3835
Почтальон – ключевая фигура
Интервью с и.о. директора Управления федеральной почтовой связи Краснодарского края Еленой Бабак
"НГК": Елена Вячеславовна, идет подписная кампания. Поясните, пожалуйста, нашим читателям, в чем ее отличие от предыдущих?
Е.В. БАБАК: В законодательстве абсолютно ничего не поменялось. Федеральный закон "О почтовой связи" в том виде, в котором он был, действует до настоящего времени. Соответственно, технологические требования к организации подписки какими были, такими и остались. Что изменилось? В этом году отменены бюджетные субсидии на услугу подписки. А ведь ежегодные расходы Почты в целом по стране на оказание этой услуги составляли в среднем около 9 млрд. руб. Из них 3 млрд. компенсировалось государством, около 3 млрд. составлял доход от подписки. Фактический убыток Почты даже при условии субсидирования составлял около 3 млрд. в год. Убытки от этого направления деятельности покрывались за счет других рентабельных направлений деятельности предприятия. Вот поэтому Почта России была вынуждена пересмотреть тарифы на доставку подписных изданий. Кстати, эти тарифы были заморожены со 2-го полугодия 2008 года. При этом для сохранения института подписки даже не ставится задача выводить тарифы на уровень рентабельности. Планируется лишь компенсировать увеличение убытков от выпадающих субсидий.
Замечу: тарифы на общедоступные услуги почтовой связи регламентируются государством. Почта России не могла и не может сама регулировать свои тарифы. В этом-то весь парадокс. Закон "О почтовой связи" не менялся 15 лет. За это время выросло новое поколение людей, изменилась инфраструктура общества… Возникла необходимость в пересмотре закона. И лед тронулся. 27 декабря прошлого года законопроект "О почтовой связи" был внесен в Госдуму. 12 марта этого года рассмотрен и принят в первом чтении. Но так как новый закон нуждается в многочисленных доработках, его рассмотрение во втором чтении пока отложено.
"НГК": Судя по тому, что вокруг законопроекта развернулись широкие дебаты в Парламенте России, вопрос приобрел чрезмерную политизированность, примут его еще не скоро, а почте и средствам массовой информации надо проводить подписку сейчас, оказывать услуги по доставке печатных изданий. Одним словом, сохранить часть информационного поля, которую покрывали печатные СМИ. Даже при наличии радио, телевидения и интернета это по-прежнему самый большой информационный ресурс страны. Если газеты и журналы потеряют во втором полугодии 2014 года свои тиражи, то отпадет, по большому счету, необходимость в почте. Ведь одной только выплатой пенсий, посылками и письмами существующую почтовую структуру, кадры не сохранить. Что предпринимает руководство почтовой связи Краснодарского края для того, чтобы минимизировать потери тиражей при резко возросших ценах на газеты и журналы?
Е.В. БАБАК: Традиционно мы проводим подписку для физических лиц и корпоративную. Раньше было больше механизмов, чтобы влиять на подписную кампанию. Зато сейчас стало больше инструментов: например, появился новый комфортабельный транспорт для организации ранней доставки печати. При подведении итогов досрочной подписки на II полугодие мы увидели, что прирост тиражей составил 50% к аналогичному периоду прошлого года. Досрочную подписку мы провели по старым ценам. Когда узнали об отмене государственных дотаций, сразу начали активную информационную работу по подписке среди населения. Я считала и буду считать, что здесь главный маркетолог – это наш почтальон. На доставочном участке, особенно на селе, почтальоны знают все: кому какую газету предложить, каков уровень дохода у людей и что им необходимо из многочисленных услуг Почты России. Поэтому мы сегодня активно работаем именно с почтальонами, которые ведут агитационную и разъяснительную работу среди населения с целью активизации подписки. И эти цифры сами за себя говорят. У нас есть почтамты, которые объединяют несколько районов. Например, Приазовский почтамт обслуживает Ейский, Кущевский, Староминский и Щербиновский районы. Все они абсолютно разные. Так вот факты: досрочная подписка в ст. Старощербиновской выросла почти в два раза, а в Кущевском районе упала наполовину. При этом руководит почтамтом один и тот же человек, работают те же самые инструкторы по подписке. Мы провели свой внутренний анализ, разговаривали с населением: "Что не так? Почтальоны недорабатывают?" Ответ был следующий: "Мы выписали другую газету, а местную читать не интересно!". На 10 апреля уже 34% подписки мы взяли, провели несколько селекторных совещаний с начальниками почтамтов, регулярно мониторим ход подписки. И все подтверждают, что благодаря разъяснительной работе, тому, что почтальон понимает, что это его будущий доход, подписная кампания идет неплохими темпами.
"НГК": Но один только страх потерять рабочее место – аргумент для почтальона недостаточный. Раньше редакции регулярно проводили среди почтальонов конкурсы, но особого эффекта они не давали. Есть ли сегодня у почтальонов Кубани материальная заинтересованность заниматься подпиской на газеты и журналы?
Е.В. БАБАК: Мы утвердили приказом финансирование премиальной части поощрения нашего почтальона по результатам подписки.
"НГК": Фигура почтальона ключевая в подписке, это главный лоббист любой печатной прессы, и от него сейчас очень многое зависит. Вы подсчитывали, сколько дополнительно получит почтальон, если сохраним подписку на уровне предыдущего года?
Е.В. БАБАК: По новым тарифам мы пока не считали, но наши почтальоны – отличные маркетологи и финансисты. Они уже все наверняка подсчитали, поэтому и наблюдается такой рост подписки. Я хорошо помню те времена, когда начиналась подписная кампания и почтальоны были самыми активными участниками этого процесса. Тогда их тоже премировали, но то была отдельная премия за подписную кампанию, которую получали, в первую очередь, почтальоны, а затем уже начальники отдела подписки. Эта премия была одной из самых больших. И сегодня мы нацелили наших людей на то, что все в их руках. Ведь условие "поговорить" никто не отменял! Всем известно: когда с человеком разговариваешь, он раскрывается. Я собирала почтальонов несколько раз и доносила им одно и то же: "Говорите со своими людьми, просто говорите!". Ведь доверие к почтальону на доставочном участке стопроцентное. Исключение могут составлять города, где почтальона порой и в глаза не знают. Но опять же, не видят, в основном, те, кто работает. А пенсионеры встречают почтальона, ждут его на лавочках, обсуждают новости. Поэтому оценка работы почтальона – это его подписная кампания.
"НГК": Надеюсь, премия будет выплачиваться независимо от изданий, на которые подписал почтальон читателей?
Е.В. БАБАК: Для нас все издатели без исключения равны. От суммы принятой подписки почтальоны будут получать 4% из премиального фонда. Это в два раза больше, чем раньше. Но подписка не самое главное, важно еще и доставку газет осуществлять вовремя. Поэтому параллельно с подпиской мы проводим мониторинг доставки. Выясняем, какие районы у нас сегодня наиболее сложные по укомплектованию штата почтальонов, где большие участки, где еще необходимы велосипеды… Вполне справедливо суждение: если подорожала подписка, следовательно, и качество услуги должно измениться в лучшую сторону. Проблемы у нас, конечно, есть. В ряде районов они зависят не от нас – это плохие дороги, удаленность населенных пунктов. Снова приведу пример из Кущевского района. Здесь 56 хуторов, в некоторых из них численность жителей от 47 до 100 человек, удаленность между хуторами 10-15 км. Есть доставочные участки у почтальонов протяженностью и 20 км. Не каждый человек физически может такое расстояние проехать на велосипеде. Сейчас решаем вопрос с подвозом. Такая же проблема есть и в городе Краснодаре.
"НГК": "Новая газета Кубани" выступала с инициативой "Газету к завтраку или никогда!". Мы понимаем ваши трудности. Хочется понять, почему нельзя доставлять утром газету подписчику на всей территории Кубани?
Е.В. БАБАК: У нас задержки в днях по доставке газет нет. Кубань – один из немногих регионов России, где практикуется семидневная рабочая неделя по доставке почты и печати. Т.е. из Краснодара в цех экспедирования печати газеты поступают в день выхода. Технологически все выстроено очень правильно. В ночь машины забирают газеты и везут по трактам во все почтамты края. Самые отдаленные маршруты – это Адлер и Ейск. Печать у нас сортируется в первую очередь, после нее – остальная регистрируемая корреспонденция. На обработку печати и почты установлен контрольный срок – 2 часа. Через два часа наши машины с грузом отправляются дальше по отделениям связи, а там уже сортируют почту по доставочным участкам. Почтальон не может уйти в доставку, не взяв с собой печать и корреспонденцию. Соответственно, все печатные издания и корреспонденция в этот же день должны попасть к адресату. Другое дело – время. Почтальоны приходят на работу к 8-9 часам утра. При всем желании в городе Ейске к 8 утра газета не попадет в почтовый ящик подписчика в силу логистической цепочки. В будущем, если, конечно, появятся децентрализованные узлы печати и газета, будет печататься не в городе Краснодаре (как большинство изданий сегодня), а в Ейске, Армавире и т.д., мы готовы пересмотреть логистическую цепочку, которая завязана на инфраструктуре печатного узла. На сегодняшний день существуют общие правила. Все без исключения почтовые службы России работают в соответствии с единой технологической цепочкой.
"НГК": Органы власти используют свое монопольное право при проведении подписки на СМИ, учредителями которых они являются. Поступают ли к вам просьбы обратить внимание, включить режим наибольшего благоприятствования для официальных изданий? Как вы относитесь к таким предложениям?
Е.В. БАБАК: Таких просьб ко мне еще ни разу не поступало. Более того, хочу сказать, что отношусь ко всем одинаково. Считаю, что право подписчика – выбирать ту газету, которая ему интересна. Для меня важно иметь высокий уровень подписки в каждом районе, потому что это доходы предприятия, это загруженные сумки моих почтальонов и соответствующая отдача. В чем заключается маркетинг: почтальон, осуществляя подписку, идет в каждый дом, и у него есть возможность с каждым человеком лично пообщаться, предложить товар, принять коммунальные платежи… Я нацеливаю почтальона на каждодневную работу на своем доставочном участке, поэтому для меня важна массовая подписка. Если газета интересна, то не важно, кто ее лоббирует, подписчик сам ее выберет.
"НГК": В ходе круглого стола в Союзе журналистов, в котором участвовал ваш предшественник, мы попросили редакторов, чтобы они предоставили данные по своим газетам о том, сколько они подписали сами и сколько подписала почта. По отдельным изданиям эта цифра достигала 98%. Фактически, получилось, что мы пришли к тому, что редакции сами проводят подписную кампанию. Заложена ли в тариф цена за это?
Е.В. БАБАК: У нас на все услуги есть четко разработанная технологическая карта: какие операции мы должны делать, какие – нет, что оплачивается, что не входит в стоимость. По технологической карте, во-первых, рассчитывается тариф, рассчитываются люди, берется количество услуг и, соответственно, дальше идет расчет. Подписка не исключение. Для подписки также четко определена технологическая карта. Разрабатывается методика формирования и применения тарифа, сколько времени мы тратим на ту или иную операцию и сколько это будет стоить. Согласно "Методике формирования и применения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставке газет и журналов", в стоимость услуг связи входит: оформление подписки, составление, обработка и передача заказов в подписные агентства, обработка периодических изданий в газетных узлах и доставочных отделениях связи, перевозка от газетных узлов до доставочных ОПС и непосредственно доставка газет и журналов подписчикам. Для оформления подписки человек должен предъявить почтовому работнику уже заполненный собственноручно абонемент формы СП-1, таким образом, организация и проведение подписки на конкретные издания в подписной тариф не входят. В подписных каталогах содержится более 10 000 наименований газет и журналов, почтовые работники готовы принять подписку от всех желающих по всей номенклатуре изданий, а если издатель заинтересован в увеличении подписного тиража, он может предпринимать дополнительные меры по активизации подписки на свою газету.
"НГК": То есть вы взымаете деньги с того момента, когда вводите подписной талон в базу данных, и неважно, от кого он поступил – от почтальона или от гражданина?
Е.В. БАБАК: Совершенно верно. Именно с этого момента, когда мы вводим данные абонента в почтово-кассовый терминал, начинает действовать технологическая карта. Никакие другие элементы сюда не входят. То, о чем я говорила по поводу агитации почтальоном, это не входит в стоимость.
"НГК": Значит, если мы нашли людей, которые хотят выписать нашу газету, то есть за ту работу – доставки талона до почты – не получит никто?
Е.В. БАБАК: Эти элементы не включены в ценообразование.
"НГК": Но ведь это самая главная и трудная часть в подписке – убедить людей отдать свои деньги. Обработать информацию, ввести в базу данных при нынешней технике не составляет особого труда.
Е.В. БАБАК: Ошибочное суждение. Сформировать заказ – это титанический труд. У издателей свое программное обеспечение, индивидуальное для каждого. А у Почты России – огромный биллинговый центр, ведь каталоги включают в себя большое количество изданий, более 10 тысяч наименований, с огромным количеством индексов. А штрих-кодов у издателей нет.
"НГК": Елена Вячеславовна, редакции не могут получить по итогам подписки информацию о том, сколько экземпляров газеты подписали в том или ином районе, городе. Почему?
Е.В. БАБАК: Почта принимает подписку от населения по поручению подписных агентств, с которыми заключены агентские договоры по сбору заказов. Согласно агентским договорам передача собранных заказов осуществляется в разрезе утвержденных газетных узлов, закрепленных за каждым почтамтом. Таким же образом осуществляется ввод заказов в программное обеспечение по подписке, без деления на районы. Проблема заключается в том, что эта программа устарела, т.к. была написана еще на DOS-ском языке. Она позволяет нам только в конечном счете увидеть по почтамту – "итого". Сейчас мы работаем над заменой программы, что, кстати, требует немалых средств.
"НГК": А что касается возросших цен на периодику, подъемны ли они для сельского жителя?
Е.В. БАБАК: Мы ежедневно мониторим подписку. На сегодняшний день, даже по обращениям и жалобам, я не вижу всплеска, негатива в отношении цены. Люди относятся с пониманием. И в разрезе районов особых провалов не наблюдается. По моему мнению, необходимо разделить подписку на корпоративную и для физических лиц. Потому что с корпоративным клиентом должна быть иная форма работы. Что сейчас выписывают организации? То, что решил начальник, ну, может быть, секретаря еще своего послушал. Зачастую подписка для муниципальных и государственных органов осуществляется через госконтракты, и перечень изданий видно в приложении к госконтракту. Иной раз становится жалко то или иное учреждение.
"НГК": Говорят, что почтальоны очень мало получают, а вот в аппарате управления, в отличие от них, зарплаты зашкаливают. Подтвердите или развейте эти сомнения.
Е.В. БАБАК: Это неправда. Когда я приступила к руководству филиалом, а это было в октябре прошлого года, шел IV квартал. Мы пересмотрели ряд подходов, в том числе и наши расходы. Может быть, благодаря этому за IV квартал филиал выполнил план по доходам. В течение всего 2013 года он не выполнялся. Соответственно, работники не премировались. Наш филиал, как и все остальные филиалы Почты России, премируется по финансовым показателям – это выполнение плана по доходам и финансовым результатам. Так вот, аппарат управления в Краснодаре премируется от прибыли, а почтальоны и другие специалисты почтамтов премируются от выполнения плана по доходам, поэтому люди на местах получили премии в 3-5 раз больше, чем аппарат управления, который получил практически "голые" оклады. Что касается I квартала, мы перевыполнили и план по доходам, и контрольные показатели, соответственно, заработали неплохую премию, которую в этот раз получат и управленцы – впервые за последний год.
"НГК": Сегодня каждый понимает, что Почте России необходима реформа. С приходом нового руководителя в Краснодарском филиале начинаются позитивные изменения, но принципиально изменить что-то вряд ли возможно, даже при вашем опыте и энтузиазме…
Е.В. БАБАК: Повторюсь: Закон о "О почтовой связи", по которому мы сейчас работаем, был принят 15 лет назад. Отрасли, которые представляют кровеносную систему всей страны, давно преобразованы: РЖД стали ОАО, Ростелеком тоже стал ОАО. В прежнем виде остается только почта. Мы также должны получать прибыль, а как это сделать по тарифам, регулируемым государством? За все эти годы структура почтового потока, как и все общество, изменились до неузнаваемости. Интернет-торговля, новые технологии, появилась конкурентная среда. А у нас по-прежнему регулируются тарифы на основные услуги. Например, пересылка простых писем, посылок, ценных, заказных писем – это все универсальные услуги связи, и мы не можем на них ни на рубль изменить тарифы. Контрольные сроки пересылки и доставки этих видов корреспонденции также регулируются государством. Появились у нас новые коммерческие услуги, которые стали составлять конкуренцию, но мы их оказываем по тем тарифам, которые также не можем сами устанавливать. Но этот сектор не только Почта России увидела. За последнее время Роскомнадзором было выдано 500 лицензий, и конкуренты стали забирать у нас эти объемы. В итоге Почте России достался убыточный сегмент. Мы буксуем, в то же время сами ничего сделать не можем, так как являемся федеральным государственным унитарным предприятием. Есть стратегия развития Почты России, есть отличное понимание, что нужно менять и как. Теперь нужен новый закон, правовое регулирование всех этих сложных вопросов. Отрадно: все депутаты, кто входит в комитет, который готовит законопроект "О почтовой связи", понимают: Почта России жизненно нуждается в пересмотре этого закона. При этом необходимо учитывать социальную миссию, которую выполняет почта. Это крайне важно – сохранить социально значимую инфраструктуру национального почтового оператора. Давайте называть вещи своими именами, ведь другой такой структуры в стране больше не осталось.
Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА