Расследования:

НЭСКромный вопрос

28.02.2018

В Карасунском округе Краснодара более сотни предприятий оказались в чрезвычайной ситуации, виновником которой пострадавшие называют компанию «НЭСК»

3044

В Карасунском округе Краснодара более сотни предприятий и организаций в пятницу, 16 февраля, оказались в чрезвычайной ситуации. ВиновникомЧС пострадавшие, все без исключения, называют поставщика электроэнергии – компанию «НЭСК»

В пик февральских холодов целую неделю без электричества оставалось около сотни магазинов оптово-розничной торговли, находящихся на территории торгового комплекса «Гарант», еще около30 предприятий сервиса –на улице Лизы Чайкиной и даже госучреждение –МРЭО ГИБДД.

Собственники и арендаторы торгово-производственных площадей несколько дней кряду пытались найти хоть кого-нибудь, кто бы мог им вразумительно объяснить, почему без предупреждения была прекращена подача электроэнергии и когда возобновят ее подачу. Но –где там! Концов в этой хитрозапутанной монопольной системе найти невозможно.

Даже когда прекращается подача электроэнергии потребителю за неуплату, закон обязывает поставщика предупреждать потребителей о предстоящем отключении. В нашем же случае, как рассказали предприниматели корреспонденту «НГК», никто никого не предупреждал. Утром, в пятницу 16 февраля, без оповещения в этой части Комсомольского микрорайона отключили свет, оставив потребителей в полном неведении.

При этом выясняется любопытная закономерность. Подобное внезапное отключение без предупреждения и объяснения причин происходит здесь уже нев первый раз. В этом же квартале, ограниченном улицами Уральской и Лизы Чайкиной, предприниматели-арендаторы оставались без света четыре дня в начале августа 2017 года, когда Краснодар изнывал от изнуряющей жары.

– У нас тут несколько магазинов, торгующих продуктами питания, а рядом – торговый комплекс «Гарант», где таких магазинов –под сотню! – рассказывает журналистам «НГК» директор ООО «Кубаньсантехмонтаж» Владимир Кравцов (его предприятие является собственником коммерческих площадей на ул. Лизы Чайкиной, 20). – Вы представляете, что значит для арендатора неделя без электричества? А мы, ведь, сдаем в аренду площади не только под магазины, здесь и автосервис есть, и производственные предприятия. Они исправно аренду платят, а мы должны предоставлять им, всоответствии с условиями аренды, коммунальные услугиза плату.

Сами же арендаторы чуть ли не в один голос заверяют, что к арендодателю – ООО «Кубаньсантехмонтаж»– у них претензий нет. Во всем винят поставщика электроэнергии: сетевую компанию «НЭСК».

– До конечных потребителей, то есть до нас и наших арендаторов, энергия доходит от трансформаторной подстанции, собственником которой является ООО «Южпромвентиляция», – объясняет нам Владимир Кравцов. – А они, в свою очередь, получают ее от подстанции, расположенной на территории «Гаранта». Но и «Гарант» всю ту неделю работал на генераторах.

Вместе с Владимиром Алексеевичем мы идем к директору «Южпромвентиляции» Олегу Антонову, чтобы, как говорится, из первых устузнать, что же такое происходит: среди арендаторов уже поползли самые недобрые слухи. Например, стали поговаривать о том, что все это затеяли те, кому приглянулась земля, на которой находится рынок «Гарант», да и соседние с ним участки. Можно посчитать всё это за слухи и домыслы, но дыма без огня, как известно, не бывает.

– Ситуация, конечно, очень серьезная. К сожалению, это уже не первый случай, но мы все энергозависимы от одной компании с ее многочисленными филиалами, – констатирует Олег Антонов. – Сама схема подачи электроэнергии потребителям сохранилась еще с советских времен, а, вот, у многих энергообъектов – подстанций, кабельных сетей – собственники оказались разные. И когда происходит какая-либо непредвиденная ситуация – концов порой и не найдешь, как это произошло и в нашем случае. 16 февраля, когда прекратилась подача электроэнергии к нам от «Гаранта», по словам электриков, на разных участках было выявлено две поломки. К 19 февраля неисправности устранили, но подачу электроэнергии «НЭСК», с которым у нас договор заключен еще с 2013 года, так почему-то не возобновил!В качестве причины нам указали, что один из линейных участков оказался без хозяина. То есть, попросту,«НЭСК» не смог определить, кому принадлежит часть линии электропередачи (в данном случае –кабель), и запретил к нему подключаться, пока не установят хозяина. Как будто нельзя возобновить подачу электричества, а потом уже устанавливать хозяина, – выразил общее недоразумение директор «Южпромвентиляции» Олег Антонов.

–Сосвоей стороны смею заверить, что никаких нарушений нет. Оплату мы всегда производим вовремя, и в этой части наших договорных отношений с НЭСКом к нам претензий быть не может, – добавил он.

За эти шесть дней обесточенному малому бизнесу, расположенному в этой части города (в общей сложности, – это сотни полторы индивидуальных предпринимателей, организаций и предприятий) был нанесен колоссальный материальный ущерб. Производственный процесс был полностьюпарализован. Например, в автосервисе предпринимателя Александра Еряшкина, где в среднем, как он утверждает, в день обслуживаются от 10 до 12 автомобилей, не смогли вовремя закончить ремонт машин, находившихся в эти дни в боксах, а также вынуждены были из-за отсутствия электричества отказывать в услугах новым клиентам.

– Это, естественно, отразится неблагоприятно на моем бизнесе, – говорит Александр. – Мы теряем клиентов, несем убытки, так же, как и все, платим аренду, а это –тоже немалые деньги. А тут приходится еще тратиться на бензин и масло для генераторов, которые мы закупали тоннами. Лично я подсчитаю обязательно сумму ущерба и буду обращаться в суд с исковыми требованиями о возмещении ущерба. Не я один, здесь многие предприниматели намерены поступить также. По крайней мере, я готов даже создать инициативную группу из предпринимателей. Я по образованию юрист, поэтому смогу всем помочь подготовить документы для обращения в суд. Вот, и Владимир Алексеевич нас тоже поддерживает.

Практически все предприниматели на время этого энергетического коллапса вынуждены были переходить на автономные источники электропитания. Самый доступный способ в таких случаях – это включить генераторы. Они тут тарахтели по всей улицу на протяжении недели, с 16 по 23 февраля, а это, извините, –дополнительные внеплановые расходы. Более крупные предприятия, тот же «Кубаньсантехмонтаж», у которого из-за отсутствия электричества стал целый производственный цех, понес еще и громадные убытки, так называемую «упущенную выгоду».

В магазинах оптовой торговли, электрооборудования, автозапчастейвся продажа осуществляется через базу данных в компьютере, а это значит, что торговля была прекращена, убытки понесли клиенты, приезжавшие за товаром и получившие в эти дни от воротповорот. В магазинах продуктов питания и на продовольственных складах необходимо поддерживать температуру морозильных камер и работу холодильного оборудования, и генераторы тут не всегда могут справиться.

Продавец-консультант магазина электрооборудованияМанана Стукалова говорит, что им пришлось купить генератор, а его еще надо заправлять бензином, масло подливать. Казалось бы, мелочи, но за неделю эти «мелочи» влетели в копеечку:

– Нам необходимо гораздо больше электричества, чем может дать генератор, – объясняет Манана. – Поэтому работаем процентов на 50 своих возможностей. Конечно, несем убытки, но налоговикам это же не объяснишь!..

В соседнем автомагазине ситуация тоже сложилась не лучшим образом:

– С одной стороны, может показаться, что ничего особенного –продать запчасть (это же не лампочка, которую обязательно проверить надо), –рассказывает предприниматель Игорь Блинов. – Но как ты продашьмасляный фильтр или сайлент-блок? Надо постоянно сверяться с базой данных на соответствие детали или запчасти той или иной марки автомобиля. Надо проверять по ВИН-коду автомобиля, подходит ли конкретный артикул детали именно для этой модели. Как выкручиваемся? Заряжаем дома компьютеры – часа на два работы хватает.

А бытовые условия, мягко говоря, сведены были к нулю. Туалеты не работали, воды не было, в помещениях царил холод.

Несколько магазинов в квартале, вообще, оказалось закрытыми. Говорят, продавцы заболели, и работать было некому. Вот, и пришлось закрыться.

Редакция попыталась получить хоть какие-то объяснения в пресс-службе компании «НЭСК», но там нам коротко объяснили, что к сетям на участке, ограниченном улицами Лизы Чайкиной и Уральской, сетевая компания отношения не имеет.

– Вы говорите, что трансформаторная подстанция расположена на территории торгкомплекса «Гарант»? Это не наша подведомственность. Уточняйте информацию у собственника подстанции, – ответила по телефону представитель АО «НЭСК» Виктория Хлоева.

Ничего вразумительного нам не смогли сказать и вадминистрации города. По крайней мере, специалист департамента городского хозяйства Александр Максименко пояснил, что их ведомство незамедлительно реагирует, если обесточивают жилые кварталы.

– Насколько мне известно, на рынок «Гарант» и близлежащие коммерческие и производственные объекты электроэнергия подается с подстанции №1318, принадлежащей ООО «Кубаньцветметалл». В том районе нет жилых кварталов, поэтому муниципалитет не вправе вмешиваться. Хозяйствующие субъекты должны сами разобраться с поставщиком электроэнергии.

А хозяйствующие субъекты, между тем, битую неделю тщетно пытались выяснить: кто отвечает на этом участке за поставку электроэнергии?

Дело даже – не в том, чтобы призвать виновных к ответу:просто для начала надо уяснить, как называется организация, которая приняла решение об отключении электроэнергии на целую неделю без уведомления потребителей? Где –гарантии того, что подобное не случится завтра? Редакция «НГК» обращается к прокурору Краснодарского края с просьбой: помочь пострадавшим предпринимателям установить официального собственника сетей на этом участке, принявшего решение об отключении электроэнергии. На этот раз уйти от ответственности монополистам не удастся.

Отдел расследований «НГК»

Продолжение следует