Документалист из Сочи награждён «за исключительные заслуги» международным кинофестивалем в США
112319
Документалист из Сочи награждён «за исключительные заслуги» международным кинофестивалем в США
Картина сочинца Виктора Терентьева «Pass to Heaven» о трагической судьбе сыктывкарского балетмейстера Ивана Паршагина удостоена звания лауреата и награды «За исключительные заслуги» («Аward Of Exceptional Merit») Международного кинофестиваля «Docs Without Borders» (DWBFF), который на днях проходил в округе Нассо штата Нью-Йорк. В этом представительном смотре в 22 номинациях участвовали сотни документальных лент из разных стран: США, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Канады, Ирландии, Израиля, Японии, Бельгии, Австрии, Швейцарии, Португалии, Черногории, Индии, Перу, Сингапура, Ирана, Новой Зеландии... Чтобы гарантировать индивидуальный подход и объективную оценку такому количеству работ, DWBFF установил систему, учитывающую достоинства по «встроенной системе ценностей».
Высокопрофессиональные и авторитетные судьи сосредотачиваются на каждом отдельном фильме, исключая сопоставлений с другими и выставляя оценки по специальной шкале. По словам одного из организаторов фестиваля – президента и основателя кинокомпании «Roman Pictures» Карлоса Этцио Романа (Carlos Etzio Roman), отметившего в электронном письме Виктору Терентьеву значимость счастливого, но не случайного события, «награды присуждаются творениям с действительно исключительными художественными качествами и техническими достижениями»
– Приятно, конечно, хотя до сих пор не верится в реальность подобного расклада, – говорит автор и режиссёр ленты-победительницы. – В условиях жесточайшей конфронтации между нашими странами, когда без конца совершаются провокации и попираются международные нормы, высылаются дипломаты и вводятся экономические санкции, а генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш называет происходящее «новой холодной войной», – такое решение фестивального жюри – чудо!
И, конечно, это чудо не случилось бы, если б полтора года назад судьба не свела меня с удивительной женщиной – Любовью Балаговой-Кандур, президентом Сочинского международного кинофестиваля «Ирида» (SIFFA: Sochi International Film Festival & Awards). Нас познакомила начальник управления культуры администрации города Сочи Лидия Кузьмина, тогда речь шла о моей профессиональной помощи в освещении SIFFA.
Во время одной из рабочих встреч с Любой, когда разговор неожиданно коснулся темы «как молоды мы были!», я шутки ради показал на ноутбуке фрагмент своей авторской телепрограммы 20-летней давности. Думал, просмотр ограничится 1-2 минутами, но он затянулся на час. А после него Люба, со свойственным ей великодушием, резюмировала: «Вот за что нужно давать Нобелевские премии! Только, пожалуйста, положи английские субтитры или сделай дубляж». Так и поступил. Правда, фильм «Pass to Heaven» вобрал в себя несколько часовых программ: получилось переосмысление былого. И размышления о том, что шотландский поэт Джеймс Томсон называл: «Когда касаемся цветка, звезду далекую тревожим».
Готовую работу Люба порекомендовала заявить на Международный фестиваль независимого кино «Raindance» в Лондоне (я последовал её совету в этом году – кинофорум состоится в сентябре, об отобранных лентах организаторы сообщат за месяц). Позже моя вдохновительница написала в письме, что показала фильм супругу – известному голливудскому режиссёру Мохи Кандуру, и тот дал высокую оценку, назвав картину смелой.
Так, с лёгкой руки создательницы SIFFA, появился на свет ещё один успешный проект. И я за это очень благодарен госпоже Кандур!
– А SIFFA в этом году состоится, несмотря на новый виток «дружбы» между Великобританией и Россией?
– Почему бы нет? Неловкость Аннушки, пролившей подсолнечное масло, или роковое происшествие с Сергеем и Юлией Скрипалями одинаково неотвратимы и в рамках Божьего промысла, как и жизнеспособность Кинофестиваля «Ирида».
Между прочим, с 21 по 23 марта в Лондоне прошла его презентация, однако осталась незамеченной в Сочи и на Кубани. Она включала показы в лондонском представительстве Россотрудничества лучших фильмов прошлогодней фестивальной программы, мастер-классы выдающихся российских кинокритиков, в том числе – Кирилла Разлогова, председателя Российской гильдии киноведов и кинокритиков, программного директора Московского международного кинофестиваля. Кульминацией стала торжественная церемония награждения призами SIFFA в кинозале отеля «Soho». И показ эксцентрической авантюрной комедии Артёма Михалкова «Ставка на любовь», удивившей Кирилла Эмильевича – как энергией и драйвом, так и незавидной прокатной судьбой – с учётом фамилии режиссёра и влиятельности фирмы-прокатчика «Централ партнершип». Артёму, кстати, вручили награду «SIFFA Irida Recognition Award» и специальный диплом SIFFA UK «За поддержку кинофестиваля».
А ещё «Ирида» чествовала британского режиссёра Стивена Фрирза за его исторический и ироничный фильм «Виктория и Абдул», победивший на SIFFA-2017 в номинациях «Лучший актер» (Али Фазал) и «Лучшая актриса» (Джуди Денч).
– Джуди Денч, возглавлявшая британскую разведку в киноэпопее о Джеймсе Бонде?
– Да-да, кавалер ордена Кавалеров Почёта и дама-командор ордена Британской империи, не говоря уже о премиях «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA. Фрирз снял её в роли королевы Виктории. Так вот, выдающаяся актриса отказалась посетить церемонию в «Soho», выражая солидарность с правительством Терезы Мэй из-за событий в Солсбери. Впрочем, некоторое время спустя появилась информация, что Денч, вроде бы, находится на съемках, т.е. причина отсутствия – производственная…
Как бы там ни было, а великий Стивен Фрирз лично получил свой приз, извинившись, что в декабре не смог быть в Сочи по болезни. Впоследствии Кирилл Разлогов поведал, что обсуждал с режиссёром важность российско-британского культурного сотрудничества, культивируемого SIFFA в Сочи и в Лондоне.
– От администрации города кто-то присутствовал?
– У сочинской мэрии – страда: подготовка к курортному сезону! Однако на церемонии президент Российского кинофестиваля «Амурская осень» и секретарь Союза кинематографистов РФ Сергей Новожилов зачитал, наряду с посланием руководства кинематографического союза, напутствия от Анатолия Пахомова и Ирины Романец. В письме градоначальника, например, выражалась уверенность, что «Зимний кинофестиваль нужен городу», «Сочи, как никакой другой город в России и в целом, в мире, несёт огромный потенциал гостеприимства и уважения ко всем народам», «политические дрязги уладятся, и наш совместный проект будет снова двигаться вперёд»…
– Но разве SIFFA – не федеральный проект, проводимый при поддержке Министерства культуры РФ?
– Чтобы получить такую поддержку, финансовую и моральную, необходимо войти в Федеральную целевую программу «Культура России (2012-2018)», а для этого, согласно правилам, пакет проектных документов подавать на рассмотрение следовало за год до старта (сейчас, в связи с окончанием сроков ФЦП, приём заявок закрыт).
SIFFA возник спонтанно, поэтому с самого начала был… муниципальным проектом. Точнее, реализовывался при организационной поддержке городской администрации (преимущественно через Муниципальное автономное учреждение культуры «Творческо-методический центр») и финансовой поддержке от спонсоров – к примеру, владельцев отеля в Олимпийском парке, в котором и проводится.
Повлияет ли в будущем на положительное решение вопроса об эгиде федерального Минкульта политическая конъюнктура, меняющаяся не слишком быстро, – покажет время. Теоретически культурные мосты между странами и народами жизненно необходимы, пусть разводные. И что же из того, что на практике их сводят реже, чем хотелось бы? Чудеса случаются! Главное, если верить мэру Сочи, фестиваль нужен курорту: местные жители и гости полюбили или полюбят «Ириду» так же горячо, как и «Кинотавр».
Марина СЕМЁНОВА