27291
Интервью с Виктором Денисенко, профессором кафедры живописи и композиции КубГУ
«НГК»: Виктор Иванович, в Вашей жизни отчетливо прослеживаются три вектора: подвижничество, за которое, как я понимаю, Вы не получаете зарплату, научно-педагогическая работа в КубГУ и занятия живописью. Можете выстроить их по степени важности для Вас?
В. ДЕНИСЕНКО: Это неисполнимо, потому что жизнь – это смешение жанров. Одно закономерно проистекает из другого, образуя рисунок судьбы. Каждым мгновением жизни я дорожу одинаково и ничего не стал бы менять в ней, будь у меня такая возможность. Начнём с истории о моём детстве. Нас было пятеро у родителей, и моя многодетная семья не была образцовой. Жили мы бедно, в небольшом хуторке Колючка Александровского района Ставропольского края. Память не сохранила картин семейного счастья, нас рано разбросали по разным детским домам. Сначала все мы попали в Пятигорск, а потом меня, трёх моих братьев, Володю, Славика, Ивана, и сестру Тому направили в станицу Григорополисскую. Новая сытая и беззаботная жизнь сильно отличалась от прежней, и именно там, в детском доме № 4 станицы Григорополисской, и берёт начало мой творческий старт. В нашем детдоме была создана благоприятная среда для общего культурного развития. Воспитатели и дети увлечённо занимались под руководством прекрасных руководителей художественной самодеятельностью, был даже свой духовой оркестр. А вот для занятий рисунком и живописью в ту пору в детдоме условий не было.
И только в девятом классе у меня появился проводник в мир изобразительного искусства. Для подростка, вступающего во взрослую жизнь, это был ещё и пример упорства в достижении поставленной цели. Учитель истории, инвалид Валентин Васильевич Пашутин, разглядевший во мне способности к рисованию, во время Великой Отечественной войны получил травму правой руки и начал тренировать свою левую руку рисованием. Я был свидетелем его трудного и настойчивого обучения на заочном отделении художественно-графического факультета Краснодарского педагогического института. Именно он и посоветовал мне поступать туда же после десятого класса.
Я же мечтал стать архитектором и даже пробовал поступить на архитектурный факультет, но там требовались глубокие знания точных наук, неудивительно, что на математике я срезался.
«НГК»: Наверняка тогда эту неудачу Вы тяжело переживали. А как оцениваете этот эпизод Вашей жизни спустя годы?
В. ДЕНИСЕНКО: Если бы не та голубая мечта, я не смог стать тем, кто я есть сейчас. А с математикой и физикой у меня до сих пор есть проблемы, жена за меня все технические вопросы решает. Свой путь в творчество я торил через препятствия. Наверное, они были необходимы для проверки правильности выбора. Директор детского дома Зоринг Борис Петрович (наш «батяня») после окончания школы направил меня в Грозный, сказал, что там набирают на маляров-альфрейщиков, которые занимаются художественной росписью потолков. Я прибыл вовремя, но, к сожалению, директор ГПТУ № 10 Магомедов заявил:
– Не набрали мы группу маляров, пойдешь в монтажники железо-бетонных конструкций?
– Какой разговор! Идти-то детдомовцу все равно было некуда…
Начал заниматься в училище, а по вечерам в художественную школу стал ходить и встретил там прекрасных людей. Уже по окончании учёбы, в августе 1967 года, поехал уверенный в правильности своего выбора и в собственных силах поступать на худграф, и с первой попытки поступил в 1967 году в КГПИ, который с 1970 года получил статус Кубанского государственного университета. Старшекурсники помогли мне, бывшему детдомовцу. Мне везло по жизни на хороших людей! Да и детдомовская «прививка» коллективизма и взаимовыручки сослужила мне в дальнейшем хорошую службу.
Помимо учебы, с первого дня в институте я занимался общественной работой. В двадцать лет стал председателем профсоюзного бюро художественно-графического факультета, а потом десять лет подряд меня переизбирали на пост председателя профкома КубГУ. Работа эта требовала характера: нужно было организовывать студенческие строительные отряды, выбивать материальную помощь, путёвки студентам, места в общежитии. Я отстаивал интересы студентов перед администрацией университета и партийной организацией, не опасаясь впасть в немилость у начальства. Считаю, что общественная работа много даёт молодым. Это возможность повысить самооценку, подняться над личным, выработать такие необходимые качества, как честь, совесть, бескорыстие. Как общественник я дорос до члена республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. Параллельно двигалась и моя служебная карьера. Откуда только силы брались!
Их хватало на всё: обучение в очной целевой аспирантуре у профессора, прекрасного человека Г. В. Беды, защиту кандидатской диссертации и на семью. Общественные поручения и должности отнимали много времени, но для живописи я время находил. Каждую свободную минуту писал этюды, картины родной природы, портреты современников. Мне важно общаться с моими героями, тогда получается процесс интересный. Таких портретов у меня немного, десятка полтора может быть. Только очень близкие люди.
Выражение собственного мировосприятия посредством кисти и красок стало для меня со временем насущной потребностью. Возможно, поэтому членом Союза художников России я стал в 52 года. По нынешним временам поздно. Сейчас мои ученики, которым 28-29 лет, уже состоят в Союзе художников России. В советское время вступить в СХ было сложнее, требования к соискателям были куда выше, чем сейчас. Я старался принимать участие во всевозможных художественных выставках для того, чтобы почувствовать себя частью творческого процесса. Последние годы для Краснодарского краевого отделения Союза художников были не только тяжёлые, но и застойные. Дело чуть было не кончилось тем, что наше региональное отделение ВТОО руководство «Союза художников России» планировало присоединить к ростовскому отделению. И тут во мне верх взял общественник. Я неоднократно обращался в Секретариат и Центральную ревизионную комиссию ВТОО СХР по проблемам нашей организации, выступил в «Новой газете Кубани» с открытым письмом и призвал коллег во что бы то ни стало провести перевыборы председателя К. Одинцова. Перевыборы состоялись. К счастью, период безвременья в краевом отделении Союза художников закончился. Новый председатель Алексей Буртасенков многое делает для того, чтобы выпутаться из долгов, накопленных при его предшественнике, и вдохнуть жизнь в наш Союз. Как члену Правления ККО ВТОО СХР, председателю комиссии по работе с молодёжью, мне были поручены подготовка и проведение выставки-конкурса молодых художников Кубани «Любимый край в живописи». Благодаря губернаторскому гранту (500 000 рублей) начинающие художники получили возможность проявить свои творческие способности, а лучшие из них получили дипломы победителей и различные художественные материалы. Для большинства участников этого проекта это были первая выставка в их жизни. Выставки нужны художнику не для того, чтобы выслушивать комплименты и греться в лучах телекамер. Это повод оценить пройденный путь, понять, что ты стоишь как художник и человек.
«НГК»: В последние годы на Кубани открыто много платных художественных студий, в которых ваши коллеги обучают живописи детей и взрослых. При вашем опыте, профессорском звании, Ваших учебниках по профессиональному обучению изобразительной деятельности, Вы вполне могли бы открыть частную школу живописи, которая приносила бы Вам немалый доход. Вы же 13 лет колесите по всему югу России и проводите бесплатные мастер-классы для детей, печатаете за собственный счёт методические пособия и раздаёте своим ученикам их бесплатно. Это сродни миссионерству, подвижничеству. Работа нелёгкая, как говорится, ни денег, ни славы она не сулит. Что Вами движет?
В. ДЕНИСЕНКО: Ответ на этот вопрос очевиден, ведь он проистекает из моего жизненного пути. Я должен отплатить добром за то добро, которое получал от незнакомых мне людей с раннего детства. Я не замышлял специально никаких благотворительных акций. Получилось это само собой. Известный кубанский искусствовед Наталья Леонидовна Щурик много лет подряд курировала проект «Кубань в лицах», который проходил в стенах Законодательного собрания Краснодарского края. После торжественного открытия моей персональной выставки в ЗСК ко мне подошел бывший атаман ККВ, мой коллега-преподаватель по Кубанскому госуниверситету Владимир Прокофьевич Громов и говорит: «Виктор, не стоит замыкаться тебе со своим творчеством в Краснодаре, надо показывать его по всему Краснодарскому краю». Я легко согласился с коллегой, надеясь, что смогу в этих поездках лучше узнать край, его людей, займусь пленэром. Но в жизни всё оказалось несколько иначе. Не ознакомительные поездки по периферии, а педагогическая «Одиссея» длиной в 13 лет получилась. Впрочем, я нисколько об этом не сожалею. Видимо, пришло моё время учительствовать, отдавать другим то, что накопилось за годы учёбы и долгие годы работы. Неоценимую поддержку в этом направлении оказывает мне ректор КубГУ Михаил Борисович Астапов.
Поначалу было особенно трудно. Я сформировал из своих работ передвижную выставку «Россия – Родина моя» практически на голом энтузиазме, вместе с женой, на своей машине, потому что автобус не всегда выделялся. Мы сознательно забирались в самые отдалённые районы Краснодарского края, договаривались с директорами детских художественных школ и школ искусств, руководителями управлений культуры о помещениях, развеске работ и т. п. Я вспоминал своё детство, жажду ребёнком новых впечатлений, представлял, сколько новых эмоций получат сельские ребятишки от нашего общения, и всячески стремился заронить в них искру, побудить тягу к творчеству.
Первый раз в 2012 году поехал в Крымск после наводнения. Чёрная волна накрыла этот город, там было много жертв, разрушений. Это всё было очень страшно. Я приехал, показал свою выставку, пообщался с детьми, провёл там мастер-класс и почувствовал именно тогда, что искусство обладает ещё и врачующей силой. В детях, которые приходят на мои мастер-классы, я вижу себя маленьким. Возможно, для кого-то из них я стану тем человеком, кто откроет для них дверь в мир искусства, укажет путь к мечте. Разве это мало, чтобы чувствовать себя нужным! Молодые люди неохотно идут сейчас в учителя. Давно не было такого, чтобы одновременно в стольких школах требовались преподаватели изобразительного искусства. Я не могу приезжать к детям с пустым сердцем и с пустыми руками. Стараюсь привозить что-то, что им будет полезно, интересно. Начал создавать для своих мастер-классов методички. И так это меня увлекло, что разработал более тридцати серьёзных учебных пособий, а маленьких методичек и того больше. Стараюсь по возможности привлечь в соавторы студентов, в которых угадывается учительский ген. Первое учебное пособие «Живопись» было написано совместно с моей аспиранткой, стипендиатом Правительства РФ Наташей Штаничевой. Сначала оно было издано в издательстве КубГУ небольшой брошюрой. Потом было переиздано в Краснодарском издательстве, а затем в 2009 году в Москве в «Академическом проекте» эта книга была издана 3-тысячным тиражом на всю Россию. Учебник «Основы композиции» был написан в соавторстве с Верой Бадян, преподавателем художественной школы имени Эрзи в Новороссийске. Этими учебными пособиями пользуются широко сегодня преподаватели всех худграфов нашей страны. Вышла также книга «Обучение техникам живописи» в соавторстве с Ольгой Ратиевой, тоже моей ученицей, преподавателем художественной школы. Она прекрасно знала, что нужно для учеников, а я методист с опытом, мы соединили наши возможности, и получилась прекрасная работа. Она вышла в издательстве «Планета музыки» в Санкт-Петербурге двумя изданиями в 2014 и 2021 годах. Лично и в соавторстве со своими учениками я опубликовал более 140 статей, 12 учебных пособий, в том числе и с грифами учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ.
«НГК»: Выходит, по Вашим книгам и пособиям учится сегодня вся Россия? Теперь понятно, почему в течение 10 лет вы становились победителем и призёром конкурса «100 лучших учёных КубГУ», а также в 2021 году были признаны победителем Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы».
В. ДЕНИСЕНКО: Все издания, которые я назвал, востребованы преподавателями худграфов. Сейчас готовлю переиздания, потому что сигнальные тиражи разошлись мигом. Учебных пособий сегодня катастрофически не хватает вузам, вот я и пытаюсь заполнить этот пробел.
На фото: открытие выставки в ДХШ г.Тихорецка (2021 г.)
«НГК»: Как автор книг и издатель, вероятно, вы стали богатым человеком?
В. ДЕНИСЕНКО: Какой же я богатый человек, скажете тоже… Я живу от зарплаты до зарплаты. Ну, во-первых, для меня всё-таки на первом месте всегда был долг, служение людям, а не деньги. Сейчас-то уже я вожу методические пособия моим ученикам в основном в электронном виде, рассылаю по электронной почте. Все издания оцифрованы. Электронная версия даёт возможность насытить всех желающих, учащиеся в глухих селах могут по ним самостоятельно подготовиться к поступлению в вуз и стать студентами. Так что очень многое уже сделано. А вообще, можно сказать, что это ещё и профориентационная работа. Я когда-то по цветоведению проводил мастер-классы, по рисунку и живописи, рассказывал, как рисовать. А потом понял, что моя главная задача – заметить талантливых ребят и вытаскивать их из глубинки, учить, чтобы они потом возвращались в свои районы и города. Был недавно такой случай, когда ездил я в Туапсе. Первокурсница худграфа Виктория Тамилина, которая в прошлом году поступила, сделала наглядное пособие по наброскам. И вот это её распечатанное наглядное пособие я подарил туапсинской художественной школе со словами: «Вот видите, какие хорошие кадры вышли из ваших мест». Случаев таких много. Чем больше общаешься с детьми в глубинке, тем острее понимаешь, что реально можешь повлиять через этих детей на будущее нашей страны, на её культуру. За 13 лет поездок я посетил 37 городов, районных центров Кубани, Крыма, Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Самые тёплые воспоминания остались, конечно, о встречах с преподавателями, детьми ДХШ и ДШИ Симферополя, Севастополя, Керчи в памятном 2014 году.
На фото: выставка в ДК г. Новокубанска (2021 г.)
«НГК»: Виктор Иванович, сегодня всё больше в моде экспериментальная живопись, а вы учите детей классической, академической. Как вы относитесь к современному изобразительному искусству и почему отдаёте предпочтение классике?
В. ДЕНИСЕНКО: Думаю, что мой выбор был определён в свое время моими учителями. Я имею в виду Валентина Васильевича Пашутина, Григория Устиновича Кравченко и, конечно, профессора, моего научного руководителя Георгия Васильевича Беду. Сколько раз классическую живопись хотели похоронить, начиная с Октябрьской революции 1917 года. Но вряд ли экспериментаторы сотворят такое, что удивило бы людей, вызвало эмоцию положительную. Когда подходишь иногда к таким работам, то просто страшно смотреть. Зачем эти ребусы задавать, если искусство должно быть доступно и понятно? Да, новаторы открыли новое направление в дизайне, продвинули архитектуру, конструктивизм, но замахиваться на то, что было сделано великими классиками, академистами, реалистами, что прошло проверку веками, наивно и бесперспективно. А уничтожить истинное искусство пытаются для того, чтобы не с чем было сравнивать свои эксперименты. Я только так это понимаю.
«НГК»: У всякого дела есть свой возраст – детство, юность, зрелость. В нынешнем состоянии худграф КубГУ в каком возрасте пребывает, на Ваш взгляд?
В. ДЕНИСЕНКО: Материальная база, преподаватели – это необходимая часть для подготовки творческой личности, но не единственная. Дух творчества непременно должен быть! Именно неформальное сотрудничество преподавателей со студентами создаёт в учебном заведении творческую атмосферу.
Могу сказать, что всё-таки пенсионный возраст переживает наш худграф. Когда-то нас учили выпускники художественных институтов. Сейчас таковых у нас на факультете практически нет, тогда их было большинство. Мы вот сами закончили этот факультет и сами здесь же преподаём. Раньше между преподавателями и студентами выстраивались отношения равных перед искусством, это была творческая лаборатория. Вспоминаю своих преподавателей: Кравченко Григория Устиновича, Кошельникова Георгия Михайловича, ну и Георгия Васильевича Беду, конечно. Они полностью отдавали себя студентам. Представьте, кто сейчас из наших преподавателей будет работать после десяти часов вечера? А в мастерской писать-рисовать со студентами в нерабочее время? Сейчас в шесть часов вечера на факультете уже шаром покати – никого нет. А ведь на одних только лекциях не передать студентам суть профессии художника. Разговоры в мастерской, случайные, нечаянные обсуждения набросков, замыслов подчас дают не меньше чем академические часы. Преподаватель – это личный пример служения искусству. Очень обидно, когда-то всё это было, а теперь уходит. Я как заместитель декана по науке, убеждаю своих молодых коллег, что преподавательская деятельность – это служение не от звонка до звонка. Я же сам вышел из детского дома, а это большой коллектив. В этом коллективе все вплоть до уборщицы были наши добрые мамы и папы. Так и в вузе студенты нуждаются во внимании, они не должны чувствовать себя в новой среде случайными и временными.
«НГК»: А что Ваша семья, разделяют ли Ваши близкие Ваши убеждения – отдавать себя людям?
Н. ДЕНИСЕНКО: Жена моя, Таня, представляете, двенадцать лет возит меня по краю с моими выставками и мастер-классами. Она окончила инженерно-строительный факультет в политехническом институте, сейчас на пенсии. Однажды я сел в трамвай и поехал в другую сторону за девчонкой, которая так мне понравилась. Довез её до общежития, разговорились и после полуночи распрощались. С тех пор мы не расставались надолго и вот уже более 50 лет практически одинаково смотрим на этот мир. Я ей безмерно благодарен, мы с ней давно уже соратники во всех делах.
У нас трое детей, к сожалению, ни один не пошел по моим стопам. Я бы в этом плане мог им многое дать. Денис окончил экономический факультет, Саша и Миша – географический, и все они занимаются автомобильным сервисом – это прибыльно. А вот внучка Алина окончила дизайнерское отделение ИНСПО КубГУ и подаёт надежды развиться в творческую личность. Я счастлив и в работе, и в семье и просто обязан делиться этим бесценным даром с теми, кто нуждается в поддержке и внимании.
37 персональных выставок работ Виктора Денисенко в разные годы прошли в Пятигорске, Краснодаре, Майкопе, Карачаевске, Нальчике, Симферополе, Севастополе, Керчи, Армавире, Сочи, Новороссийске и других городах Юга России. Его работы находятся в художественных музеях Симферополя, Грозного, Краснодара, а также в российских и зарубежных частных коллекциях.
На фото: выставка и мастер-класс в Краснодарском отделении Росийского фонда культуры (2021 г.)
"Восход над Хамелеоном. Коктебель", 2016, холст на картоне, масло