1029
В Краснодарском крае у "антимонопольщиков" работы хватает. Но насколько эта работа эффективна? С этим и другими вопросами "НГК" обратилась к заместителю руководителя управления ФАС России по Краснодарскому краю Ирине Иващенко
"НГК": Ирина Викторовна, расскажите, пожалуйста, в каких случаях УФАС реагирует на поступившие жалобы, а в каких отказывает заявителям в рассмотрении жалобы?
И. ИВАЩЕНКО: Краснодарское территориальное управление ФАС России в рамках полномочий осуществляет контроль над соблюдением антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, в том числе субъектов естественной монополии.
Управление в рамках полномочий принимает к рассмотрению заявления физических и юридических лиц, а также материалы государственных органов и органов местного самоуправления.
Третий антимонопольный пакет, вступивший в законную силу с 06.01.2012, внес изменения в ст. 44 Федерального закона"О защите конкуренции" и определил требования к заявлениям и материалам, направляемым в адрес антимонопольного органа.
В случае поступления заявления, несоответствующего требованиям ст. 44 Закона, антимонопольный орган оставляет заявление без рассмотрения. В свою очередь, основания для отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства предусмотрены ч.9 ст.44 Закона "О защите конкуренции", где одним из таких оснований является отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
"НГК": В отношении кого поступали в этом году жалобы в вашу службу?
И. ИВАЩЕНКО: Наибольшее количество жалоб поступает на действия, нарушающие антимонопольное законодательство в сфере электро-теплоэнергетики, газа, водоснабжения и водоотведения, ЖКХ, а также на рынке нефтепродуктов.
В основном, это нарушения, связанные с навязыванием невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения, водоснабжения и водоотведения, отказом от заключения договора с потребителями на предоставление ресурса, опломбированием приборов учета, техническим обслуживанием газового оборудования, а также с осуществлением согласованных действий по установлению и поддержанию цен.
"НГК": В предыдущие годы ФАС России неоднократно за ценовой сговор возбуждала административные дела в отношении предприятий-поставщиков газа, нефти и светлых нефтепродуктов, операторов мобильной и фиксированной связи, предприятий, занятых в сфере ЖКХ (с 2011 года – свыше 70 дел о картельном сговоре нефтяных компаний "ЛУКОЙЛ", "Газпромнефть" и "Роснефть", дело "большой тройки" – МТС, Билайн и Мегафон – в 2012 году, дело о сговоре банков с предприятиями ЖКХ в 2011 г. и др.). Рассматривались ли подобные дела антимонопольной службой в нашем регионе?Насколько эффективными были эти меры?
И. ИВАЩЕНКО: В 2008, 2009, 2010 годах неоднократно возбуждались дела и принимались решения о наличии в действиях факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" и ООО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт".
В настоящее время на стадии судебного разбирательства находится оспаривание решения, которым установлен ценовой сговор ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" и ООО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" в части необоснованного относительно синхронного и единообразного установления и поддержания розничных цен на нефтепродукты на территории города Сочи. Обе компании подняли их на 1,5 руб. за литр, что превысило уровень цен, установленный этими же компаниями в других районах края.
За данное нарушение на компании наложен оборотный штраф: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" – в размере 18,3млн. рублей; ООО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" – 8,1млн.рублей.
Также и в сфере ЖКХ были пресечены согласованные действия мусороуборочных компаний ООО "ЮСТК-ТБО" и ООО "ТК Чистый город". Эти предприятия необоснованно установили единые тарифы на вывоз твердых бытовых отходов и порядок расчета цены, предусматривающего оплату услуг по вывозу ТБО за 1 кв. м общей площади на территории муниципального образования г. Новороссийск.
В целях оперативного устранения нарушений до возбуждения дела Краснодарским УФАС России активно применяется инструмент предупреждений, который выдается субъектам, нарушившим пункт 3 (навязывание невыгодных условий договора), пункт 5 (отказ либо уклонение от заключения договора) статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Так, в 2012 году Управлением выдано 59 предупреждений, в текущем периоде 2013 года (включая сентябрь) – 115 предупреждений, рост составил 195%.
Исполнено предупреждений, выданных в 2012 году, 53, что составляет 90% от общего количества выданных предупреждений за 2012 год; в текущем периоде 2013 года – 54, что составляет 50% от общего количества выданных предупреждений.
В результате принятых мер антимонопольного реагирования наблюдается снижение повторных нарушений.
"НГК": Какие нарушения чаще всего допускают кубанские монополисты?
И. ИВАЩЕНКО: С 2009 года по 1-е полугодие 2013 по статьям 10,11, 14 Закона "О защите конкуренции"Управлением рассмотрено более 400 дел, половина из которых в отношении субъектов естественных монополий.
Чаще всего Управлением пресекались нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО "НЭСК-электросети", ОАО "Кубаньэнерго" (рынок передачи электрической энергии), ООО "Югводоканал" и ООО "Краснодар Водоканал" (деятельность по водоотведению и водоснабжению), ОАО "АТЭК" (рынок передачи тепловой энергии), ОАО "Славянскгоргаз" (рынок поставки и транспортировки газа), ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" и ООО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (рынок нефтепродуктов), ООО "ГУК-Краснодар" (сфера ЖКХ).
Также в 2013 году 3 дела было возбуждено Управлением ФАС в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (рынок поставки газа): 2 дела по признакам нарушения ч.1 ст.10 и еще одно дело по признакам нарушения ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции". Оба этих дела находятся сейчас в стадии рассмотрения.