Интервью:

Георбави Владимирович Котанов

05.02.2014

1014

В канун весенне-полевых работ редакция "Новой газеты Кубани" поинтересовалась в Управлении Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о роли применяемых на территории Краснодарского края удобрениях. На вопросы редакции ответил заместитель руководителя Управления Георбави Котанов

"НГК": Известно, что переизбыток применения удобрений приводит к экологическим бедствиям и массовым отравлениям населения. Какие службы и каким образом отслеживают количество используемых удобрений фермерами, КФХ, а также крупными сельхозпредприятиями?
Г.В. КОТАНОВ: Действительно, применять агрохимикаты необходимо с учетом состояния плодородия почв и потребности растений в минеральных веществах после предварительного обследования. Нормы внесения агрохимикатов по различным сельскохозяйственным культурам приведены в государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов на основе длительных и комплексных испытаний и опытов. Необоснованное применение или применение неисследованных агрохимикатов может вызвать гибель или болезни растений, накапливание нитратов и нитритов в продукции, а также попадание в грунтовые воды с дальнейшей миграцией в экосистеме.
В связи со вступлением в силу с 01.08.2011 г. Федерального закона от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ, были внесены изменения в ст. 15 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". В соответствии со ст. 15 указанного Закона государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с 01.08.2011 г. осуществляется органами Роспотребнадзора, Росприроднадзора и Россельхознадзора только в рамках осуществления ветеринарного надзора, согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ.
Надзор за выполнением санитарных правил СанПиН 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов" осуществляет Роспотребнадзор.
Таким образом, в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1997 года № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" с 01.08.2011 г. контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами осуществляется органами Роспотребнадзора (санитарная гигиена при производстве и применении агрохимикатов), Росприроднадзора (токсикологический надзор за производством, захоронением и утилизацией пестицидов) и Россельхознадзора (только в рамках осуществления ветеринарного надзора), согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ.
Россельхознадзор также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 "О государственном земельном надзоре" осуществляет контроль, в том числе за выполнением требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. То есть Россельхознадзор предъявит требования к сельхозпроизводителю, который обрабатывал почву неправильно рассчитанным количеством агрохимиката (при наличии превышения предельно-допустимых концентраций опасных химических веществ в почве), но не по правилам использования агрохимикатов в процессе выращивания продукции.
"НГК": Каково наказание для сельхозпроизводителей, которые нарушают допустимые нормы при использовании удобрений?
Г.В. КОТАНОВ:Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 "О государственном земельном надзоре" осуществляет контроль, в том числе за выполнением требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Управление при проведении контрольно-надзорных мероприятий в случае необходимости проводит отбор проб почвы для проведения химико-токсикологических исследований. В случае выявления превышения предельно-допустимых концентраций опасных химических веществ в почве, по результатам проведенных проверок, возбуждается дело об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ "Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления". Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Помимо этого, виновному лицу выдаётся предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства. За 2013 год всего вынесено постановлений по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ за нарушение, выразившееся в загрязнении почвы в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами на сумму 172 тыс. 500 руб., выдано 7 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.
Также может наступить уголовная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 249 УК РФ "Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекших по неосторожности тяжкие последствия", а также в соответствии со статьей 254 УК РФ "Порча земли".
В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Расчет ущерба производится в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238. Ущерб взыскивается в добровольном порядке путем возмещения вреда в денежном эквиваленте или путем фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Либо в судебном порядке путем предъявления исков о возмещении ущерба в денежном эквиваленте (в 2013 году Управлением было предъявлено 27 таких исков) или путем проведения рекультивации. Сумма ущерба, причинённого почве, как природному объекту, в 2013 году составила 71 млн. 180 тысяч рублей.
Так, специалистами Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея была проведена проверка в отношении ООО "Мартико" Мостовского района, занимающегося выращиванием овощей в закрытом грунте с использованием труда иностранных граждан. Во время проведения проверки был произведен отбор почвенных образцов для исследования на эколого-токсикологические показатели. В почвенных образцах выявлено превышение по содержанию нитратов в почве. Юридическое и должностные лица общества привлечены к административной ответственности в виде штрафа по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ. Кроме того, произведен расчет ущерба, выраженного в денежном эквиваленте, сумма ущерба составила 99 млн. 232 тыс. 800 руб. По данному факту подано исковое заявление о признании действий незаконными, пресечении деятельности, создающей угрозу причинения вреда в будущем и взыскании вреда, причиненного окружающей среде к ООО "Мартико". Решением Мостовского районного суда от 29.04.2013 года действия ООО "Мартико" в части химического загрязнения плодородного слоя почвы признаны незаконными. Суд обязал ООО "Мартико" провести комплекс рекультивационных работ, направленных на восстановление плодородного слоя почвы.
"НГК": На рынках городов и станиц Кубани можно встретить "бабушек", которые торгуют овощами и фруктами "с огорода". Есть ли у потребителя гарантия того, что данные продукты выращены с соблюдением норм безопасности?
Г.В. КОТАНОВ: В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327) Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (в рамках осуществления ветеринарного надзора), обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Таким образом, полномочия по контролю за реализуемой гражданами на рынках городов и станиц Краснодарского края продукцией растительного происхождения на предмет наличия в ней остаточного содержания пестицидов и агрохимикатов, выращенной на приусадебных участках или в личных подсобных хозяйствах, у Управления отсутствуют.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" надзор за безопасностью пищевых продуктов в целом осуществляет Роспотребнадзор при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора.
Кроме этого, на продовольственных рынках ветеринарно-санитарную экспертизу растительных продуктов осуществляют лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, входящие в систему государственной ветеринарной службы субъекта РФ, находящуюся в подчинении государственного управления ветеринарии Краснодарского края.
Следует заметить, что до вступления в силу с 01.08.2011 г. Федерального закона от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 15 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" органы Россельхознадзора также не обладали полномочиями по изъятию из реализации и запрету реализации продукции растительного происхождения по показателями превышения содержания остаточного количества содержания пестицидов и агрохимикатов, к полномочиям органов Россельхознадзора было отнесено предоставление данной информации в органы Роспотребнадзора.
В связи с этим необходимо отметить, что пока не будет контроля над безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами "от поля до прилавка" в полномочиях одной контролирующей службы, нельзя гарантировать, что купленная плодоовощная продукция у "бабушек на рынках", отечественного или иностранного сельхозпроизводителя, выращена с соблюдением норм безопасности.

Подготовила
Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА