мысли и идеи! 

Виктор ТЕРЕНТЬЕВ