Культура:

Как возвращались регалии

10.02.2020

28 февраля текущего года исполняется сто лет с тех пор как покинули кубанскую землю регалии Кубанского казачьего войска

Автор: Денис Шульгатый

2264

32

Более десяти лет  назад регалии вернулись на Кубань, и с тех  ни один парад  войска не обходится без торжественного  их выноса. Но, помня об исторических событиях, связанных с этими казачьими святынями, многие порой забывают о людях, благодаря которым это возвращение состоялось. На днях гостем редакции «НГК» стал человек, сыгравший одну из ключевых ролей в возвращении казачьих регалий  - заслуженный работник культуры Кубани, автор более 100 научных статей, трёх книг, учебных пособий и многочисленных музейных экспозиций по истории казачества, Наталия Корсакова.

НГК: Наталия Александровна, можете назвать тот момент, когда история, культура, сама судьба казачества стала частью и вашей судьбы?

Наталия Корсакова: Хоть я и родилась на Урале, но мои родители сравнительно рано переехали на Кубань в 1950 году: после просмотра фильма «Кубанские казаки». После того, как мама вышла второй раз замуж за казака из станицы Вознесенской Лабинского района, вся моя жизнь оказалась неразрывно связана с казачьей историей, культурой, самой жизнью казачества. Все мое детство прошло в этой патриархальной среде – все мои друзья, все мои соседи балакали; каждое движение, каждый час был наполнен каким-то магическим ощущением. Нельзя, например, вечером на горище подниматься, потому что там может домовой выйти. Каждый день бабушка очень долго читала молитвы – сначала за упокой, потом за здравие, причем она помнила множество имен, всех тех, кого нужно помянуть в этих молитвах. Были в семье и свои трагедии: двоюродный брат отчима, например, в 1947 году при выборах в Верховный совет въехал на избирательный участок верхом и заставлял лошадь бюллетень бросать в урну. Хулиганство, казалось бы, мальчишество – ему и было тогда семнадцать лет. Но кончилось для него это довольно печально –  арестом и десятью годами тюрьмы. И бабушка уже читала молитвы за упокой, но он вернулся, хоть и больным, разбитым. Так что росла я в среде, пропитанной казачьим духом, что, разумеется, повлияло и на выбор мной своего пути. С 1973 года, после окончания исторического факультета Кубанского госуниверситета, я стала работать в нынешнем Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Фелицына, тогда еще просто краеведческом музее, в отделе дореволюционной истории, со временем начав специализироваться на изучении истории и культуры кубанского казачества XIX–XX века.

«НГК»: Когда в вашей работе впервые появилась тема регалий кубанского казачьего войска?

Наталия Корсакова:  Началось все еще в 1977 году. Тогда при музее краснодарскими старожилами был создан так называемый «Клуб любителей старины»: в него входили многие известные тогда краеведы и писатели –  краеведы Виктор Соловьев и Виталий Бардадым, писатель Виктор Лихоносов. Для него и Виталия Бардадыма данный клуб был своего рода питательной средой, откуда они черпали многие факты и имена для своих книг. Директором музея была Инесса Шевченко - одна из старейших членов нашего коллектива, те, кто сейчас уже уходит на пенсию, принимала на работу именно она. И именно она в один прекрасный день вызвала меня к себе в кабинет и говорит: «Наталия, тут пришло письмо из крайкома партии, мы должны ответить как можно скорее». И дает мне это письмо, подписанное тринадцатью казаками-эмигрантами из Нью-Йорка. Они писали, что они остались еще от первой волны эмиграции и обращаются к нам с просьбой забрать казачьи регалии, которые должны остаться на родине. И вот тогда встал вопрос об этом возвращении. Я срочно написала справку о том, что из себя представляют казачьи регалии, что в них входит, для чего мне пришлось изрядно проштудировать труды Щербины, Короленко, Фелицына. Напомню, что это были советские времена, книги этих историков никто не издавал: были только дореволюционные издания в библиотеке, которые просто так на руки не выдавали. Мне пришлось покорпеть в библиотеке, чтобы составить эту справку. Но тогда этой справке не было дан ход, как и всей этой инициативе. Если и были какие-то ответы из крайкома, мне о них не сообщили. История эта продолжилась уже много позже, когда я уже познакомилась с Наталией Назаренко, дочерью атамана Вячеслава Науменко. Возвращение регалий стало возможным, прежде всего, благодаря ей.

«НГК»: А как вы тогда вышли на нее, как узнали о ней?

Наталия Корсакова: Как я уже говорила, о судьбе того письма и, соответственно, о теме регалий нам ничего не было известно. Виталий Бардадым предложил попытаться наладить контакты через Станислава Жигайлова – был такой фотокорреспондент из Отрадненского района, работавший в «Известиях», один из немногих советских граждан, имевших возможность более-менее регулярно выезжать за границу. Бардадым попросил его разузнать что-то о судьбе этих регалий - и он привез нам в 1985 году письмо из Нью-Йорка, от кубанского казака, подписавшегося «Неизвестный». Уже позже я узнала, что это был Федор Елисеев, один из авторов того самого письма в крайком. Он рассказал, что регалии хранятся в войсковом музее, что они уже действительно приходят в негодность, что надо привести их на родину. А уже в 90-х я, через знакомых журналистов, узнала и адрес Наталии Назаренко, после чего написала ей письмо. Я написала, что мы с 1977-го года хотим вернуть эти регалии, спрашивала, знает ли она что-либо об этом музее и этих регалиях. Наталия Вячеславовна ответила, что она почетный хранитель музея, и что регалии действительно пора уже вернуть, потому что в Америке все это пропадет. На этой почве у нас и началась бурная переписка. Думаю, именно эта переписка и настроила Наталию Вячеславовну приехать на Кубань, посмотреть музейные экспозицию, где и как эти регалии могут храниться. И вот, в 1998 году она прилетает в Краснодар - первый и единственный раз. Она быстро нашла общий язык с Николаем Кондратенко, тогдашним губернатором Краснодарского края, общалась с проживающей здесь племянницей и казаками. Помню, как она всех поразила своим первом появлением – ее встречали чиновники и представители казачества, в том числе и атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов. А вот меня на ту первую встречу не пригласили. И получился некий конфуз: Наталия Вячеславовна осматривает встречающих и недоуменно спрашивает «А кто из вас Наталия Александровна?». На следующий же день, в полседьмого утра у меня дома появляется Владимир Громов и приглашает меня в гостиницу «Платан», где и остановилась Наталия Назаренко. Так началось наше с ней живое общение, причем мы сразу расположились друг к другу: у меня было семь поездок в Америку, и каждый раз мы встречались там с Наталией Вячеславовной. Я была  в доме, который строил сам Вячеслав Науменко, доме, построенном в тот самом стиле, в каком строилась усадьба самого Науменко еще на Кубани, в его родной станице. Наталия Назаренко передавала мне архивные документы, зная, что в США они никому не нужны. Для меня же знакомство с русской эмиграцией - это совершенно особая страница жизни, опыт общения с совсем другими русскими, не затронутыми марксизмом-ленинизмом. Наталия Вячеславовна, прилетев в Краснодар, первое, что сделала -  заказала молебен, как завещал ее отец: первый из казаков, кто приедет на  Кубань, должен заказать молебен по всем погибшим в Гражданской войне, белым и красным. И Наталия Назаренко выполнила  завещание своего отца.

И тогда же она начала борьбу за возвращение этих регалий – они, как уже говорилось, были в ужасном состоянии, денег на реставрацию в Америке ни у кого не было. Если бы не Наталия Вячеславовна они бы или пропали или оказались на каких-то аукционах, а потом у коллекционеров. Наталье Назаренко много через что пришлось пройти, преодолевая сопротивление противников передачи регалий – ей, например, не передавали даже личные вещи атамана Науменко. Все его награды за Первую мировую войну, а также  Георгиевское оружие, кинжал, выданный ему за освобождение Екатеринодара от красных в 1918 году, уникальные золотые часы, занесенные в Книгу рекордов Гиннесса, уникальные архивные документы, в том числе и переписку с Врангелем. Наталия Вячеславовна добилась по суду возвращения всех этих вещей,  создав группу своих сторонников из числа детей и внуков тех эмигрантов. Огромную роль сыграла и поддержка губернатора Краснодарского края Александра Ткачева: я не хочу сейчас говорить о политике, не готова оценивать его с этой точки зрения, но я точно знаю, что без вмешательства Ткачева, без его искреннего желания вернуть все это, возвращение бы не состоялось.  Благодаря ему всего за год у нас в музее появилась  современная экспозиция, немецкие витрины – только три музея в России имеет такое. Он сам часто приходил в музей, приводил друзей – он явно был увлечен всем этим.

«НГК»: А как эти регалии вообще на Кубань попадали, кто их привозил. Помнится, нам попадалась информация, что в том музее в Нью-Джерси, была чуть ли не кража со взломом, что на войско подавали в суд, там, в Америке. Много было звонков в редакцию «НГК», много шума из-за океана, звонки от каких-то сомнительных личностей. Уже тогда стало ясно, что  в этих товарищах не осталось  ничего казачьего, что ничего общего это склочничество не имеет с теми порывом души, о котором вы говорите. Для них это все просто бизнес.

Наталия Корсакова: Вы же знаете, что сейчас многие вкладывают деньги не только в недвижимость или ценные бумаги, но и в антиквариат. Для таких людей  казачьи регалии – это именно антиквариат. А ведь в эти регалии входят, в том числе царские грамоты – это ведь  исторические документы. В грамоте Екатерины прямо говорится, что дается в навечное пользование земля  «от острова Фанагории до Усть-Лабинского редута Черноморскому казачьему войску». Никаких иных получателей этой земли в этих грамотах не указывается, также как и в рескриптах Потемкина: с его подписями и печатями. Там сказано и как создавалось это самое Черноморское казачье войско, как и кем населялись эти земли. Разве можно допустить, чтобы бумаги, связанные с историей, политикой, геополитикой находились в частных руках? Существуют юридические определения, согласно которым документы 18 века имеют, если есть подлинник, значение во многих вопросах современной жизни. Сама Наталия Вячеславовна  постоянно спрашивала: Неужели Россия допустила, что подобные документы оставались в частных руках. Тогда государственное мышление сработало уже и у многих противников возвращения регалий.

«НГК»: А есть утраченные регалии?

Наталия Корсакова: Утраты есть. Они относятся прежде всего к временам Второй мировой войны: тогда регалии экспонировались в музеях Белграда и в 1941 году, когда немцы бомбили город, две бомбы попали прямо в здание музея. Тогда были утрачены серебряные трубы, многие знамена были повреждены. Что-то было утрачено во время перемещения регалий.

«НГК»: А что из себя представляет здание музея? Вы были там?

Наталия Корсакова: Да, конечно. Это Кубанский войсковой музей, расположенный в городе Хоувелл, штат Нью-Джерси. По сути, это просто дом казачьего общества. Одна комната там вообще – кафе. Во второй комнате -  сама экспозиция, со старыми допотопными витринами, а также подвальное помещение, где лежат фотографии, альбомы. Все там покрыто сыростью, невозможно нормально работать, а денег на ремонт помещения этого нет. Нельзя там было ничего оставлять: грамоты в подтеках, порванные, им срочно нужна была реставрация.

«НГК»: А все, что было в этом музее, удалось забрать?

Наталия Корсакова: Нет.  Была взята только коллекция предметов регалий, перечисленная в описях регалий, которые делал еще историк Щербина, вывозя их из Екатеринодара, в описях, которые потом делал Науменко. Каждые четыре года там проводилась проверка, где что было: указывалось, сколько знамен было утрачено уже в ходе условий хранений.  Но музейные коллекции пополнялись и иными предметами: существовало негласное правило, что после смерти кого-то из представителей старой эмиграции, какие-то их личные вещи, по желанию и с разрешения родственников, могли сдаваться в музей. Это могло быть оружие, какие-то документы, какие-то личные вещи. Люди присылали что-то из разных концов США, из Канады, Австралии, других государств – они хотели, чтобы все это было собрано в одном месте, где хранятся казачьи регалии и иные памятные вещи. Их забирать, естественно, никто не имел права, и никто их на них не посягает. Музей существует и сейчас: несколько зашевелились внуки, наследники тех казаков, некоторые потомки эмигрантов стали посещать этот музей. Там проводятся благотворительные вечера, празднуются русские православные праздники.  Потомки казаков пытаются встречаться хотя бы на этих мероприятиях, и сам музей для них - своеобразная точка сбора. Там есть и главный хранитель, они изучали  опыт хранения ценностей в российских музеях, в том числе, и в нашем, после чего стали более серьезно относиться и к собственным экспонатам.

«НГК»: А из всего того, что пришло из регалий, часть находится в Москве, а часть  - в крае?

Наталья Корсакова: Нет, все у нас, все подлинники. Мы, конечно, выставляли временно их в Москве : так, в 2028 году Государственный исторический музей предложил нам устроить выставку в его стенах. Мы туда возили и знамена, и булавы, и жалованные грамоты. Курьезный момент: та самая «группа товарищей», что на Кубани борется с наследием Науменко, и о которых уже писали в вашем издании, ездила и в Москву, безрезультатно требуя убрать наградное оружие Науменко. Небезызвестный вам профессор Мишанин, например, находился в авангарде этой борьбы.

«НГК»: А вы как считаете, он сам по себе такой идейный или его кто-то заряжает?

Наталия Корсакова: Безусловно, его «заряжают», им пользуются. Его поддерживает КПРФ. Недавно ко мне в музей пришел некий товарищ, предложивший какую-то концепцию «этнографического музея кубанского казачества». Мне он представился как «атаман Екатеринодарского отдела Кубанского казачьего войска». Я в недоумении: позвольте, у нас же атаман вроде другой, Светличный. Тогда мне начинают объяснять, что у них какое-то свое "Кубанское казачье войско". Я сказала этому «атаману», что никакого отношения ко всему этому иметь не желаю и прошу нигде меня в этой «концепции» не упоминать. Но, как я поняла, все они имеют отношение к коммунистам - и сама группа Мишанина и поддерживающие его товарищи: ранее их всех возглавлял ныне покойный профессор Куценко, тоже ярый коммунист, как и Мишанин, некогда преподававший в Политехническом университете.  Вообще, сегодня коммунистам  грех жаловаться на недостаток внимания: чего стоит хотя бы памятник «Ленин  с матросом» в центре города. И это при том, что в годы революции и Гражданской войны матросы вели себя в Екатеринодаре просто как бандиты: в 1918 году создавались специальные отряды, которые грабили богатых горожан. Есть архивные документы, описывающие, что тут вытворяли эти матросы – даже были мандаты, выдававшие им разрешения на «социализацию девиц». Прямо возле гимназии, эти матросы хватали девушек, насиловали их, многих потом убивали. И подобную же память они оставили по всей Кубани – а у нас теперь ставят такие памятники! И это при том, что президент РФ Путин  не так давно четко и ясно дал понять, что это политика Ленина и привела впоследствии к развалу государства. И это при том, что многие документы из партархива и по сей день остаются под секретом, особенно темы репрессий и бесконечных восстаний против советской власти.

«НГК»: Возвращаясь к теме регалий – а как физически происходил этот процесс, кто именно вез сюда эти регалии, кто доставлял?

Наталия Корсакова: Первоначально вообще шел спор: отдавать или не отдавать? В Америке было несколько групп людей, которые не хотели отдавать регалии в Россию,  бедственное состояние этих ценностей их не интересовало. Были и казачьи организации на  Кубани, которые хотели  регалии взять себе. Также в Америке есть товарищ, именующий себя «граф Цапенко», который добивался, чтобы регалии передали созданному им «войску». Это так называемая «Новая Кубань», противостоявшая Наталии Науменко. Цапенко сначала пытался ее уговорить, чтобы она передала регалии ему, а потом перешел к оскорблениям. Было два суда, которые группа Певнева, атамана  Кубанского казачьего войска за рубежом, проиграла. И тогда Наталия Вячеславовна написала письмо адвокату Певнева, на тридцати листах. И это письмо сыграло самую главную роль в передаче регалий: в 2006 году был выигран третий суд,  который и принял решение, что регалии принадлежат Войску и могут вернуться в Россию.

«НГК»: Насколько нам известно, тогда ставились определенные  условия для этого возвращения: восстановление памятника Екатерине, войсковой Собор и переименование города.

Наталия Корсакова: Наталия Вячеславовна  тогда напомнила Певневу, что имелось решение, принятое казаками еще при жизни Вячеслава Науменко: возвращение регалий возможно только при одном-единственном условии – при падении коммунистического режима в России, если  сама Россия захочет их взять. Никаких иных условий не ставилось - это было зафиксировано во всех решениях, опубликовано в  зарубежных казачьих журналах. Именно Наталия Назаренко сыграла решающую роль в передаче регалий – все в Америке решает суд, и он вынес постановление именно в ее пользу. Само возвращение регалий происходило под контролем государственных учреждений, в том числе и Министерства культуры, при котором был создан Комитет по возвращению культурных ценностей. Именно им, после разрешения судебного вопроса, был организован процесс возвращения регалий при участии МИДа. Казаки, под контролем Натальи Вячеславовны начали заказывать ящики, упаковывать предметы и дипломатической почтой это  перевозить в Москву. Минкультом был создан каталог, после чего регалии были доставлены в Краснодар.

«НГК»: Так или иначе, в сознании людей, которые более-менее в теме, ваше имя однозначно ассоциируется с возвращением регалий. Все, с кем нам приходится общаться, однозначно говорят о том, что Корсакова стояла у истоков этого возвращения, наряду с Громовым и Ткачевым – именно эти три фамилии поминаются в первую очередь.

Наталия Корсакова: Я, конечно, признательна за такую оценку, хоть и не у всех моя научная деятельность находит подобное одобрение. Я даже не говорю о коммунистических ортодоксах, вроде Мишанина и ему подобных: к сожалению, схожие настроения овладели и новым руководством музея, которому я отдала 47 лет своей жизни. И началось это с приходом в музей нового заместителя директора музея,  экс-министра культуры Краснодарского края, Натальи Пугачевой. Фактически там сейчас командует она – и она же создает такую атмосферу, в которой я просто не могу больше работать. Представляете, при всех коллегах она открыто меня обвинила чуть ли не в работе на ЦРУ и том, что я лично обогатилась на этих регалиях. И это при том, что я даже личный подарок от Натальи Вячеславовны  отдала в фонды музея - тот самый кинжал черкесской работы, подаренный Науменко за освобождение Екетеринодара. Я попросила Пугачеву извиниться, но, разумеется, ничего подобного не услышала – она даже не задумалась о том, какую глупость говорит. При том, что когда возвращали регалии, она была министром культуры, все это происходило на ее глазах, она знала, как все это происходило. Пугачева пыталась меня выжить из музея еще год назад, но нынешний министр культуры меня восстановила в должности. Но после всего вышеперечисленного, конечно, это была уже не та работа. Так или иначе,  после подобных нелепых оскорблений, я не  могла дольше работать в музее, решив  уйти по собственному желанию.

«НГК»: Надеемся, это не значит, что вы можете после этого уехать из края. После всего, что вы сделали для  Кубани, это было бы ужасной несправедливостью.

Наталья Корсакова: Нет, Кубань - это моя родина, где-либо еще я себя не мыслю, так что я, конечно же, останусь здесь.

«НГК»: Большое спасибо за интересную беседу.

Комментарии

Написать комментарий

Отмена

Читатель

06.03.2020 09:08

В августе 1949 г. атаман В.Г. Науменко отправил из города Бремен (Германия) в город Бостон (США) кубанские регалии, а затем с семьёй покинул Германию. Среди различных казачий организаций в США действовал «Казачий мировой Центр», созданный в первой половине XX века. В него входили казачьи самостийные группы. Центр претендовал на кубанские регалии, и у них была заинтересованность не пустить Науменко, отправив его обратно в Германию.
По доносам этого Центра – это было доказано американским следствием, атамана обвиняли в военных преступлениях и сотрудничестве с нацистами. Науменко с супругой были задержаны в иммиграционном доме в г. Бостоне. Началось расследование, была создана комиссия. В защиту Науменко выступила Зарубежная православная церковь, более тысячи писем и телеграмм были присланы казаками и русскими эмигрантами из стран Европы, Азии, Австралии и США.
Александра Львовна Толстая – руководитель Толстовского фонда, который спас сотни тысяч русских, их семей после Второй мировой войны, помогла найти Науменко адвоката. Им стал известный американский адвокат Вашборн. Полтора года шло следствие. Комиссия выявила авторов анонимных доносов, установила клеветническую деятельность Казачьего центра. Н заседании комиссии 28 января 1951 года единогласно были отвергнуты все обвинения в адрес Науменко и признаны ложными. Дело было закрыто. Расследование было подробно опубликовано в русской газете «Россия» 16 марта 1951 года, издаваемой в Нью-Йорке.
См. «Пути-дороги казачьих регалий». Краснодар, 2005. С.128-145. Под редакцией доктора исторических наук С.Н. Якаева.

Тарас

02.03.2020 23:36

Кому госпожа Науменко вернула священные регалии? Переименовавшемуся кубанскому коммунистическому ворью!!!
Тётка точно выжила из ума!!!
Следовало это сделать как минимум ровно через столько лет, сколько большевики -коммунисты были у власти в России!!!

Архивист

06.03.2020 09:07

Документы по истории Российского государства, в том числе и Кубани должны храниться на Родине, а не в частных коллекциях. Это хорошо понимала Наталия Вячеславовна Назаренко как русский и православный человек.

Екатеринодарец

26.02.2020 17:16

Для сведения т. Кубанца.
1. Мондат не единственное свидетельство о социализации девиц в Екатеринодаре и Кубанской области. См. Коржевская Вера. Вместе с веком. Родная Кубань, 2005, 2.
Равно как социализации девиц не единственное злодеяние против гражданского населения, с первого дня как красные вошли в город, начались убийства и грабёжи.
2. Фамилия главкома, подписавшего Мондат, не Иващеев и не Иващев, а Иванцев. Он принимал участие во 2м чрезвычайном съезде советов и революционной армии северного Кавказа в Невинномысской в октябре 1918. См. И. Борисенко. Советские республики на северном Кавказе в 1918 году. Северный Кавказ, Ростов н. Д. 1930, стр. 189.

Кубанец

21.02.2020 08:44

За деятельность Корсаковой по возвращению регалий – спасибо.
Однако оценки Корсаковой происходившего в Екатеринодаре 1918 г. – крайне глупы. Подобные оценки свидетельствуют о её пристрастности и незнании вопроса. К сожалению, Корсакова транслирует пропагандистские белогвардейские фальшивки.
Так, единственным "вещественным доказательством" "Акта расследования о социализации девушек и женщин в гор. Екатеринодаре по мандатам советской власти" из материалов деникинской Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков (откуда черпает свои "знания" Корсакова) являлась фотография "мондатана право социализировать девиц", подписанного НЕ СУЩЕСТВОВАВШИМ В ИСТОРИИ "главкомом Иващевым".
Согласно тому же Акту, весной 1918 г. "на мандатах ставилась печать штаба революционных войск Северо-кавказской советской республики", однако Северо-Кавказская советская республика была образована только в июле 1918 г., незадолго до падения красного Екатеринодара. И т. д.
То же и с Науменко.
Корсакова уничижительно говорит о "группе товарищей", борющихся с "наследием Науменко", но умалчивает, что Науменко сотрудничал с нацистской Германией, имевшей своей целью уничтожение нашего государства, частью уничтожение, частью порабощение нашего народа...
Стыдно за Корсакову.

Владимир Шмелёв

29.02.2020 11:55

Не в моих правилах вступать в полемику с анонимами, не имеющими мужества назвать себя по имени и фамилии, но позволяющими поливать грязью заслуженного историка и память достойного патриот казака атамана Вячеслава Науменко.
Напомню, что никто не вправе называть человека преступником без суда и следствия.
Когда были следствие и суд о сотрудничестве атамана с нацистами?
Не было, нет и не будет.
Каким образом возможно было обеспечить безопасность и сохранность святынь казачества на оккупированной фашистами
территории, как не выражая лояльность оккупационным властям?
Этот вопрос анониму похоже в голову не приходил.
Сколько унижений и испытаний ему пришлось вынести ради сохранения святынь казачества - трудно представить.
Мудрым и отважным был казак Науменко, потому и выжил, потому и сохранил регалии для поколений.

Для обвинений должны быть факты и аргументы, а их у анонима нет и быть не может.
Главная Военная прокуратура сообщила, что Науменко в России с 1920 года не проживал, не являлся гражданином СССР, поэтому не может являться субъектом преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за «измену Родине».
Генерал Науменко не проходил по материалам уголовного дела казачьих атаманов (Краснова, Шкуро и других).
Ну а аноним пусть тешит себя мерзкими высказываниями, чего-то другого от него и ожидать не следует.
——————————
Владимир Шмелёв.

Настоящий кубанец

21.02.2020 10:24

Стыдно за таких вот якобы "кубанцев" оправдывающих большевистские злодеяния пропагандистскими коммунистическими фальшивками.

Кубанец

21.02.2020 11:02

"Настоящему кубанцу" хорошо бы сначала научиться грамотно писать по-русски.
Ещё лучше – говорить по существу, а не пустыми лозунгами.
Фальшивкой является белогвардейский материал под названием "Акт расследования о социализации девушек и женщин в гор. Екатеринодаре по мандатам советской власти".
Доказательства?
Повторяю: единственным вещдоком этого акта является "мондат на право социализировать девиц", подписанный "главкомом Иващевым". Однако история НЕ ЗНАЕТ никакого "главкома Иващева". Деятели белогвардейского ОСВАГа просто сфабриковали фальшивку, которая работала в ходе самой Гражданской войны, когда людям некогда было разбираться – существует в природе "главком Иващев" или нет.
Но сегодня-то мы знаем, что такого главкома никогда не было...
Что же касается "большевистских злодеяний", то они, к сожалению, были. Однако не меньше было и белогвардейских злодеяний, а также злодеяний царского времени. При этом пользы, принесённой нашей Родине советской властью было гораздо больше, чем вреда.
Поэтому глупо и гадко мазать грязью советский период истории нашей Родины. Тем более обелять сотрудничавших с нацистами деятелей (вроде Науменко), как это делает Корсакова.

Настоящий кубанец

21.02.2020 11:32

Пользы от советской власти никакой не было, потому что советская власть - это власть убийц и экстремистов, пришедших к власти незаконно, что признают сейчас даже в Конституционном суде. Оправдывать их правление какими-либо "достижениями" - чаще всего сильно преувеличенными, - все равно что оправдывать Чикатило тем, что он какое-то время работал педагогом. Все "злодеяния" царского времени и белогвардейцев, - тоже большей частью выдуманные большевистской пропаганды, - не составляют и сотой доли всех злодеяний большевиков.
Что же до "главкома Иващеева", то у большевиков было модно именовать друг друга не по настоящим фамилиям, а партийными кличками, как собак: Ленин-Бланк, Троцкий-Бронштейн, Джугашвили-Сталин и так далее. Более чем вероятно, что главком, подписавший столь одиозный декрет не захотел подписывать его своей настоящей фамилией.
А Науменко ни в каком "обелении" не нуждается, поскольку вашей рачьей и собачьей власти он никогда не присягал, соответственно и вины перед ней у него нет. Что признает даже российская военная прокуратура. И да, в Грозном есть улица бывшего советского гражданина и партийного деятеля Абдурахмана Авторханова, сотрудничавшего с немцами, но ни одна красная сволочь не вякнет про это , потому что Рамзан Ахматович вам быстро рога обломает. А на Кубани, к сожалению, по отношению к вам процветает самый либерализм и соглашательство.

Екатеринодарец

17.02.2020 17:21

Давно знаю Наталию Александровну Корскакову как компетентного специалиста, знатока истории Кубанского казачества и прекрасного человека. Жаль, что у нас мало ценят людей с такими качествами.

Зритель

13.02.2020 15:07

Очень интересная статья, хочу добавить, что нашим кубанским художником Захаровым И.И. (1936-2019 ) тема регалий была раскрыта в большой жанровой картине "Торжественное шествие в г.Екатеринодаре с жалованными грамотами и знаменами на праздновании 200-летнего юбилея Кубанского казачьего войска в 1896 году", которая выставлялась на посмертной выставке художника в Художественной галерее САНТАЛ осенью этого года и имела успех у посетителей выставки!

Евгения Сироткина

13.02.2020 12:04

Хорошая, содержательная статья. Это интересно не только для Кубани. Слава Богу,история сохранена благодаря людям посвятившим свою жизнь достойному служению. Многие и благие лета Вам, Наталия Александровна Корсакова!

Друг

13.02.2020 11:55

Дорогая Наталия Александровна! Вы сделали большое дело для Кубани, для казачества спасением и возвращением регалий! Все понимают, что дипломатия, личные контакты, симпатии и дружба между Вами и Наталией Вячеславной Назаренко, дочерью атамана Науменко сыграли решающую роль. Об этом должен быть фильм, ведь чем дальше уходит историческое событие , тем важнее его значение, тем более в год 100-летия когда регалии покинули Россию. Дорогая Наталия Александровна! Вы труженик высокого благого дела и пусть не беспокоят Вас скверные обвинения из уст низких , это их беда . Здоровья Вам и счастья!

Общественник

12.02.2020 18:52

Пугачёва привозила на Кубань Марата Гельмана. Помните, как в него батюшка плюнул за осквернение веры? И вот ее то, Пугачёву, посадили регалии охранять!!! Да побойтесь Бога!

Слово за слово

12.02.2020 20:02

Гельмана в Краснодар привёз, точнее пригласил, губернатор Ткачев.

Историк

12.02.2020 11:09

Корсакова Наталия Александровна 47 лет жизни отдала служению истории Отечества. Подумать только, большой специалист, проработала в музее пол века! Жаль, что у краевых властей нет понимания о людях, формирующих золотой фонд России.
Н.Пугачева - стандартный чиновник на стуле. Отними стул и останется она наедине со своим пороком - завистью. Скорее всего с ней даже здороваться перестанут, ведь никуда не исчезнет шлейф ее злодеяний.

Гость

12.02.2020 14:49

Кого и с кем вы сравниваете? Никто случайно не посчитал сколько Н.Пугачева отдала культуре края? отработав при всех властях и режимах долгие годы на руководящих должностях, а после 10 лет в должности министра культуры во времена правления Золиной и Ткачева не каждому по силам. Прецеденты есть? Наталия Александровна хоть и бриллиант, как тут писали, но одна из, как те же Фролов и Ващенко, а в театральной среде сколько выдающихся?! В таком богатом на таланты регионе быть на передовой и мирить всех тех кто решил померяться тщеславием, находить компромиссы столько лет не каждый сможет...снимаю шляпу!

Сравнили несравнимое

17.02.2020 20:00

«Есть люди которые делают карьеру. И ничего больше». Ради чего все эти перечисления руководящих должностей Пугачевой? Чтобы наглядно было, как высоко можно зайти и опуститься так низко? Добиться власти над другими и потерять власть над самим собой? Неужели так сладок миг вседозволенности? Провести столько лет в культуре и не понять, что надо этому соответствовать самой? Не хочу давать характеристик, приведу один лишь эпизод, когда присутствуя на презентации книги министр культуры желая поддержать автора добавляет к его заслугам "умение хорошо солить помидорчики под водочку". Она и не скрывает своего пристрастия. Видимо развращение властью позволяет говорить что думаешь, не думая, что говоришь. А ведь Пугачева работала рядом с Ларисой Петровной Пятигора, доброжелательной и внимательной к людям. Ведь было у кого учиться и перед кем действительно сегодня надо снимать шляпу.

Некто

12.02.2020 06:15

Цена этим регалиям - трагедия нашего народа! Коллаборационизм эмигрировавших казаков - часть нашей истории. Нужно давать не только эмоциональные оценки, а пытаться понять прошлое, не занимая ни одну из противоборствующих сторон (я о Гражданской войне, откуда исходят мотивации Науменко и прочих). Сохраняйте, пожалуйста, объективность, люди будущего. Про урны с вензелями. Тут, вроде, подразумевалось историческое название города. Городское решение периода активной работы по возвращению старого названия. Кажется, авторы инициативы своими светлыми головами и не сообразили, что это буква императорского имени, и не по статусу им украшать мусорки. Нелепость, соглашусь, но такую чушь и придумали чинуши, не? Плавно перешли к министерству. Там вообще умный человек - редкость, одни титулованные да уважаемые, все перед ними лебезят, оттого и надули вокруг себя этот пузырь, искренне считая, что они великаны провинции. Про музей Фелицына. Когда-то это был, действительно, научно-методический центр регионального значения, в числе лучших музеев юга страны. А что теперь? Афишами, напечатанными наспех на подручном принтере, залеплены на скотч окна исторических ветшающих зданий. Спасибо, что на цветном. Выставки - шапито и зоопарк! Не хочется посещать музей. Раньше возили школьников через весь край, теперь не вижу смысла. Зашла почитать статью из-за имени Корсаковой, которую можно назвать «штучным специалистом без амбиций», только имея к ней личную неприязнь. Это корифей. Зато у министерских лиц, бывших и нынешних, амбиций...

Культуролог

12.02.2020 09:27

Так термин "штучный" специалист без карьерных амбиций не умоляет достоинств Корсаковой ни в коем случае и употребился в контексте настоящего профессионала, которого не стоит опасаться и сводить счета. Человек на своем месте занимался любимым делом и повышал статус музея. Про выставки-шапито: каждый видит то что хочет видеть. Создаются как фондовые фундаментальные проекты, так и "легкие" для похода с детьми в выходной. Хожу с удовольствием, слежу в соц сетях. Всем-удачи! Формируйте собственное мнение!

TGG

12.02.2020 00:25

Регалии.... Генерал Вячеслав Науменко..... Ах их "Ленин с матросом смущает..... А урны с вензелями Екатерины по всему Краснодару их не смущают? Отобрать все регалии, и не возвращать пока последнее чугунное убожество не исчезнут с улиц Краснодара..... А Ленин с матросом это история, борьбы за справедливость, поэтому пускай стоит...... А вот урны с вензелями Екатерины, это оскорбительный кичь...... Вообще как это смотрится памятник Екатерине II, с расставленными вокруг неё урнами с её вензелями. .

TGG.

12.02.2020 00:46

PS. .... А "цена" этих регалий,,,, Последняя партия регалий прибыла на Кубань в октябре 2011 года. В это же время по инициативе Александра Ткачева и атамана Кубанского казачьего войска Николая Долуды на родовом доме Науменко в городе Славянске-на-Кубани были открыты барельеф и мемориальная доска. Эти объекты находились под охраной государства до февраля 2016 года, когда городской суд принял решение о демонтаже. Основания для решения суда были более чем веские. К сожалению, пути Науменко и его земляка Андрея Шкуро сошлись и по еще одной линии — сотрудничества с нацистами. Вячеслав Науменко входил в руководящий состав возглавляемого Петром Красновым Главного управления казачьих войск (ГУКВ), действовавшего под эгидой ведомства Альфреда Розенберга. Николай Назаренко, муж дочери Науменко, служил есаулом в казачьем корпусе СС Гельмута фон Панвитца. Науменко неоднократно выполнял поручения красновского ГУКВ, за которыми стояло ведомство Розенберга, в частности, выезжал на территории, оккупированные нацистами. Неизвестно ни одного случая, доказавшего бы, что Науменко агитировал казаков поворачивать оружие против нацистов. Скорее наоборот, в переломные моменты войны, когда разгром Германии становился все более очевиден, Науменко принимал сторону нацистов и их пособников. В эмиграции выдающийся казачий деятель остался убежденным антисоветчиком и антикоммунистом. В своем сотрудничестве с нацистами Науменко не раскаивался до конца жизни.
В советский период имя Науменко фигурировало в длинном списке нацистских пособников и было известно по большей части только специалистам. - Так что цена этим регалиям, предательство...

Владимир Шмелёв

02.03.2020 11:09

О каком предательстве В.Г. Науменко речь, опомнитесь..
Для обвинений должны быть факты, а их нет и быть не может.
Напомню для ясности :-
Главная Военная прокуратура сообщила, что Науменко в России с 1920 года не проживал, не являлся гражданином СССР, поэтому не может являться субъектом преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за «измену Родине».
Генерал Науменко не проходил по материалам уголовного дела казачьих атаманов (Краснова, Шкуро и других).

А вот мнение В.Громова:
«Он был героем Первой мировой, он участвовал в Гражданской войне, и он же сохранил войско за рубежом, и это не вычеркнешь из истории.

Так же, как и не вычеркнешь из нее то, что Вячеслав Науменко сотрудничал с нацистами – этот факт неоспорим, и он Науменко не делает чести.
Но в военных действиях он не участвовал – нет каких документов, где это бы доказывалось..

Главная его задача была сохранить регалии войска, и эту задачу он выполнил.
Регалии просто бы растащили, как это случилось с регалиями Донского войска, которые достались Красной Армии в Чехословакии.

В Америке Науменко привлекался к суду по поводу его сотрудничества с немцами, но никаких доказательств так и не было предоставлено, и суд его оправдал.
В СССР он никогда не привлекался к судебному преследованию. Науменко в истории есть – превозносить его, может, и не стоит, но благодарить есть за что.
И то, что убирали его оружие из музея, а мемориальную доску с дома, это случай той самой «пуганой вороны».

Никто не вычеркнет Науменко из истории кубанского казачества. Это не под силу никакому суду и никакому Мишанину.
Владимир Громов, депутат ЗСК, атаман ККВ в 1990-2007 гг.

Полностью поддерживаю.
Всё честно и справедливо.
В.А. Шмелев

RTT

12.02.2020 10:22

Во-первых, Науменко никогда гражданином СССР не был и, соответственно, никого не предавал, перед советским правительством у него никаких обязательств не было. И уж точно не иудам-большевикам, пришедшим к власти при поддержке германского генштаба, также как и их идейным наследникам попрекать кого-либо сотрудничеством с немцами. Это что касается фактической и моральной стороны дела. Что же до юридической, то в свое время с Кубани был направлен запрос в военную прокуратуру РФ, откуда прислали ясный ответ: никакой суд советский, российский или зарубежный Науменко военным преступником не признавал. А что до сотрудничества с нацистами, то пусть коммуняки оборотятся на своего Сталина, подписывавшего договор с Риббентропом и своего Молотова, жавшего руку Гитлеру.

Маска , я Вас знаю!

11.02.2020 19:07

О том, что из себя представляет бывшая министр Пугачева весьма образно выразил в своей работе "Чиновница" ныне покойный архитектор Александр Аполлонов. Человек не на своем месте даже в музее Фелицына, не говоря уже о министерском кресле. С чего бы это такую "ценную" специалистку Пугачеву поперли из министерского кресла?
Похоже, что Наталья Георгиевна сама написала про себя...

Культуролог

11.02.2020 11:13

История возвращения, конечно, интересная и вклад Корсаковой неоценим, но причем тут Пугачева? Много лет ее лично знаю еще с работы ее в министерстве. Очень профессиональный и порядочный человек. Болеет за каждый вопрос которым занимается. А то что кто-то кого-то обвинил в работе на ЦРУ, выживал с работы "штучного" специалиста без карьерных амбиций, так это сплетни не достойные большого человека от науки.

Гость

12.02.2020 18:35

К вопросу об "Очень профессиональный и порядочный человек." в интернете уже была статья. https://telegramfor.me/chan_post.php?id=39030966

Татьяна Эчимович.

12.02.2020 09:54

Культуролог, Наталья это человек с мировым именем. Это лицо нашей казачей Кубани! Вклад вложенный человеком в общее дело по возвращению регалий и царских грамот безценен. Что такое войско без знамен? Ваше открытое хамство дает мне право сделать вывод о мелководии Вашей души.
Наталия это уникальный специалист мирового уровня. Ее титанический труд помог вернуть казакам регалии, а вмести с ними вернулась и честь побед одержанных казаками!
Нужно предпринять все меры какие есть, чтоб вернуть человека чести и достоинства Наталию на работу, это самородок нашей Кубанской земли, который может принести еще много пользы Родине.
Люди будем людьми сказал Патриар Павел Сербский! Нельзя быть таким амбициозным и не дальновидным руководителем, чтоб разбрасываться кадрами, согрешила, ложно обвинила, извинись.

Культуролог

12.02.2020 10:40

Смотрите ответ Некто. Корсакова-талант и бриллиант. От этого и более странно что такого уникума пытались "выжить". Нет резона на это здравомыслящему человеку идти.

Бывший

11.02.2020 22:52

Про самодурство Пугачёвой и атмосферу в музее - чистая правда. За три года эта психопатическая особа выжила множество сотрудников, среди которых те, кто проработал там десятки лет, известных и заслуженных людей.

Очевидное и вероятное

16.02.2020 12:38

Убедительная статья. Не знал, что инициатива о возвращении шла из Нью-Йорка в 1985 г, а потом долгие годы решался вопрос и передаче в России. Разве руководство музея не в состоянии оценить проделанную работу?Странная позиция "бывших": "За три года эта психопатическая особа выжила из музея множество сотрудников, среди которых те, кто проработал там десятки лет, известных и заслуженных людей".
Историки должны знать, что подавление воли к сопротивлению, явление не новое, только жертвы рождают насильников, как это ни странно. Свободным гражданам ничто не мешает понять и принять настоящий диагноз "этой особы" и помочь ей не дойти до крайности, когда признаки повышенной реактивности обнаружатся в опасной для окружающих форме. Собственный интеллект, также как и жизнь, человек должен уметь защищать.

сергей

21.02.2020 11:52

клоуны....