2184
"НГК": Валерий Юрьевич, в Краснодарском крае уже несколько лет реализуется программа Краснодарского края "Дети Кубани", предусматривающей "своевременное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями". Скажите, каковы результаты ее реализации, удается ли органам власти находить способы, чтобы обеспечить детей-сирот Кубани необходимым жильем? Какова очередь на Кубани в получении жилья детьми-сиротами?
В.Ю.КРУГЛОВ: В соответствии с региональным законодательством полномочия по обеспечению жильем нуждающихся лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, но финансирование расходов на реализацию указанных полномочий остается обязанностью органов государственной власти Краснодарского края.
На протяжении последних лет прокурор края лично занимал принципиальную позицию относительно необходимости увеличения расходов из регионального бюджета для обеспечения детей-сирот жильем. И последние 4 года, когда администрацией Краснодарского края стало осуществляться соответствующее финансирование, а надо признать, что власть отреагировали адекватно на те проблемы, которые мы перед ними ставили, прокуратура края занялась этими вопросами вплотную. Принимая во внимание то, что решением жилищных проблем сирот до 2010 года уполномоченные органы власти практически не занимались, прежде всего, необходимо было выяснить – сколько у нас всего в крае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Тогда, на начало 2011 года, детей-сирот, достигших 18-летнего возраста, и имевших право на получение жилья, было порядка 1900 человек.
В силу незнания закона или недостаточного информирования, многие из детей-сирот и не знали о таком праве, которое у них есть. Поэтому органы прокуратуры стали в интересах этих граждан предъявлять иски в суд о том, чтобы их поставили на учет, чтобы они имели право на получение этого жилья. В 2011 - 2012 годах судами было удовлетворено более 3000 исков прокуроров, этими же решениями суда бездействие органов местного самоуправления по предоставлению жилья признавалось незаконным. В 2013 году в суд предъявлено 890 исков, из них рассмотрено и удовлетворено 865, остальные находятся на рассмотрении. Часть решений судов по искам прокуроров уже исполнена, только в конце 2013 - начале 2014 года по 750 решениям суда квартиры предоставлены нуждающимся.
Активная работа последних лет в этом направлении способствовала росту количества граждан из числа детей-сирот, желающих получить жилье, в том числе граждан из других субъектов. В результате в 2012 году очередь выросла до 4 тысяч человек. Только в 2013 году было поставлено на учет 1,8 тыс. таких лиц, в первом полугодии 2014 года 890 человек. В настоящее время в очереди продолжает находится около 4-х тысяч человек. Наибольшее их количество проживают в г. Краснодар, г. Новороссийск, Кавказском, Курганинском, Мостовском и Тихорецком районах. Все увидели, что в Краснодарском крае жилье выделяется и есть возможность его получить по льготному списку. Хотя на протяжении 2011-2013 гг. было выделено порядка 3,5 тыс. квартир.
Пока соответствующая проблема в полной мере не решена. Получается сегодня так, что несмотря на значительное количество предоставляемого жилья, количество лиц из числа детей-сирот, нуждающегося в нем, не уменьшается. Я обращал внимание на эту проблему министра социального развития и семейной политики края, по ее мнению сегодняшние 18-летние – это дети, рожденные в 90-е годы, это время, когда были сложные социально-экономические условия, многие родители были лишены родительских прав. Дети-сироты, которые имеют право, в подавляющем большинстве имеют биологических родителей, которые лишены родительских прав. Тех детей, которые не имеют родителей – их единицы. Естественно, государство берет на себя социальную нагрузку. Общество у нас больное, количество детей-сирот растет. По сравнению с кавказскими республиками, с прокурорами которых я общался, у них такой проблемы нет. Если у них ребенок остался один, то его обязательно забирает кто-то из родственников, таков менталитет на Кавказе. У нас, на Кубани, вроде бы тоже есть устои, свои традиции, казачество, но, тем не менее, у нас большое количество детей, остаются без родителей и помощи родственников. В итоге у нас каждый год приблизительно на 2 тыс. человек вновь увеличивается очередь. Получается, что в среднем у нас сейчас дети-сироты вынуждены стоять порядка 2-2,5 лет в очереди для того, чтобы получить квартиру.
"НГК": Софинансируется ли эта программа из федерального бюджета? Или это средства региональной казны?
В.Ю. КРУГЛОВ: Сегодня порядка 2 млрд. рублей выделяется из бюджета края ежегодно. К этому идет софинансирование из федерального бюджета. Федерация выделяют нам порядка 200 млн. - это 10%. В идеале должно быть так. Мы отправляем в министерство заявку по тем детям, которые у нас находятся на учете. Государство, с учетом количества детей, распределяет средства по субъектам. Но в пределах возможностей, к сожалению, они нам только 200 млн. выделяют. Конечно, можно поставить вопрос о большей сумме, но мы знаем, что у нас еще есть инвалиды, ветераны, многодетные семьи. Поэтому должен соблюдаться определенный баланс.
"НГК": Какой процент из нуждающихся в жилье детей-сирот обеспечивается жильем в год?
В.Ю. КРУГЛОВ: В 2013 году встало на учет рекордное количество детей-сирот и лиц из их числа – 3,5 тысячи человек, из них те, кто достиг 18 лет и должен быть обеспечен квартирой - 1800 человек. А сколько квартир можно приобрести на эти 2 млрд.? За счет средств 2013 года было приобретено порядка 1750 квартир, около 200 млн рублей главы местного самоуправления не смогли освоить и вернули средства в краевой бюджет. Стоимость 1 кв м., по которому приобретается жилье, равна 33 тыс. руб., меняется ежегодно с учетом инфляции. При этом квартира должна быть благоустроенной, обладать определенными признаками. Во-первых, площадь должна быть не менее 33 кв.м. и квартира должна обходиться в 1 млн. 200 тыс. руб. Получается, что мы можем приобрести на эти деньги порядка 1800 квартир. Эти квартиры должны иметь признаки первоначальной отделки, сантехнику, кухонное оборудование, то есть они должны быть сданы "под ключ". И эта сумма определена для всего Краснодарского края. Отсюда и сложности. Понятно, что за такую сумму в городе Краснодаре или Сочи квартиру не купишь, может быть, где-то в Тихорецке, Новокубанске это адекватная сумма для покупки однокомнатной благоустроенной квартиры. Отсюда и возникают проблемы, но мы пытаемся понуждать глав муниципальных образований их решать, изыскивать возможность обеспечивать для подрядчиков более дешевую стоимость строительства.
"НГК": Каким образом?
В.Ю. КРУГЛОВ: К примеру, получило муниципальное образование 50 млн. рублей и они должны их освоить, так как они дали заявку на определенное количество нуждающихся в жилье детей-сирот. Мы начинаем контролировать: размещен ли заказ, вообще, последовали ли какие-либо действия администрации после получения этих целевых средств. Некоторые муниципалитеты говорят – "мы разместили заказ, но никто не хочет за такие деньги строить". Ничего подобного, изыскивайте возможности, разговаривайте с застройщиками, идите им навстречу, помогайте с инфраструктурой, подберите участок, пусть строят для детей-сирот, а взамен подберите участок для застройщика, с которого он сможет извлекать прибыль но на строительстве квартир для других категорий граждан. Многие находят выход. Все зависит от глав администраций, от настойчивости прокуроров. Мы ставим задачу – получили финансирование, вы должны его полностью освоить. В прошлом году у нас несколько случаев, когда выделенные на строительство средства не были освоены. Это Приморско-Ахтарск, с прокурором района мы жестко разговаривали на этот счет, так как мы посчитали, что он не в полном объеме все меры принял. Усть – Лабинский район, где местная администрация расторгла договор на строительство 30 – квартирного дома с недобросовестным подрядчиком, в этом году дом достраивает другая строительная фирма. И Сочи. Но Сочи, понятно, Олимпиада, там были сложности, может быть, они решат эту проблему.
"НГК": Каким способом приобретается жилье: покупаются отдельные квартиры или власти ищут застройщика многоквартирного дома для детей-сирот?
В.Ю. КРУГЛОВ: Вообще, стараются построить многоквартирный жилой дом. Приобрести на вторичном рынке такую квартиру сложно, так как площадью в 33 кв. м в принципе и не строят. Поэтому, в основном все идут на то, чтобы строить отдельный многоквартирный дом. И когда сдается дом, мы обязательно контролируем, чтобы он соответствовал определенным требованиям. Где-то строители недосмотрят, или попытаются сэкономить, а мы должны уверенно отправлять туда детей, чтобы они заселялись и могли жить в комфортных условиях. Приведу пример из Белоглинского района. Там сдавали для детей-сирот дома коттеджного типа. Поступила жалоба о том, что в некоторых местах дома плесневеют. Мы побудили администрацию, она заставила подрядчика устранить все недостатки, которые были в ходе строительства. Администрация не должна принимать жилье с недоделками.
"НГК": В каком порядке выдают жилье, есть ли преимущества у молодых семей, у лиц из числа детей-сирот, у которых уже есть свои малолетние дети?
В.Ю. КРУГЛОВ: Как таковой очереди быть не должно. Но очередность соблюдаться должна, по мере того, как они подают заявление не получение. Желательно, конечно, чтобы ребенок выходил из интерната и сразу получал жилье, это в идеале должно быть. Но и мы, и администрация края уже ситуацию коренным образом поменяли, по крайней мере, главы администраций знают, что оценка их деятельности будет формироваться с учетом того, как они работают с программой по детям-сиротам.
"НГК": Какие районы Кубани остаются проблемными?
В.Ю. КРУГЛОВ: Я думаю, проблемные районы – это те, где у нас высокая стоимость жилья, а также отдаленные районы, где застройка вообще не ведется. Это Белоглинский, Кущевский, Мостовской, Приморско – Ахтарский районы, Все дело в том, как этим вопросом заниматься. Проще всего сказать, как сказали в Приморско-Ахтарске – "я выставил на торги, ко мне никто не пришел, никто не захотел строить, поэтому забирайте деньги обратно". В результате этим районом было возвращено в краевой бюджет порядка 33 млн. рублей в связи с их неосвоением до конца 2013 года, сироты остались без 30 квартир. Но это не решение проблемы. Есть единичные случаи, когда жилье приобретают и на вторичном рынке. Был такой случай в Щербиновском районе. Главное, уложиться в заложенную бюджетом стоимость в 1 млн. 200 тыс. рублей, можно приобрести и большей квадратуры. Еще один важный момент - чтобы этот жилищный фонд не был признан в ближайшее время аварийным.
"НГК": А есть ли у заявителей право выбора квартиры? К примеру, территориальность.
В.Ю. КРУГЛОВ: Был случай в Анапе, когда женщина обратилась и попросила выделить ей жилье, ей предложили в квартиру в пос.Джигинка, но она отказывалась. А в Калининском районе наоборот, один из обратившихся хотел получить жилье именно в станице, где он родился. Разные случаи бывают.
"НГК": А продать это жилье возможно? И затем купить там, где заявитель пожелает?
В.Ю. КРУГЛОВ: Нет. Раньше это жилье им предоставляли в собственность. И на этой почве были большие злоупотребления. Вчерашние детдомовские дети, когда становятся полностью самостоятельными, не всегда готовы к жизни. У нас такого массового характера не было, но по другим субъектам я видел, как у них обманным путем эти квартиры забирали, и они оказывались на улице. Сейчас наше законодательство определило, что это жилье является ведомственным, и гражданин проживает в нем 5 лет без права распоряжения. После этого, с учетом того, как он живет, как он ведет хозяйство, оплачивает коммунальные услуги, можно принять решение о том, чтобы передать ему эту квартиру в собственность. Т.е., оформляется договор найма специализированного жилья, а через 5 лет - договор социального найма с правом последующей приватизации. Надо признать, что эти дети не приспособлены к самостоятельной жизни, многие из них предрасположены к негативному поведению. И некоторые, когда оказываются самостоятельными, не выдерживают эту вольность и зачастую идут по стопам своих неблагополучных родителей. Но есть и те, которые создают свои семьи. Эту категорию граждан надо отслеживать. Количество тех, кто становится на учет на получение жилья, довольно-таки большое. Только в прошлом году эта цифра составляла - 1800 человек. И что характерно, большинство из них это не те, кому исполнилось 18 лет и которые только что покинули стены интерната, а это те, которые в свое время не встали на учет, сегодня им 40, а то и 50 лет. Некоторые живут в других субъектах и приезжают сюда, вспомнив о том, что они в свое время являлись выпускниками интерната на Кубани, или просто переезжают на постоянное место жительство и автоматически приобретают право на получение жилья в Краснодарском крае. И в этом, 2014 году, на 55 человек, жителей других субъектов, необходимо будет потратить 60 млн. рублей. Ведь по закону, льготное жилье выдается по месту постоянного жительства или окончания воспитательного учреждения. Сейчас бывшие дети-сироты могут жить в других регионах, а узнав, что в Краснодарском крае эта проблема сегодня решается, они приезжают и становятся на учет. Есть даже такие случаи, когда бывшие дети-сироты уже выросли, у них есть своя семья, дети, они уже обеспечены жильем, но все равно, подают документы на получение жилья. Иногда просят предоставить жилую площадь с учетом семейного положения и наличия малолетних детей. Но по закону лицо из числа детей-сирот по достижении совершеннолетия имеет право на 1-комнатную квартиру.
"НГК": Как часто к вам поступают жалобы и на что жалуются дети-сироты?
В.Ю. КРУГЛОВ: Часто. В месяц таких жалоб бывает до 5-6. Жалуются, в основном, на районные администрации: "я стою в очереди, у меня есть решение суда, но квартиру не предоставляют". Ведь когда выносится решение суда о том, чтобы предоставить квартиру, это решение сразу подлежит исполнению, вне зависимости от очереди. Почему мы с краевым судом и бились одно время, потому что они выносили решения такого характера "предоставить жилье в рамках реализации программы "Дети Кубани 2012-2014 гг." с учетом бюджетного финансирования". Мы очень долго спорили по этому поводу, и Верховный суд сказал, что не должно быть никаких ограничений, принято решение, и квартира должна быть предоставлена. Но мы прекрасно понимаем, если в районе стоит на учете, допустим, 50 человек, то сложно выбрать одного и ему выдать, все-таки должна быть социальная справедливость. А жалобы, конечно, идут. Понятно, что 2,5 года ждать долго. Но это реальный срок, о котором заявители знают.
"НГК": А есть ли среди детей – сирот какие-либо преимущества в получении льготного жилья у какой – то группы сирот?
В.Ю. КРУГЛОВ: Они все идут по общей очереди. И те, которые только что выпустился из интерната, и те, которые закончили высшие и средние учебные заведения, и те, которые вышли из мест не столь отдаленных - они все имеют право на получение жилья. Справедливее будет давать тому, кто раньше пришел и встал на учет в получении жилья, по дате обращения. Да, мы продекларировали, что дети-сироты имеют такое право, но материально это подкрепить пока еще не вполне готовы.
"НГК": Валерий Юрьевич, все ли дети-сироты обращаются в суд для получения жилья самостоятельно?
В.Ю. КРУГЛОВ: В большинстве случаев в суд обращаемся мы. Это связано с тем, что бывают различные проволочки в администрациях, какие-либо документы заявитель не предоставил, кому-то отказали в постановке на учет, причем не всегда обоснованно. При этом органами прокуратуры края восстанавливались права граждан, имеющих право получить жилье, но по различным основаниям снятых с учета или в отношении которых принято решение об отказе в принятии на учет. К примеру, решением Ейского городского суда удовлетворены исковые требования прокурора о признании незаконным постановления и.о. главы муниципального образования Ейский район о снятии гражданина с учета в связи с изменением места жительства. Житель Ейского район был снят с регистрационного учета в связи с отбыванием уголовного наказания в местах лишения свободы. Во исполнение судебного решения администрацией Ейского района незаконное постановление было отменено, в ноябре 2013 года гражданин получил жилье.
И с судебными приставами мы проводим совещания, пишем им представления - заставлять администрацию исполнять решения суда. Если надо привлекать к административной ответственности должностное лицо – привлекайте. Пусть он покажет, какие реальные шаги сделаны для того, чтобы дети эти получили квартиры. В Анапе мы, в своем время, привлекли заместителя главы администрации к административной ответственности, таких фактов достаточно много.
"НГК": Все ли дети-сироты имеют право на жилье?
В.Ю. КРУГЛОВ: Практически, все дети имеют родителей. Например, ребенок проживал с родителями в 3-х комнатной квартире. За ним была закреплена определенная доля. Мы обязываем муниципалитеты – органы опеки и попечительства, следить за этой квартирой, чтобы, когда он вырос, ребенок смог вернуться в это жилье. Органы опеки и попечительства должны следить за тем, чтобы эту квартиру, не дай Бог, не продали. Был случай, когда администрация не смотрела за таким помещением, и оно практически пришло в негодное состояние. А ребенок возвращается, и фактически у него уже нет жилья. В Динском районе мы обязали администрацию отремонтировать жилье, там ребенок-сирота имел на праве собственности жилье, и пока он находился в интернате, а затем в училище, органы опеки и попечительства заселили туда арендаторов, которые осуществили ремонт и оплачивали коммунальные услуги за тот период, пока ребенок отсутствовал. А предоставляется жилье тем детям, которым от родителей ничего не осталось. Но это не значит, что дети вышли из интерната и им негде жить. Нет, органы опеки и попечительства предоставляет муниципальное жилье, либо комнату в общежитии. Эта обязанность возлагается на органы местного самоуправления - ребенок не должен ночевать на улице или на вокзале, у ребенка, даже 18-летнего, должно быть жилье.
"НГК": Как я поняла, не всегда органы местного самоуправления добровольно работают в этом направлении, без предписаний вашего ведомства?
В.Ю. КРУГЛОВ: Зачастую, но мы стараемся все-таки конструктивно с ними взаимодействовать. Поверьте, что надо ставить эти вопросы. Если не будешь подталкивать, проблема не будет решаться.
"НГК": А какие санкции для должностных лиц предусмотрены?
В.Ю. КРУГЛОВ: Первый акт реагирования – это представление. Второе – исковое заявление в суд, если решение суда не исполняется, у приставов есть право возбуждения административного производства за неисполнение решений суда. Кроме того, мы постоянно информируем главу администрации Краснодарского края о том, что есть такие проблемы, есть такие районы, пожалуйста, обращайте на это внимание, когда будете давать оценку работе глав.
"НГК": Скажите, а проводились ли органами прокуратуры Краснодарского края проверки целевого использования средств программы "Дети Кубани"?
В.Ю. КРУГЛОВ: Мы ставим вопрос о том, чтобы деньги были потрачены на качественное жилье. А о том, чтобы эти деньги были потрачены на какие-то другие цели, об этом даже и разговора быть не может. У нас было одно дело в городе Анапе, где мы возбудили уголовное дело по некачественному жилью, когда руководители предыдущей администрации приняли жилье, заведомо зная о его недостатках, но согласились с ними. А потом посыпались жалобы. И мы инициировали возбуждение уголовного дела по статье 292 УК РФ (халатность). Были претензии и к качеству строящегося жилья в г. Краснодаре, Белоглинском, Новокубанском, Приморско-Ахтарском районах. По требованию прокуроров оно приводилось в соответствие с требованиями муниципальных контрактов. Например, администрацией Новокубанского района в 2012 году были приобретены 34 квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Новокубанск, ул. Молодая, 6, и переданы нуждающимся по договорам социального найма. Прокуратурой Новокубанского района было установлено, что в квартирах отмечалась влажность выше нормируемых показателей, образование плесневого грибка, штукатурка цоколя местами обрушилась, отмостка с трещинами. Прокурором района в марте 2012 года главе муниципального образования Новокубанский район было внесено представление, по постановлению прокурора района застройщик - ООО "ТМК и К" привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству). В результате принятых мер, администрацией района в отношении застройщика была организована претензионная работа, который в короткие сроки привел техническое состояние дома в соответствие с предъявляемыми требованиями.
"НГК": Как вы считаете, сократиться ли в ближайшее время количество детей-сирот на Кубани?
В.Ю. КРУГЛОВ: С каждым годом органы опеки нацелены на то, чтобы работать с семьей, чтобы родители не отказывались от детей и дети оставались в семье. Необходимо понуждать родителей заниматься своими обязанностями по воспитанию детей. И эта большая очередь складывалась у нас из той практики, что в 90-е было очень много неблагополучных семей и лишали родительских прав всех подряд. В этом году у нас очередь пополнилась на 900 человек. И планируется, что при сохранении финансирования в существующем объеме на последующие 2-4 года мы должны выйти на то, что очереди в получении квартир детьми-сиротами не будет.
ВРЕЗКА: Только в 2013 году в краевой бюджет возвращено порядка 200 млн. рублей в связи с отсутствием на рынке жилья квартир соответствующего качества, которые можно было бы приобрести и предоставить гражданам. Не в полном объеме освоены субвенции в г. Сочи, Кореновском, Кущевском, Приморско-Ахтарском, Усть-Лабинском районах.
Беседовала
Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА