Интервью:

Алексей Львов-Белов: «Значение культуры как «мягкой силы» долго недооценивалось»

31.01.2023

Респондент: Генеральный директор КТО «Премьера» им. Л.Г. Гатова Алексей Львов-Белов

Интервьюер: Денис Шульгатый

6626

Это второе по счету интервью «НГК» с  генеральным директором КТО «Премьера» им. Л.Г. Гатова Алексеем Львовым-Беловым.

«НГК»: Алексей Александрович, как сказалась пандемия на работе Вашего предприятия в финансовом и в кадровом вопросе?

Алексей Львов-Белов: В целом мы успешно пережили пандемию. Конечно, это был беспрецедентный вызов не только для нас, но и для всего общества, однако столь же беспрецедентной была и мощная поддержка государства и краевых властей. Это позволило нам не прибегать к радикальным мерам, как было, например, в  учреждениях культуры на Западе. Считаю, что подобное внимание к культуре, в том числе и со стороны Президента РФ, – очень правильно, особенно с учётом сегодняшней сложной внешнеполитической обстановки. Сейчас у нас нет никаких ограничений – всё это в прошлом. Любое испытание нам для чего-то даётся, и нужно делать правильные выводы из происходящего.

«НГК»: Сколько премьер состоялось за прошлый год? Какие?

Алексей Львов-Белов: Самой масштабной премьерой стала постановка оперы «Борис Годунов». Мы представили эксклюзивную музыкально-сценическую версию театра. Опера прозвучала в первой редакции композитора, мировой премьерой было исполнение «Сцены у фонтана» и сцены «Сокольники на Днепре» в первой авторской версии Мусоргского. Уникальную партитуру нам предоставил Государственный институт искусствознания, специалисты которого работают над изданием Полного академического собрания сочинений композитора. У нас очень хорошая постановочная группа: дирижёр – заслуженный артист Республики Башкортостан Дмитрий Крюков, режиссёр – заслуженный деятель искусств России Ольга Иванова и заслуженный художник России Виктор Герасименко. В основу оперы легла близкая мне идея, что «Россия – это каменная глыба», от которой всё время пытаются что-то отколоть, но это всё равно никому не удавалось, а если и удавалось, то ненадолго. Наша страна всегда подвергалась экспансии с Запада – то католической церкви, то западных государей, они пытались Россию разделить, ограбить. Наша миссия заключается в том, чтобы как можно чаще показывать исторические события через творчество гениев, которые умели словом и музыкой донести до нас эти идеи. Пушкин, Мусоргский и другие отечественные классики создали мощнейшие произведения, которые и по сей день не потеряли своей актуальности.Сейчас мы ведём переговоры с Большим театром о показе на Исторической сцене нашей постановки. Ещё одной премьерой стала опера «Иоланта» на музыку великого русского композитора Петра Чайковского. Дирижёром-постановщиком спектакля выступил заслуженный артист России Антон Гришанин. Режиссёр-постановщик и художник-постановщик – Андрей Сергеев.

С особым вниманием мы относимся к детской аудитории. В прошлом году состоялась премьера спектакля «Петя и волк» – на музыку известной симфонической сказки Сергея Прокофьева. Во втором отделении мы добавили близкую по теме музыку Сен-Санса «Карнавал животных». Постановщиком выступил режиссёр Камерной сцены Большого театра Николай Панин, который ранее у нас ставил спектакль «Наш маленький Париж», «Ночь в опере», «Ночь в опере-2», «Севильский цирюльник» и «Проделки Фигаро». Перед Новым годом у нас была премьера прекрасного советского мюзикла для детей «Маша и Витя против «Диких гитар» в постановке заслуженного деятеля искусств Краснодарского края Александра Мацко.

 «НГК»: Намерены ли Вы и дальше приглашать столичных артистов и на какие постановки? Окупает ли себя необходимость платить «столичные» зарплаты и прочие сопутствующие траты?

Алексей Львов-Белов: Конечно, в этом нет ничего удивительного или нового. Плохо, когда творческий коллектив варится в собственном соку. Мы открыты внешнему миру, на нас, как в капле воды, отражаются все процессы, что происходят в театральной жизни страны. Многолетняя традиция «Премьеры» – приглашение для участия в спектаклях и концертах известных деятелей российской культуры. А наши артисты и режиссёры принимают участие в проектах других театров. Ставить балеты, оперы или мюзиклы, исходя только из возможностей своей труппы, значит сильно ограничивать репертуар. К сожалению, мы не можем держать такое количество солистов, которые могли бы обеспечить создание любого спектакля. Тот же «Борис Годунов» требует определённых голосов, которых даже в столичных театрах не так уж много. Поэтому приглашаем артистов извне: это и на кассе отражается, и на зрительском интересе, и, конечно, делается не в убыток. У нас ведь немало спектаклей, которые идут по 20-30 лет, и, чтобы зритель пришел на одно и то же название, необходимо учитывать, что ему хочется увидеть разный состав труппы или другого дирижёра, чтобы он мог посмотреть и оценить новую подачу. Очень важно этот интерес у зрителей всегда поддерживать.

 «НГК»: Второго января исполнилось 96 лет Юрию Григоровичу. По-прежнему ли Юрий Николаевич работает в «Премьере»? Если «да», то в каком статусе?

Алексей Львов-Белов: Сейчас Юрий Николаевич ввиду своего преклонного возраста и всё той же пандемии поддерживает с нами дистанционные отношения: он до сих пор творческий лидер театра, он осуществляет так называемый «авторский надзор»: отсматривает периодически видеозаписи спектаклей, что присылает администрация театра, даёт рекомендации. Наша задача – держать высокий уровень, и имя Григоровича, его участие в жизни театра, без сомнения, этому способствуют.

«НГК»: Новые времена требуют новых подходов и от работников культуры в том числе. Что из прежнего репертуара: постановки, концерты, номера, на Ваш взгляд, стало неуместным?

Алексей Львов-Белов: Мы стали ещё внимательнее относиться к контенту. Вся текущая ситуация много что обострила, многих радикализировала и развела в стороны. На то, с чем мы раньше мирились, сейчас не имеем права закрывать глаза. Я считаю, что государственный театр, который существует за счёт дотаций, (процентов на 70 бюджет любого театра пополняется именно из государственных субсидий) – так вот эти театры должны создавать произведения близкие к оригиналу, к тому, что изначально задумывал композитор или писатель. Это не значит, что всё должно быть архаично или консервативно, но всевозможные авторские эксперименты, то, что у людей вызывает отторжение или, напротив, какой-то нездоровый интерес, должны делаться в авторских, коммерческих театрах, но никак не за счёт государства. У государства есть своя культурная политика, направленная на то, чтобы общество было здорово, чтобы было чётко зафиксировано: кто мы, и какие ценности поддерживаем. Задача работников культуры в данном случае — тонко и умно защищать эту позицию и ставить такие спектакли, которые бы отвечали всем этим запросам. Благо наша русская культура обладает огромной сокровищницей, черпай – не хочу. Поэтому какие-то вещи сейчас, на наш взгляд, неуместные мы убрали из спектаклей. Были у нас и консультации с епархией по каким-то вопросам, чтобы не навредить, никого не оскорбить по каким-то историческим аллюзиям. Худсовет разбирает каждый конкретный случай, и каждый спектакль должен пройти определённое согласование, что это соответствует той культурной политике, которую мы проводим. Уважая творчество и авторское видение художника, я, тем не менее, всегда говорю: если ты самовыражаешься таким образом, что это кого-то оскорбляет и идёт вразрез с политикой государства, – самовыражайся, пожалуйста, в своём авторском театре, но не за счёт государства. Я ничего плохого не вижу в слове «цензура», если всё это по-умному настроено, а во главу угла поставлены какие-то правильные идеи.  Значение культуры как своего рода «мягкой силы» долго недооценивалось: её влияние на умы, на процессы, на имидж страны в мире. Вот мы были с ансамблем «Криница» на гастролях в Индии, и я лишний раз убедился, что культура сближает. Когда выходит русский коллектив, танцует и поёт, то зрители, даже не понимая языка, всегда очень живо реагируют. Они видят, что наши люди очень интересные, оптимистичные, весёлые, что от них не исходит никакой вражды. И это всё реально работает.

«НГК»: Любой творческий коллектив – сложный организм. Что Вы как руководитель делаете, чтобы и ветераны культуры, и молодые дарования были одинаково заинтересованы в повышении уровня постановок и выступлений?

Алексей Львов-Белов: Конечно, театр – это особенное место: тут все люди публичные, выходят каждый день на сцену и привыкли к вниманию. Сама профессия диктует им такое поведение. Поэтому в коллективе должна быть здоровая конкуренция, очень высокая профессиональная планка, которую ставят авторитетные артисты и творческие лидеры: режиссёр, дирижёр, балетмейстер. От них очень многое зависит, они должны поддерживать высочайший профессиональный уровень. Приятно, конечно, когда приходит  молодёжь – у нас уже появилось несколько ярких молодых солистов: тенор Игорь Горбань, который блестяще исполнил партию Юродивого в «Борисе Годунове», за что был номинирован на премию «Онегин». Другой пример –меццо-сопрано Анна Чудайкина сейчас готовится к главной партии в «Кармен». Наша новая солистка Ирина Михайлова исполнила роль Джильды в «Риголетто». Что же касается ветеранов, то у нас есть два народных артиста – Вячеслав Егоров и Юрий Дрожняк, это те люди, которые задают высокую планку. Молодёжь на них равняется. Так что стараемся занимать всех по мере того, как формируется репертуар, и даём дорогу молодым, безусловно. Что же до конфликтных ситуаций, то, мне близка такая точка зрения, что, выбирая себе профессию, мы выбираем её целиком, со всеми её рисками. Когда ты молод, ты растёшь творчески и профессионально, у тебя появляется признание, а потом наступает процесс замедления, ты переходишь на иные более возрастные роли – и это нормально, человек должен трезво к этому подходить. Если брать спортивную терминологию – ты или переходишь на «тренерскую позицию», или начинаешь играть более взрослые роли. Те же, кто для себя не решил этот вопрос, как правило, и порождают проблемы: своего рода когнитивный диссонанс, когда человек считает себя ещё ого-го, а вот публика так не считает. А я как руководитель творческого объединения должен следить за тем, чтобы все артисты соответствовали своим образам.

«НГК»: Как Вы оцениваете кубанскую публику? Можно ли её назвать благодарными зрителями?

Алексей Львов-Белов: Да, безусловно. Это отмечают даже приезжие артисты, которые всегда говорят о том, какой у нас «благодарный зритель». Конечно, находятся снобы, которые говорят, что у нас «что не покажи, всё понравится», но я считаю, что не так всё устроено. Есть, конечно, люди, которые лучше остальных разбираются в искусстве, но их буквально 3-5 процентов от всей публики. Остальные зрители – это те, кто эпизодически приходят в театр за эмоциями, впечатлениями. У нас очень умная и благодарная публика. После пандемийного затишья мы видим огромный интерес к театру и приток зрителей. Так, в ноябре у нас скупили все билеты на два месяца вперёд. Благо, нам есть, что предложить, причем на очень высоком уровне.

«НГК»: Что Вы делаете, чтобы избежать интриг и конфликтов в коллективе?

Алексей Львов-Белов: Как я уже говорил, полностью избежать их не удаётся: социум так устроен, что кому-то всегда кажется, что он достоин более удобного места, и эта конкуренция, и здоровая, и нездоровая, всё равно неизбежна. Мы постоянно общаемся с людьми, стараемся слушать их чаянья и нужды, принимаем определённые меры. Проводим корпоративные мероприятия, создаем инфоповоды и пиар-акции. К примеру, у нас прошёл конкурс на лучшее новогоднее оформление двери кабинета или гримёрки. И это получило огромный отклик в коллективе. Причем в конкурсе приняли участие не только представители творческих профессий, но и весь коллектив: сотрудники бухгалтерии, технические службы и другие работники. В частности, первую премию у нас получила комендант. Её дверь, оформленная в стиле «Щелкунчика», однозначно стала лучшей. И вот такая, на первый взгляд, простая история тоже позволяет поучаствовать в общей театральной жизни и сделать её эстетически более интересной. Мы также проводили квиз с символическими призами. Люди ведь живут не только своей зарплатой и какими-то профессиональными вещами, им хочется ещё и признания, творческой самореализации.

«НГК»: Творческое объединение «Премьера» носит имя Леонарда Гатова. Сохранилась ли по сей день созданная им структура коллективов, и что лично Вы изменили или добавили к ней?

Алексей Львов-Белов: Весь прошлый год у нас проходил под знаком 85-летия Леонарда Гатова. В разных районах Краснодарского края и столице Чечни прошёл марафон искусств «Под звездой Леонарда». Даже когда мы были в Индии, то со сцены объявляли, что всё это проходит в рамках марафона. В ноябре у нас состоялся большой гала-концерт этого фестиваля, где в первом отделении мы представили историю создания «Премьеры», а во второй части показали, как за эти 15 лет без Гатова развивалось творческое объединение. Все коллективы, которые были созданы им, и входили в состав краевой «Премьеры», сохранены и развиваются, но, конечно, каждое время рекрутирует своих людей, которые нужны для организации именно в данный момент. Есть люди, которые что-то создают, а есть те, которые это сохраняют и развивают. Меняется законодательство, меняются правила игры, и нет уже смысла говорить, что «тогда было так, а сейчас такого нет» – по многим причинам это происходит. Гатов, безусловно, создал беспрецедентное в России творческое объединение, оно живёт и развивается. Это и городская «Премьера», и краевая. Приходят молодые артисты, меняются творческие лидеры, но остаётся эта преданность «Премьере», то самое высокое служение искусству. Мы всегда говорим, что должны быть инновационны, чем-то удивлять и быть впереди остальных и в творческом плане, и в плане маркетинга. Мы поставили себе амбициозную задачу – стать культурным центром юга России. В чём-то это уже свершившийся факт. В целом же мы настроены по-боевому и с оптимизмом смотрим в будущее.