Интервью с Александром Жеребятьевым, председателем комитета торгово-промышленной палаты Краснодарского края по предпринимательству в сфере ЖКХ, представителем общественной организации «Гильдия инженеров газооборудования по Краснодарскому краю»
10175
«НГК»: Александр Иванович, Вы были участником совещания по вопросу догазификации в г. Краснодаре, которое прошло 9-го апреля этого года в режиме видеоконференции. Кто в нём участвовал и о чём говорили?
А. ЖЕРЕБЯТЬЕВ: Да, действительно, 9 апреля этого года состоялось совещание, инициатором которого является Министерство энергетики Российской Федерации. В совещании приняли участие: представители из Минэнерго, были представители Санкт-Петербурга Газпром газификации – это единый оператор газификации по России, представитель Центрального ФАС Москвы, Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, АО «Краснодаргоргаз» и я, как представитель Торгово-промышленной палаты Краснодарского края.
Основной вопрос, который был в повестке дня, – это проблемы, связанные с газификацией, а точнее с исполнением так называемых договоров технологического присоединения.
То есть фактически рассматривался вопрос об увеличившемся количестве нарушений в части исполнения договоров, а точнее нарушении сроков подключения людей к системе газоснабжения.
«НГК»: В Краснодарском крае это не единственная организация, которая занимается догазификацией. Почему пригласили на это совещание только «Краснодаргоргаз?
А. ЖЕРЕБЯТЬЕВ: Потому что подавляющее большинство нарушений, которые сейчас фиксируются управлением ФАС, приходится на «Краснодаргоргаз». Если точнее, то 87% всех нарушений, выявленных за 2023 год в Краснодарском крае, приходится на одну организацию – «Краснодаргоргаз».
«НГК»: В ходе этого совещания говорили только о работе «Краснодаргоргаза»?
А. ЖЕРЕБЯТЬЕВ: Здесь, в общем-то, тайны ни для кого нет. Две основные проблемы – это нарушение сроков подключения. То есть в договоре прописан один срок, он истекает, соответственно, «Краснодаргоргаз» продлевает срок договора на подключение газа.
Вторая проблема – это необоснованное подписание так называемых дополнительных соглашений на продление этих сроков. Есть постановление Правительства, в котором чётко прописаны условия, когда можно подписать это самое дополнительное соглашение. Постановление не подразумевает просто желание ГРО продлить договор на неопределённый срок. Постановление Правительства конкретно прописывает «от 30 дней, 50 дней, 60…». И есть отдельные случаи,(в черте города это практически невозможно), когда можно продлить срок до двух лет.
Вот эти случаи были вскрыты. «Газпром газификация» озвучило, что действительно выявлены прецеденты, когда дополнительные соглашения подписываются, скажем так, странно.
Я пытался задавать этот вопрос Управлению ФАС, пытался задавать эти вопросы и ООО «Газпром Газификация».
С точки зрения юридической, на сегодняшний день, если абонент не хочет подписывать ДОП-соглашение, то заставить его никто не может.
«НГК»: Но если я не подписываю, то я обрекаю себя на то, что на паузу ставится выполнение моего договора?
А. ЖЕРЕБЯТЬЕВ: Я вам скажу больше, даже если вы подпишете, зачастую ставится на паузу. Мне известны прецеденты, когда судебным решением принуждали к подключению, хотя уже сроки все истекли, уже начала капать пеня. Я сейчас говорю о районных судах, когда человек, не дождавшись газа, не дождавшись никакой реакции после получения горгазом штрафов 600 тысяч от управления ФАС, идёт в суд, выигрывает в суде. Решение вступает в законную силу, а у человека газа нет.
Более того, начинает капать пеня. Есть два судебных решения, согласно которым суд обязал АО «Краснодаргоргаз» выплачивать по 5 тысяч рублей в день штрафа абоненту. То есть ты подаёшь решение суда судебным приставам один раз, и потом ежемесячно приставы просто автоматически со счёта «Краснодаргоргаза» будут списывать эти деньги, 5000 рублей штрафа в день.
Это разорительно для организации, учитывая количество невыполненных договоров и перезаключённых отсроченных договоров на более поздние сроки. И сейчас эта практика нарабатывается. На сегодняшний день пока два выигрыша в судах у абонентов со штрафом 5000 рублей в день.
Есть один прецедент, который мне известен, где суд выписал 1000 рублей штраф в день. И есть прецеденты по 500 рублей штрафа в день. Когда люди начнут получать ежемесячно по 150 тысяч от Горгаза штрафа на свою карточку, а остальные увидят и услышат про это, то наверняка последуют этому примеру.
«НГК»: Насколько я понимаю, «Краснодаргоргазу» на этом совещании поставлены достаточно жёсткие сроки для исправления ситуации. А что же администрация Краснодарского края, проявляет по этому поводу обеспокоенность?
А. ЖЕРЕБЯТЬЕВ: Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края фактически не имеет никаких инструментов, чтобы каким-то образом воздействовать на «Краснодаргоргаз». Максимум, что они могут сделать, –это постоянно каким-то образом взаимодействовать, отправлять им какие-то запросы, тpeбовать какие-то пояснения, какую-то информацию.
«НГК»: То есть это не управление ФАС. У ФАС есть конкретные инструменты.
А. ЖЕРЕБЯТЬЕВ: Есть, но используют они только один, хотя инструментов там на самом деле очень много. Серьёзное действие в этом направлении со стороны управления ФАС по Краснодарскому краю, на мой взгляд, могло бы изменить ситуацию.
Возвращаюсь к Минтэку, на совещании стало абсолютно очевидно, что у краевого Минтэка информация отличается от той информации, которую предоставило ООО «Газпром газификация». Честно говоря, это вызвало удивление. У министерства есть доступ в ту же самую программу, к которой есть доступ у «Газпром Газификации», и они могут видеть все данные и самостоятельно убедиться, как обстоит дело с выполнением договоров по догазификации в г. Краснодаре. Я вам скажу больше, наш комитет при Торгово-промышленной Палате края уделяет максимальное внимание этой проблеме. В этом году было уже два совещания. По результатам первого совещания, ещё январского, чтобы оказать помощь и содействие АО «Краснодар горгазу» в поиске подрядчиков для реализации этой программы, на совещание были приглашены представители трёх строительных организаций, которые объединяют, наверное, несколько тысяч потенциальных подрядчиков. То есть это строительные организации, которые имеют опыт и которые могут осуществлять деятельность по подключению к сетям газоснабжения. Самостоятельно «Краснодаргоргаз» не справляется с таким объёмом заказов!
На этом совещании была договорённость, которая отражена в протоколе, о том, что «Краснодаргоргаз» предоставит прозрачные критерии для потенциальных подрядчиков. Увы, этого не произошло. Поэтому в феврале был направлен официальный запрос от Торгово-промышленной палаты в адрес «Краснодаргоргаза» с просьбой всё-таки по результатам совещания предоставить эти самые критерии.
На совещании присутствовали не какие-то строительные организации, а именно руководство СРО. Это люди, которые несут ответственность за тех, кого они порекомендуют. Компании, входящие в СРО, платят страховку. Соответственно, деятельность их застрахована.
«НГК»: Чем чревато неисполнение договоров по подключению газа абонентам, кто несёт ещё в этой цепочке убытки?
А. ЖЕРЕБЯТЬЕВ: Вот, например, есть договор со сроком исполнения, например, 100 дней. Если этот договор не исполнен, то по факту со 101 дня «Газпром межрегионгаз Краснодар» получает, как бы убыток. То есть недополученная прибыль за непроданный газ. Я считал с минимальным расходом. Исходя из количества просроченных договоров, которые официально размещены на сайте управления ФАС, 5275 неисполненных договоров в 2023 году, получилось, не продано газа за год 285 миллиона кубометров. Несложно перевести это в деньги и недополученные государством налоги.