5795
Интервью с начальником Управления ФМС России по Краснодарскому краю, полковником внутренней службы Алексеем Чебураковым о миграционном потоке, коррупции в миграции и законодательных новеллах.
«НГК»: Алексей Иванович, прошел год с того момента, как Вы возглавили УФМС России по Краснодарскому краю, до этого вы работали в Ростовской области. Каковы принципиальные отличия работы УФМС в этих регионах?
А.И. Чебураков: Если сравнивать эти два территориальных органа, то они имеют много общего. Оба региона приграничны, и, как следствие, со своими особенностями: если в Ростовской области наблюдается значительный поток иностранных граждан на въезд – выезд, то в Краснодарском крае – значительные объемы иностранных граждан работающих, проживающих, желающих остаться на постоянное жительство и в дальнейшем получить гражданство РФ.
Также особенностью края является наличие олимпийской инфраструктуры, которая в настоящее время активно используется для проведения многочисленных спортивных соревнований, в том числе «Формулы-1», международных конференции, таких, как Международный инвестиционный форум «Сочи». В 2017 году планируется проведение Кубка Конфедераций, а в 2018 году – Чемпионата мира по футболу.
Уникальной особенностью края также является строительство стратегически важного объекта – транспортного перехода через Керченский пролив, который свяжет Краснодарский край и Республику Крым. На возведение моста сейчас направлены пристальные взоры всего мира.
Как я уже сказал, этот объект – стратегический. И обеспечению безопасности, в том числе миграционной, уделяется большое внимание. На постоянной основе всеми заинтересованными службами ведется мониторинг ситуации в зоне строительства и прилегающей территории.
Кроме того, Краснодарский край богат рекреационными ресурсами, чем выгодно отличается от многих регионов России. Ежегодно в период летних отпусков на побережье Черного моря съезжается более миллиона туристов из разных стран и регионов России. Количество жителей побережья увеличивается в десятки раз, соответственно растет и риск возможных правонарушений в сфере миграционного законодательства.
Наша первоочередная задача – обеспечение максимального контроля для своевременного выявления и пресечения правонарушений в сфере миграции.
Хочу подчеркнуть, что безопасность жителей Краснодарского края – одного из стремительно развивающихся регионов России, безусловно, глобальная задача. И эффективность работы во многом зависит от слаженного межведомственного взаимодействия с МВД, ФСБ, казачеством и другими заинтересованными службами.
«НГК»: Какие новеллы миграционного законодательства появились в 2016 году?
А.И. Чебураков: С 1 января 2016 года иностранный гражданин для получения патента может обратиться в ФМС только лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию. Прием документов от доверенных лиц исключен.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.07.2015 № 684 «Об определении уполномоченной организации Краснодарского края, участвующей в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов» уполномоченной организацией определено федеральное государственное унитарное предприятие «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы. Практическая деятельность уполномоченной организации на территории Краснодарского края начата с января этого года.
Законом Краснодарского края от 30.11.2015 № 3281-КЗ в Краснодарском крае установлен региональный коэффициент в размере 1,786. Данный размер коэффициента позволил сделать налоговую нагрузку на иностранных граждан приближенной к нагрузке граждан Российской Федерации и увеличил конкурентоспособность граждан РФ на рынке труда в отношении специальностей, не требующих высокой квалификации. В 2016 году сумма ежемесячного авансового платежа в Краснодарском крае составила 3244,8 рубля.
С 28 марта 2016 года в отделениях банков прием авансовых платежей за оформление патента для иностранных граждан будет осуществляться только при наличии ИНН.
При совершении оплаты авансового платежа за патент необходимо указывать подробные личные данные (Ф.И.О., реквизиты паспорта, ИНН), иначе платеж не будет присвоен иностранному гражданину в информационной системе ФМС России, и законность его нахождения на территории РФ не будет подтверждена.
В связи с чем иностранным гражданам рекомендовано после постановки на миграционный учет и до обращения в ФМС для подачи заявления на оформление патента проверить свои данные на наличие либо отсутствие ИНН через специальный сервис ФНС России «Узнай свой ИНН».
В случае отсутствия данных об ИНН в сервисе следует обращаться в налоговый орган по месту постановки на миграционный учет для присвоения ИНН и выдачи специального свидетельства.
В качестве альтернативы иностранный гражданин вправе оплатить налог, используя платежный документ, сформированный самостоятельно с помощью электронного сервиса «Заплати налоги» на официальном сайте ФНС России. В левом верхнем углу платежки будет сформирован «Индекс документа», который является уникальным идентификатором начисления (УИН).
Заграничные паспорта граждан Узбекистана старого образца прекратили свое действие 31 декабря 2015 года. Все граждане Узбекистана с 1 января обязаны обменять свои старые загранпаспорта на новые – биометрические.
«НГК»: Сколько граждан Украины сегодня остались на территории края, приехавших с момента начала военных действий на территории Украины, и в каком статусе?
А.И. Чебураков: В настоящее время порядка 28 тысяч граждан Украины, прибывших в край в 2014-2015 году в результате конфликта в Юго-Восточных областях Украины, пребывают в Краснодарском крае.
Первоначально после прибытия граждане размещались в специально созданных администрацией края пунктах временного размещения (около
2 тысяч человек), а также у родственников и знакомых (порядка 30-35 тысяч человек). Сейчас большинство проживает у родственников и знакомых, в ПВР находятся всего 18 человек.
На сегодняшний день из общего числа находящихся на территории края граждан Украины около 10 тысяч человек имеют разрешения на временное проживание, порядка 2,5 тысяч человек – вид на жительство, более 28 тысяч – временное убежище. Статус беженца на сегодняшний день имеют 14 граждан Украины.
В рамках исполнения Федерального Закона от 20.04.2014 N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» согласно статье 33.1. «Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка», гражданство РФ получили почти 500 человек.
Большинство граждан Украины, прибывших в период конфликта, получили разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, в том числе, в 2015 году более 6 тыс. патентов, в 2014 – 15,3 тыс. патентов и разрешений на работу.
«НГК»: Каждый год руководство Краснодарского края определяет квоты для граждан разных стран. Какие квоты и для граждан каких стран утверждены на 2016 год? Увеличивается или уменьшается спрос на рынке труда на иностранных рабочих и специалистов?
А.И. Чебураков: В 2016 году квота на привлечение иностранных работников из стран с визовым порядком въезда на территории Краснодарского края составила порядка 1500 человек. В прошлом году квота составляла более 3500 человек, однако исчерпана только на 32%.
Максимальное количество разрешений на работу иностранным работникам, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, выдано гражданам Сербии, КНДР, Турции, Вьетнама.
Доминирующее место среди трудовых мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, занимают граждане Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы.
«НГК»: Сколько разрешений на работу было выдано в 2015 году? Сколько в 2014 году?
А.И. Чебураков: В 2015 году УФМС России по Краснодарскому краю выдано почти 5 тысяч разрешений на работу иностранным гражданам, около 48 тысяч патентов. В 2014 году выдано около 38 тысяч разрешений на работу, патентов – порядка 47 тысяч.
Резкое уменьшение количества выданных разрешений на работу обусловлено тем, что с 1 января 2015 года существенно изменились требования законодательства, регулирующие вопросы легализации иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации. Разрешения на работу в настоящее время оформляется только иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы; высококвалифицированным специалистам; иностранным студентам очной формы обучения.
Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, осуществляют трудовую деятельность на основании патента.
«НГК»: Краснодарский край на протяжении многих лет остается привлекательным регионом для мигрантов, в том числе и трудовых. Как изменился поток мигрантов за последние полгода, в первые месяцы 2016 года?
А.И. Чебураков: Краснодарский край является привлекательным для капиталовложения как со стороны отечественных, так и иностранных инвесторов. В нашем крае иностранные работники наиболее востребованы в строительной отрасли и в сельском хозяйстве.
Каждый третий приезжий в край иностранный гражданин указывает цель въезда в Российскую Федерацию – «работа».
Мы отмечаем некоторое снижение показателей по трудовой миграции по сравнению с 2013 годом, на который выпала активная фаза строительства Олимпийских объектов в г. Сочи. Однако в 2014-2015 годах сохраняется стабильно высокий объем трудовых мигрантов.
Процентное соотношение иностранных работников по странам исхода также стабильно. Максимальное количество разрешений на работу иностранным работникам, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, выдано гражданам: Сирии – порядка 40%, КНДР – более 20%, Турции – порядка 15%. Вьетнам – более 7%.
Доминирующее место среди трудовых мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы и оформивших патенты, занимают граждане Узбекистана – порядка 60%, Таджикистана – более 20%, Украины – более 12%, Молдовы – менее 5%.
В 2015 году в связи со вступлением в ЕАЭС Армении и Киргизии граждане этих стран осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации без оформления разрешительных документов на работу.
В текущем году уменьшилось количество граждан Турции, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ, это связано с известным обострением отношений между Турцией и Российской Федерацией. С 1 января 2016 года работодателям запрещено принимать на работу граждан Турции.
В целях реализации запрета работодатели, заказчики работ или услуг, которые желают привлечь работников из числа граждан Турецкой Республики, должны быть включены в перечень, разработанный Министерством Труда Российской Федерации. Федеральной Миграционной Службе поручено осуществлять контроль за соблюдением этого запрета.
Тем не менее, если работодатель оказался не включен в перечень, он вправе перезаключить (или продлить) трудовой договор, контракт или договор на оказание услуг (выполнение работ) с работником – гражданином Турции, если этот договор был заключен до 31 декабря 2015 года
«НГК»: Сколько всего было выдворено и депортировано в 2015 году граждан из Краснодарского края? Граждан каких стран?
А.И. Чебураков: В 2015 году с территории Краснодарского края выдворено 1464 иностранных гражданина, в том числе 589 граждан Узбекистана, Таджикистана – 294, Армении – 162, Турции – 77, Китая – 47, Азербайджана – 39, Грузии – 38, Киргизии – 25, Афганистана – 21.
В прошлом году за пределы Российской Федерации депортировано 66 человек. Большинство из них: граждане Узбекистана – 16 человек, Армении – 12, Украины – 9, Молдовы – 6.
«НГК»: Сколько на Кубани лиц с двойным гражданством, гражданами каких стран являются лица с двойным гражданством?
А.И. Чебураков: По состоянию на 1 января 2016 года с уведомлениями о наличии иного гражданства либо вида на жительство, или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве, в УФМС России по Краснодарскому краю в установленном законом порядке обратилось почти 48 тысяч человек. Из них свыше четырех с половиной тысяч человек – с уведомлением о наличии вида на жительство в иностранном государстве.
О наличии гражданства Армении заявили около 11 тыс. граждан, Абхазии – свыше 8 тыс. граждан, Греции – более 6 тыс., около 3 тыс. сообщили о наличии гражданства Узбекистана, о гражданстве Грузии, Украины, Киргизии, США и Израиля сообщили примерно по 1,5 тыс. человек о каждой стране.
«НГК»: Есть ли на Кубани чиновники и депутаты с двойным гражданством?
А.И. Чебураков: При подаче гражданами уведомления о наличии у него гражданства иного государства не предусмотрено указание сведений о трудовой деятельности заявителей. И в Управлении, соответственно, такие учеты не предусмотрены.
«НГК»: На какие отделы поступает больше всего жалоб от граждан?
А.И. Чебураков: Да, действительно, жалобы поступают в Управление. В 2015 году в Управление и его территориальные структурные подразделения поступило 223 жалобы на решения и действия должностных лиц – это 1,4% от общего количества поступивших обращений.
Наибольшее количество жалоб поступило по вопросам:
- оформления паспорта гражданина Российской Федерации – 26%;
- оформления гражданства Российской Федерации - 19%;
- оформления регистрации по месту пребывания и по месту жительства на территории Российской Федерации – 17%;
- оформления загранпаспорта – 11%.
Как видно, по наиболее часто оказываемым государственным услугам и поступает основная масса обращений и жалоб граждан.
Информация, отраженная в заявлениях граждан проверяется, в отделы, допустившие недостатки, выезжают комплексные проверки для устранения и предотвращения причин появившихся жалоб. С сотрудниками проводятся обучающие семинары по вопросам оказания гражданам государственных услуг.
Благодаря системному подходу, в текущем году мы отмечаем тенденцию к снижению. По сравнению с предыдущим годом количество жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг и государственных функций снизилось на 35 или на 74,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (12, АППГ – 47) и составило 0,6% от общего числа зарегистрированных обращений (АППГ – 1,2%).
Одной из объективных проблем кубанского УФМС является отсутствие или нехватка помещений, удобных и комфортных для работы с заявителями, это же отмечают и граждане.
Поэтому руководством на постоянной основе проводится работа по подбору нежилых помещений для размещения структурных подразделений Управления.
Только что завершилась реконструкция здания по адресу:
ул. Коммунаров 266, куда переехали большинство профильных отделов аппарата Управления, где в ближайшем будущем будет организован прием и выдача заграничных паспортов.
В декабре 2015 года организован переезд отдела по линии трудовой миграции, по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского, 100/5, в новые просторные помещения с максимальным обеспечением комфортных условий для заявителей.
При Управлении действует Общественно-консультативный Совет, куда входят представители общественных, научных организаций и представители бизнеса. Регулярно члены Совета проводят негласный мониторинг качества работы территориальных структурных подразделений, в том числе оказания госуслуг. На основе полученных данных Управлением всегда принимаются меры для устранения выявленных недостатков и недопущения их впредь.
«НГК»: Вы ежемесячно проводите прием граждан. С какими вопросами к Вам обращаются?
А.И. Чебураков: В 2015 году руководством Управления принято более 23 тысяч граждан, в том числе мною в прошедшем году на личном приеме почти 400 граждан.
В основном, граждане обращались по вопросам получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации и в дальнейшем оформления гражданства Российской Федерации, по вопросам трудоустройства и получения статуса беженца и вынужденного переселенца.
В Управление поступают обращения граждан и организаций также по почте, в электронном виде. Независимо от формата на каждое обращение мы стараемся готовить максимально развернутый и подробный ответ в соответствии с действующим законодательством.
«НГК»: Сейчас повсеместно ведется борьба с коррупцией. Какие формы борьбы с коррупцией Вы применяете в ведомстве?
А.И. Чебураков: Борьба с коррупционными проявлениями в нашем Управлении ведется комплексно: это и профилактическая работа среди личного состава, укрепление служебной дисциплины, и регулярное информирование граждан посредством размещения в средствах массовой информации номера «Телефона доверия», по которому можно сообщить о фактах коррупции.
Кроме того, наша работа, направленная на предотвращение коррупционных рисков, включает в себя материальное стимулирование сотрудников. Регулярно специалисты ФМС, отказавшиеся от коррупционных предложений, правами руководителя поощряются премией.
В Управлении действует специальное подразделение, которое непосредственно занимается выявлением и предупреждением коррупционных правонарушений и привлечением к ответственности виновных лиц. Мы стремимся быть максимально открытыми для граждан, о всех выявленных фактах коррупционного характера информируем общественность, освещая подобные инциденты в СМИ.
За 2015 год отделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Управления совместно с другими силовыми структурами края выявлено 7 фактов несоблюдения антикоррупционного законодательства, по которым возбуждено 7 уголовных дел, сотрудники, виновные в коррупционных правонарушениях, уволены с государственной гражданской службы.
Одной из причин возникновения коррупционных связей является наличие очередей. Для решения данной проблемы нами также на постоянной основе проводится работа – заключено соглашение о взаимодействии с МФЦ, где по принципу «одного окна» граждане могут сдать и получить документы.
МФЦ обеспечивает прозрачное и контролируемое прохождение документов на всех этапах предоставления услуги. Также в перечне немаловажных факторов, влияющих на выбор гражданами именно МФЦ, значатся: комфорт, удобный график работы и скорость обслуживания.
На сегодняшний день все краевые МФЦ, а их насчитывается 54, предоставляют следующие государственные услуги по линии нашей службы:
- выдача и замена паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
- регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
- оформление паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
- постановка на миграционный учёт иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации и др.
С целью создания более комфортных условий для наших граждан мы постоянно работаем в тесном контакте с руководством администрации Краснодарского края и МФЦ.
Подготовила Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА