1116
Интервью с министром гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций
и региональной безопасности Краснодарского края Глебовым Б.Т.
"НГК": Борис Тимофеевич, каков прогноз погоды на лето 2014 года, и каковы предварительные данные о паводковой ситуации на Кубани?
Б.Т. ГЛЕБОВ: По информации Территориального центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, погода на Кубани во второй половине лета 2014 года (июль-август) прогнозируется жаркой, в отдельные дни с грозовыми дождями. При этом грозовые дожди будут сильными, носить локальный характер, сопровождаться шквалистым усилением ветра до 20-25 м/с, высока вероятность выпадения града. При этом град может отмечаться не только на юго-востоке края, где он выпадает наиболее часто, но и в центральных, и северных частях края. Начиная со второй декады июля, температуры воздуха в дневные часы будут устойчиво выше 35°С. Наиболее жаркий период (температуры выше 38°С) ожидается с третьей декады июля по середину августа. Сохранение теплой погоды ожидается примерно до середины сентября.
Что касается паводковой ситуации, то в настоящий момент в бассейне реки Кубань завершается период половодья. Уровни рек после прошедших в середине июня дождей понизились и находятся ниже неблагоприятных отметок. Для того чтобы большая вода не застала врасплох, ведется постоянный мониторинг за уровнем рек с помощью краевой сети автоматизированных гидрологических комплексов и муниципальных противопаводковых гидрологических постов. Все данные оперативно поступают в дежурные службы.
Приток в Краснодарское водохранилище сейчас ниже нормы. Состояние водохранилища не вызывает тревоги – сейчас оно работает в штатном режиме: уровни близки к НПУ (нормальный подпорный уровень – уровень, который поддерживается в нормальных условиях эксплуатации гидротехнических сооружений). Противопаводочная емкость водохранилища свободна, и объемы воды, которые оно может спокойно принять, составляют около 1 млрд. куб. метров.
"НГК": Что было сделано администрацией Краснодарского края за последние два года для предотвращения паводковой ситуации в городах и районах края?
Б.Т. ГЛЕБОВ: По распоряжению губернатора за период 2012-2013 годы в крае создана и сейчас функционирует автоматизированная система оперативного контроля и мониторинга паводковой ситуации. Постоянный контроль уровней воды в реках осуществляют 188 автоматических гидрологических комплексов, информация с которых в автоматическом режиме поступает в муниципальные и краевые дежурные службы. Данная система позволяет оперативным дежурным органов управления в режиме реального времени отслеживать паводковую ситуацию на реках и в случае опасности в любой момент времени задействовать муниципальные системы экстренного оповещения населения или региональную систему оповещения в целом. На период непосредственной угрозы паводка в муниципальных образованиях разворачивается более 260 визуальных наблюдательных постов за уровнем воды в реках и состоянием берегозащитных сооружений. Ежегодно заблаговременно перед началом паводкового периода, а также, при необходимости, в экстренном порядке на заседаниях Комиссии администрации Краснодарского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) с участием глав муниципальных образований, рассматриваются вопросы обеспечения защиты населения и территорий от паводков. Возглавляет эту комиссию губернатор Краснодарского края, который лично принимает участие в заседаниях. В текущем году было уже проведено 7 заседаний Комиссии, на которых были определены конкретные задачи краевым и федеральным органам власти, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам для обеспечения безопасного пропуска паводка и защиты населения. В целом, задачи выполняются. В муниципальных образованиях также уточнены планы действий, проведены соответствующие заседания комиссий по чрезвычайным ситуациям, эвакуационных комиссий. Организованы и проводятся учения и тренировки с практической отработкой вопросов оповещения и проведения эвакуации жителей из населенных пунктов, находящихся в зоне возможного подтопления. Кроме того, ежегодно под руководством администрации Краснодарского края и МЧС России проводятся крупномасштабные командно-штабные учения с практической отработкой вопросов спасения людей и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
"НГК": Во всех ли муниципальных образованиях Кубани введена в работу система оповещения о чрезвычайных ситуациях?
Б.Т. ГЛЕБОВ: В 29 муниципальных образованиях, подверженных паводкам, за период 2012-2013 годы созданы системы раннего (экстренного) оповещения и информирования населения об угрозе и возникновении ЧС. В 327 населенных пунктах установлено 684 акустических системы с громко говорящими рупорами (1916 штук), способными подавать сигнал "Внимание всем" звуком сирен и транслировать речевую информацию для непосредственного информирования населения. Также в 2013 году проведена модернизация региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения (РАСЦО) в 22 муниципальных образований края. Установлено 723 новых сирены, и 957 старых сирен оснащены новыми блоками централизованного оповещения. Всего на сегодняшний день в крае имеется 1680 сирен РАСЦО.
"НГК": Проводится ли в муниципалитетах работа с населением, учения, если "да", то каким образом?
Б.Т. ГЛЕБОВ: В соответствии с решением Совета безопасности при главе администрации Краснодарского края в 2013 году был создан Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ТЦМП), задачей которого стало составление и предоставление органам исполнительной власти и местного самоуправления прогнозов возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Параллельно с начала 2013 года продолжается работа по обучению населения правилам поведения и порядку действий при получении сигналов экстренного оповещения, а также обучение должностных лиц.
Для подготовки населения к действиям при угрозе или возникновении паводка организовано и осуществляется регулярное информирование граждан о складывающейся паводковой обстановке и принимаемых мерах через средства массовой информации, с помощью терминалов и видеоэкранов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения (ОКСИОН), СМС сообщений, интернет сайтов.
Помимо действующих автоматизированных систем и средств массовой информации, в муниципальных образованиях налажено информирование населения об угрозах ЧС, о порядке действий при получении сигналов оповещения, о порядке и местах эвакуации, посредством подворовых обходов, раздачи информационных листовок, а также с помощью автомобилей, оборудованных громко говорящими устройствами. Для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с весенне-летними паводками, в готовности находится краевая группировка сил и средств, которая включает более 2500 человек, 330 единиц техники, 130 единиц плавсредств. Основу этих сил составляет краевая спасательная служба "Кубань-СПАС". На сегодняшний день оперативное дежурство несут 18 отрядов "Кубань-СПАС" общей численностью более 900 ед. личного состава, оснащенных техникой, плавсредствами, всем необходимым аварийно-спасательным оборудованием. В текущем году формируются 5 новых аварийно-спасательных отрядов "Кубань-СПАС" с местами дислокации в городе Белореченске, городе Славянск-на-Кубани, станице Кавказской, станице Каневской и станице Успенской общей численностью 150 человек личного состава. Также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе наводнений, эффективно использовались силы и средства Государственной противопожарной службы Краснодарского края – 35 пожарных частей с общей численностью личного состава более 670 человек и 130 ед. техники.
Кроме того, для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в городах и районах края несут дежурство профессиональные аварийно- спасательные формирования, созданные и содержащиеся за счет местных бюджетов, 29 формирований общей численностью более 1000 человек, имеющих 135 ед. автотехники, 76 ед. плавсредств.
"НГК": Кто несет ответственность по ГО и ЧС в районах и городах края – администрации районов или администрации городских и сельских поселений?
Б.Т. ГЛЕБОВ: Ответственность за организацию мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на местах несут органы местного самоуправления муниципальных образований края: городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений в составе муниципальных районов. Полномочия органов местного самоуправления определены статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА