1120
Редакция"НГК" продолжает серию интервью с наиболее влиятельными людьми политической и общественной жизни Кубани, которые формируют общественное мнение нашего края. На этот раз корреспондент "НГК" встретился с депутатом Законодательного собрания Краснодарского края, председателем комитета ЗСК по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий Николаем Петропавловским.
"НГК":Николай Николаевич, возглавляемый вами комитет ЗСК имеет непосредственное отношение к самой близкой к людям ступени власти – органам местного самоуправления (ОМС). А в ряде районов края в этом месяце прошли муниципальные выборы, на которых кубанцы выбирали глав поселений, депутатов местных советов. Казалось бы, местные главы, депутаты поселений – самые близкие к населению представители власти, но население отреагировало на эти выборы невысокой явкой. Как вы думаете: в чем причина столь низкой электоральной активности?
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ:Я бы не стал утверждать так категорично, что у нас была низкая явка. Все-таки, в два раза выше, чем в Москве. Для голосований 14 сентября – в день, который для многих избирателей показался не совсем удобным (конец летних отпусков), явка, на мой взгляд, вполне приличная. Но я бы задался несколько иным вопросом, анализируя итоги прошедшей избирательной кампании. Почему оппозиционные парламентские партии проявили такую слабую заинтересованность? Если взглянуть на статистику выдвижений, то видно, что каждая из трех парламентских партий выдвинула кандидатов в десять раз меньше, чем партия власти. КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" не надо было собирать подписи избирателей, как это делали непарламентские партии. Почему они отнеслись так к этим выборам – я не знаю. Может быть, людей не хватило, а может, у них и правда нет интереса к выборам на таком уровне, а может, провели агитационную работу не на том уровне. Хотя я абсолютно уверен, что местное самоуправление – это самая эффективная ветвь власти, потому что стоит ближе всего к населению, которое ее выбирает, потому что именно она решает проблемы на местах – благоустройство поселения, чистота на улицах, освещение, дороги и пр.
"НГК":К сожалению, далеко не всегда и не всем поселениям хватает средств на решение этих проблем. Многие главы так и говорят, что надо искать средства на стороне, если хочешь их решить. Да вы и сами прекрасно знаете, что у глав ОМС полномочий уже достаточно, а бюджеты поселений мизерные. Как же нам рассчитывать на эту власть, если они по рукам и ногам связаны и полномочиями, и бюджетом? Может, народ поэтому и не очень-то верит в эти выборы, видя собственными глазами или беспомощность, или бездеятельность местной власти?
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ:Наш комитет уже больше 10 лет работает с местным самоуправлением, и смею вас уверить, к этому времени поселения в своем развитии шагнули далеко вперед. Сегодня у глав муниципалитетов порядка 39 полномочий, а с 2016 года они будут значительно расширены, благодаря новым законам, по которым предстоит скоро жить и работать местной власти – это 136-ФЗ и 165-ФЗ. Отныне полномочия главам будут устанавливать на региональном уровне, и они не будут одинаковые для всех муниципалитетов. Также в рамках этих федеральных законов будет значительно увеличено финансирование поселений. К сожалению, это произойдет только в 2016 году, поскольку на 2015 год бюджет уже сверстан.
"НГК":Вам раньше в качестве руководителя социологического центра приходилось общаться с представителями муниципальной власти, теперь вы с ними снова работаете, но уже возглавляя профильный комитет. Это понятно: кто, как не вы, лучше знает местное самоуправление и его проблемы? Но вот хотелось бы знать: вы же раньше, до избрания в ЗСК, изучали, так сказать региональную власть со стороны, а теперь сами стали частью этой власти. Что изменилось в вашем представлении?
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ:11 лет работая в социологическом центре, изучал власть со стороны, что называется, и считал себя достаточно компетентным специалистом в этой области. А когда сам стал частью этой власти, будучи избранным в ЗСК, понял, сколь мало я знаю о депутатской деятельности. На мой взгляд, вообще специфика работы депутата в законодательном органе заключается в том, что подавляющее большинство населения понятия не имеет, чем конкретно занимаются эти люди – депутаты ЗСК. Зачем нужны и что делают депутаты Госдумы – вроде бы всем понятно. Думских парламентариев каждый день по телику показывают. Депутатов местных органов власти – поселенческих, районных, городских – показывать по телевизору не обязательно, поскольку они как раз ближе всех к своим избирателям находятся, и их работа всегда на виду. А у нас все гораздо сложнее.
Избиратель с работой депутатов ЗСК крайне редко сталкивается в повседневной жизни. Совсем не так, как, скажем, представители исполнительной власти, избиркомов, прокуратура, то есть те структуры, с которыми мы ежедневно взаимодействуем в своей работе.
Да и у меня самого, признаюсь, по прошествии двух лет работы в краевом парламенте только сейчас четко сформировалось представление об этой работе. Работа депутатов ЗСК не видна снаружи, но это не от того, что о нас мало пишут и нас редко снимают на ТВ, что мы вообще не пиарим себя. Просто депутаты ЗСК не так публичны, как наши коллеги из Государственной Думы. Это не значит, что мы не работаем. Работа, например, нашего комитета становится очень заметной, когда доходит до уровня местных органов власти – городов, районов, поселений, или ТОСов. Кстати, о ТОСах – территориальных органах самоуправления – пишут очень мало, а это, я считаю, одна из самых эффективных форм местного самоуправления. Люди приходят управлять много-
квартирным домом или целым кварталом частных домов не за какие-то там материальные блага, а по зову души. Они просто хотят свою жизнь в своем доме, квартале сделать качественной и добиваются этого! Своими силами озеленяют территорию, поддерживают порядок во дворах и т.д. Вы бы видели, какие там у них страсти кипят на выборах председателей! А слышали, чтобы где-нибудь в России ТОСовцы сами организовывали и проводили свой собственный фестиваль? У нас такой фестиваль проходит каждый год в Абинском районе в лесу. Мы в нашем комитете стараемся поддерживать в крае деятельность ТОСов и будем всячески способствовать увеличению их числа на Кубани.
"НГК":Я думаю, что ТОСы – это тема для отдельного материала. Мы обязательно об этом напишем. Николай Николаевич, вы сказали, работа вашего комитета становится заметной, когда доходит до уровня местной власти. Нельзя ли подробнее?
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ:На выборах глав поселений нередко победителями оказываются кандидаты не только без опыта работы, но даже и без специального образования. Закон это не запрещает. Что делать? Надо его учить. Заксобрание как раз и проводит такую учебу с главами муниципалитетов, на которых мы учим их работать эффективно, и при этом не нарушать закон. Если человек чего-то добивается на этой избранной должности, люди видят результат его работы, больше доверяют ему. Однако мало кто догадывается, что в успешной работе каждого главы местной власти частично есть и вклад депутатов ЗСК, которые помогли ему вырасти до этого уровня.
Другой пример – это работа с участковыми инспекторами полиции. Зачастую в хуторе участковый – это второе по значимости лицо после главы поселения. И к нему народ по традиции тоже идет со своими бедами и проблемами. В постсоветское время престиж этой профессии был сильно подорван, и мы, чтобы поддержать его как-то, а еще и поднять, проводим ежегодно конкурс среди участковых с вручением солидных премий. Например, в этом году каждый из 6 победителей получит в служебное пользование автомобиль "Нива" повышенной комфортности, а для работы участкового на селе – транспортное средство, это актуально.
Замечу, что мы не подменяем, да и не можем подменять в данном случае деятельность МВД. Они проводят свой конкурс, и у них свои критерии оценки работы инспекторов полиции. Мы же при подведении итогов опираемся на мнение людей, активистов, депутатов, которое может не совпадать с мнением полицейского начальства. И наша версия выдвижения номинантов в этом конкурсе может не совпадать с версией руководства ГУВД.
Мы также каждый год проводим конкурсы среди поселений, из которых выбираем лучшие и худшие. Основной критерий отбора здесь – это результат деятельности муниципалитетов в поддержке и развитии сельхозпроизводства. Сегодня, на фоне введенных в отношении РФ экономических санкций, проблема развития собственного производства приобретает особый статус. Труженики села сегодня главные действующие лица, от которых во многом будет зависеть продовольственная безопасность страны. В некоторых регионах только сейчас это понимать начинают, когда "прижало". А мы этим уже лет 10 занимаемся.
"НГК":Вот вы говорите, что работа Законодательного собрания не заметна для рядового избирателя, а вот СМИ и общественные организации упрекают вас в том, что вы, депутаты ЗСК, отгородились от народа, что нет диалога между властью и гражданами.
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ:Категори-
чески с этим не согласен. Начнем с того, что ежемесячно проходят открытые парламентские слушания, на которые может попасть любой желающий. Ближайшие такие слушания пройдут в октябре, на них будет обсуждаться проект бюджета на следующий год. Пожалуйста, приходите на Красную, 5.
И обратная связь у нас есть. Только каждый из моих коллег поддерживает ее по-своему. Кто-то часто встречается с избирателями, кто-то только в приемные дни. Я не исключаю, что среди парламентариев есть и такие, которым до лампочки проблемы избирателей, но 99% депутатов выполняют свою работу в своем же округе.
Я, например, избран по партийному списку, и своего избирательного округа у меня нет. Но я себе выбрал Новороссийск и туда стараюсь ездить почаще. Веду приемы, общаюсь с людьми. На днях вот на средства из депутатского фонда закончу строительство спортивной площадки для молодежи, на которой можно будет заниматься популярным сейчас видом спорта – воркаутом – и даже проводить там соревнования.
Кроме того, любой желающий может узнать через интернет, что обсуждают и над чем работают депутаты. Каждая сессия ЗСК транслируется в онлайн-режиме. Другое дело, что население эти трансляции не смотрит. Я уже говорил, что на ТВ мы не так часто появляемся, потому что наш законодательный орган менее политизирован в сравнении с Госдумой. У нас даже есть понимание с исполнительной властью. Посмотрите, как в других регионах: бывает даже до открытого противостояния доходит между депутатами законодательного органа власти и администрацией. У нас же нет принципиальных противоречий.
"НГК":Да откуда же им взяться? В руководстве исполнительной и законодательной властью в крае стоят лидеры одной партии. Какие могут быть противоречия? Но если, как вы говорите, в других регионах возникают какие-то разногласия, разве это плохо? Плюрализм мнений способствует поиску решения – правильного и единственно верного (в споре рождается истина), а тотальный "одобрямс" обычно приводит в тупик.
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ:Нет. Вы не путайте. Я совсем о другом. Мы тоже часто и помногу спорим с коллегами с Красной, 35. Особенно часто это происходит во время заседаний рабочих групп, когда необходимо принимать какие-либо решения по внутренним вопросам. Вот, например, недавно мы на одном из таких заседаний решали вопрос по задолженностям местного самоуправления за газ. В целом по краю это очень серьезная проблема – огромный долг перед поставщиками газа. Приглашены были представители министерств, ЖКХ, Газпрома. Такая дискуссия разгорелась, что всем было очень жарко, а кому-то весьма неприятно.
"НГК":Что же вызвало такой горячий спор?
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ:Газовики требуют от МСУ немедленного погашения задолженности. Но такой колоссальный долг не мог возникнуть вчера. Он же годами накапливался! Задали простой вопрос: подавались ли судебные иски на должников, сколько их было подано? Оказалось, что, практически, ни одного! Мы изучили эту проблему на примере одного района. Оказалось, что там 98% населения исправно платит за потребление газа управляющим компаниям. Те, в свою очередь, перечисляют деньги некоей посреднической организации, которая, вероятно, не гасит задолженность перед поставщиками газа. То есть деньги до конечного адресата не дошли, а он требует эти деньги снова от населения. Тут уже впору разбираться не нам, а правоохранителям. И в таких случаях мы будем обязательно обращаться и в прокуратуру, и в следственные органы.
"НГК":Аналогичные ситуации могут возникнуть и в любой другой сфере ЖКХ: с водой, теплом, электроэнергией. Тут выход может быть только один: на законодательном уровне надо поставить заслон порочной практике посредничества в системе ЖКХ. Кому как не вам, депутатам, решать такие вопросы, вы же наделены полномочиями закона?
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ:Законы такие есть, но их зачастую не исполняют.
"НГК":Значит, это такие законы, которые можно не исполнять. Получается, опять вопрос к вам, законодателям: почему законы не работают?
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ:Чтобы любой закон выполнялся, необходимо, чтобы работала цепочка: условия для выполнения закона, желание выполнять закон, контроль за его исполнением и неотвратимость наказания, в случае его нарушения. У нас так бывает, к сожалению, что эта цепочка рвется на одном из звеньев.
"НГК":Один мой знакомый, депутат Госдумы РФ, как-то рассказал мне историю о том, как непросто в парламенте среди маститых коллег тем депутатам, которые были избраны впервые. То есть там, якобы, существует такая "парламентская дедовщина". Вам в Заксобрании не приходилось сталкиваться с таким явлением?
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ:Я впервые был избран депутатом ЗСК два года назад, и за это время не припомню такого случая, чтобы кто-то из моих коллег со стажем относился ко мне, как к "салаге". Нет у нас никакой дедовщины. Я вам даже больше скажу: мне, новичку в парламентской деятельности, оказали большую честь и доверие, поручив возглавить комитет ЗСК, а моим заместителем является депутат, 12 лет проработавший в этом комитете, кстати, прекрасный, порядочный и высокопрофессиональный человек.
"НГК": А как вы относитесь к вашим коллегам со стажем? Не считаете ли, что в нашем ЗСК в противовес политическому долгожительству необходима ротация?
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ:Я не против ротации, но она не должна становиться самоцелью. Это глупость, когда здравый смысл и реальная эффективность подменяется механизмом. А депутат, хоть долгожитель, хоть не долгожитель, но если он неэффективен на своей должности, не должен избираться на второй срок, хотя запретить ему баллотироваться нельзя. Я уж не говорю о тех депутатах, которых за различные проступки лишили депутатских полномочий. Но давайте взглянем на список депутатов ЗСК последнего созыва. Состав обновился более чем наполовину. Да, костяк какой-то остался. Но этот костяк – ядро депутатского корпуса, который сохранять необходимо, иначе можно разрушить систему преемственности законодательной власти.
Представьте себе, что мы определим эффективный срок семейной жизни, скажем, 8 лет. Получается, как бы ни жила семья – хорошо ли, плохо ли, но срок вышел – надо разводиться. Согласитесь, это бред полнейший. Так есть ли смысл во имя ротации ограничивать срок полномочий депутата? Может быть, сначала стоит взглянуть, насколько его работа была продуктивна, а потом делать выводы?
"НГК":А кто же будет оценивать эффективность того или иного депутата или чиновника?
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ:Существуют четкие критерии эффективности, продуктивности и контрпродуктивности депутата, чиновника и т.д. Я много лет по указу Президента РФ занимался исследованием эффективности глав органов местного самоуправления в Краснодарском крае, используя для того модель, разработанную в нашем социологическом центре. Она в свое время была признана лучшей в России по версии Минрегиона. Эта модель применяется при расчете оценки эффективности чиновника или депутата по 75 критериям. При таком расчете ошибиться сложно.
Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ