2333
"НГК" неоднократно поднимала на своих страницах тему кубанского казачества, стараясь рассмотреть его с самых разных сторон, выслушать самые разные мнения. Сегодня "Новая газета Кубани" публикует интервью с атаманом Кубанского казачьего войска Николаем Долудой.
– Николай Александрович, продолжаете ли вы на сегодняшний день совмещать должность атамана и вице-губернатора Краснодарского края? Насколько "пересекаются" эти две должности и не чувствуете ли вы чрезмерной нагрузки в связи с занятием этих двух постов?
– Да, вот уже восемь лет я продолжаю совмещать эти должности. И нагрузка, безусловно, есть. В последние несколько лет казачество приобрело для меня особый смысл. Это моя душа, моя жизненная позиция.
В казачество я пришел по зову сердца. Как вице-губернатор я длительное время курировал это направление. И как человеку военному, прослужившему 28 лет, идеология казачества мне близка по духу. В плане военно-патриотического воспитания потенциал у казачества огромнейший. Казаки – настоящие воины. Да, со своим сложным характером, но это люди, которые всегда чтили свои традиции и безумно любили свою родину.
В душе я, прежде всего, казак, атаман и мне как атаману эпизодически, только по выходным и праздникам, заниматься казачьими вопросами нельзя. Занимаюсь этой работой постоянно, ежедневно.
И в полной мере реализовывать эти задачи мне помогает должность вице-губернатора. Это, в частности, позволяет влиять на организацию взаимодействия органов местного самоуправления и казачества в станицах и хуторах. На данном этапе это очень актуально и только способствует развитию казачества.
Как атаман Кубанского казачьего войска я уделяю внимание всем направлениям работы: иначе нельзя. Да, есть правление войска, есть курирующие разные направления работы мои заместители, есть атаманы и штабы отделов (округа), районных и первичных казачьих обществ. Но есть пласт работы, которую должен сделать только атаман войска. Многие идеи, в том числе, выработанные войском, я стараюсь продвигать и как председатель Совета казачьих войск России, через Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации, а это, поверьте, немалая работа.
Обсуждаю многие вопросы развития казачества в крае с губернатором и председателем ЗСК, главами городом и районов.
– ГКУ КК "Казаки Кубани" – в чем основная функция данного учреждения? Есть мнение, что существование данной структуры затрудняет деятельность ККВ, чрезмерно бюрократизирует его и потому излишне. Как вы можете прокомментировать это мнение?
– Это абсолютно ошибочное мнение. Объясню почему. Исторически сложилось так, что казаки – народ консервативный и всякое нововведение принимается с трудом. Поэтому и создание в 2008-м году ГКУ КК "Казаки Кубани" воспринималось многими, и не только казаками, как нечто чуждое, что может заменить войско, но это всего лишь домыслы. Сегодня Кубанское казачье войско, да и в целом казачество, живет в современном правовом поле. И не всегда находясь в своем юридическом статусе, мы можем решать ряд текущих организационных вопросов. С целью оказания содействия войску в этих вопросах и было создано ГКУ КК "Казаки Кубани".
Это учреждение сегодня помогает реализовать ФЗ № 154 "О государственной службе российского казачества", в частности, выполняет контроль за его исполнением. Кроме того, помогает войску проводить мероприятия патриотической направленности, в области сохранения традиционной культуры, развития системы казачьего образования, организацию взаимодействия с муниципальными властями и общественными объединениями, юридическую помощь и ряд других вопросов.
Хочу сказать, что если в первые годы существования ГУ были какие-то вопросы, то сегодня их сняла сама жизнь, потому, как система сложилась и работает достаточно эффективно.
Поверьте, бюрократических проволочек было бы гораздо больше, если такой структуры не было.
– Будет ли на Кубани сформирован целевой фонд войсковых земель и, если "да", то как ККВ планирует им распоряжаться?
– Отвечу так, на сегодняшний день необходимости создания земельного фонда нет. Объясню почему. На протяжении всего периода возрождения и развития кубанского казачества, казачьими обществами выделялась и выделяется земля. И сегодня земельный фонд обществ составляет 8,5000 гектаров. На своих сборах казаки сами определяют и планируют систему землепользования. Доходы, получаемые от этой деятельности, также распределяются казачьими сборами на уставные цели. Речь идет о помощи старикам, классным руководителям казачьих классов, военно-патриотическое воспитание, спортивные состязания, поддержка творческих коллективов. Контролируют целевое использование данных средств контрольно-ревизионные комиссии казачьих обществ.
Создание войскового фонда подразумевает и централизацию, и системы землепользования, и системы доходов, что не всегда будет соответствовать требованиям и нуждам районных и первичных казачьих обществ.
Вследствие чего может быть непонимание и недоверие казаков к руководству войска. Чтобы этого не произошло, нужны дополнительные организационные и человеческие ресурсы.
Пока у нас таких возможностей нет. Но это не значит, что штаб войска не контролирует земельный вопрос. По решению Совета атаманов войска сейчас во всех казачьих обществах ККВ проводятся ревизионные проверки земель. Где они? Кто обрабатывает? Какие доходы получат общества? Рентабельно ли используется земля? Скажу честно, не везде порядок. Приходится принимать самые жесткие меры, где есть серьёзные нарушения и законодательства, и наших традиций. Во всяком случае, сегодня поднимать вопрос о войсковом земельном фонде пока рано.
– Сейчас много говорят об импортозамещении, о поддержке своего производителя. Какова роль казачьих хозяйств в данной политике. Насколько значимо участие казачьих хозяйств в экономическом развитии края, в становлении кубанского сельского хозяйства? Насколько развито казачье предпринимательство на сегодняшний день?
– Казаки всегда были тружениками, и сегодня среди них много тех, кто работает в сельскохозяйственной отрасли. В том числе фермеры. Есть достаточно крупные хозяйства в Крымском, Новопокровском, Щербиновском, Каневском районах.
Однако говорить о каком-то соотношении вкладов казачьих фермерских хозяйств в развитие экономики края – сложно. Такого подсчета мы не проводили.
Между тем, учитывая непростую экономическую ситуацию, в том числе внешнеполитические вызовы, с которыми столкнулась наша страна и Кубань, заставляет нас пересмотреть возможности экономического развития войска. Но если говорить об импортозамещении, продвижения продукции казаков-сельхозпроизводителей, мы готовы включиться в эту работу.
Например, на недавнем Совете атаманов в Краснодаре исполняющий обязанности губернатора Вениамин Кондратьев предложил нам принять активное участие в реализации проекта заготовительных сельскохозяйственных контор. И мы этим уже начали заниматься. Думаю, это не только позволит укрепить экономическую базу казачьих обществ, но и в целом позволит создать новые рабочие места для казаков в сельской местности. Есть и другие задумки. Создавая условия для жизни казакам на местах, мы тем самым сможем реально укрепить и численный состав казачьих обществ, и добиться того, чтобы каждая казачья семья жила достойно и была опорой хутора и станицы. Одним словом, работы в этом направлении очень много.
– Каковы на данный момент полномочия атамана внутри войска, насколько и в каких вопросах ограничена его власть иными казачьими институтами? Собираетесь ли вы избираться на новый срок на грядущих, если я не ошибаюсь, в октябре текущего года выборах атамана ККВ?
– Полномочия атаманов всех уровней, в том числе и Кубанского казачьего войска, определяются Уставом. И в соответствии с Уставом Кубанского казачьего войска атаман организует и обеспечивает деятельность войска и входящих в его состав казачьих обществ. Устав ККВ принят на общем сборе казаков войска 20 ноября 2010 года и утвержден министром регионального развития Российской Федерации 13 июля 2011 года.
Вместе с тем, высшим законодательным и руководящим органом казачьих обществ является Войсковой сбор, на котором решение принимают сами казаки, голосуя "за" или "против". Так было всегда, и для нас это неизменно. В войске и его обществах несколько выборных институтов: Совет стариков, контрольно-ревизионная комиссия, казачий суд. Их состав также избираются на Сборах посредством голосования.
Выборы атамана Кубанского казачьего войска состоятся во второй половине ноября 2015 года. Если казаки доверят мне и дальше вести войско – продолжу с честью и достоинством служить на этом посту, а если пойдут за другим лидером, приму их выбор, буду надеяться, что все наши направления будут и дальше успешно развиваться.
– Каковы успехи на сегодняшний день в деле возрождения казачьей культуры и казачьей идентичности? Насколько значим вклад в этом процессе рядовых станичных казачьих обществ и в чем он проявляется?
– Большинство казаков вместе со своими семьями живут в хуторах и станицах, поэтому роль казачьих обществ на местах огромна. Сегодня непросто сохранить те традиции, которые существовали, например, в дореволюционный период. Тем не менее, многие наши традиционные ценности актуальны и сейчас. И без них, если мы хотим сохранить себя и свою идентичность, просто не обойтись.
Наши войсковые мероприятия нацелены как раз на сохранение и передачу этих традиций, а также на формирование этнического самосознания. Воспитание молодого поколения в духе казачества предполагает, что с ранних лет детям прививаются знания культуры и традиций, уважение к старшим, к труду, любовь к Родине, к семье, готовность защищать свое Отечество.
К сожалению, из-за засилья компьютерных технологий, информационных войн это стало очень непростой задачей. Следовательно, встает вопрос: что нужно и можно сделать в современных условиях жизни для формирования самосознания казачьей молодежи.
Основой патриотического воспитания остаются наши поминовения. Именно они обращают к героическому прошлому и трагическим страницам истории кубанского казачества. В основе казачьей идеологии и морали всегда лежало выполнение воинского долга перед Отечеством. Этот долг казаки честно исполняли во всех войнах, казачество по праву считалось самым патриотичным слоем общества. Ежегодно в поминовениях принимает участие более 3 тысяч казачат. Они узнают о подвигах своих предков, о героических и трагических событиях, которые коснулись и казачества, и Кубани. Тиховские, Липкинские, Гречишкиные, Приднестровские поминовения и Кущевская атака – все они образцы казачьей храбрости, стойкости. Вспоминаем казаков, стоявших у истоков возрождения Кубанского войска, погибших в Приднестровье и Абхазии: Александра Берлизова, Николая Петина и Анатолия Сидоренко. Отмечаем трагические даты. Им посвящены Чамлыкские, Корниловские, Апшеронские, Даховские поминовения в память о погибших во время братоубийственной гражданской войны.
Вместе с казаками наша молодежь принимает участие в параде в честь принятия Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", а также в масштабных мероприятиях в станице Тамань, посвященных высадке черноморских казаков на Таманский полуостров.
Казачье образование уникально. По своей задумке оно и не имеет аналогов ни в одном реестровом войске, ни в одном регионе нашей страны. Оно предусматривает получение не только классических светских знаний, но и формирует уникальное казачье самосознание через изучение истории, традиций и культуры казаков, начиная с детского сада и заканчивая кадетским корпусом и высшим учебным заведением. На сегодняшний день на Кубани создано почти две тысячи казачьих классов, в которых обучается почти 40 тысяч мальчишек и девчонок. У нас уже 23 "казачьих" школы и 1780 казачьих классов и групп казачьей направленности.
Успешно развивается в войске институт наставничества. Казаки-наставники, а их в обществах 884, это представители казачьих обществ, прошедшие специальное обучение. У наставника особая роль: он должен передать определенный багаж знаний, научить тому, что ценно и дорого для любого народа: уважать труд, почитать старших, любить свой край и свою страну, жить по традициям и обычаям казачьего народа, быть по-настоящему верующими людьми. И что особенно ценно, стать примером.
Для изучения истории России и казачества, жизни казаков войско ежегодно проводит викторины, участниками которых становятся более 1500 человек, большинство из них – это школьники.
Ежегодно молодежь посещает экскурсию "Екатеринодар – град казачий", и такие значимые для войска Войсковой собор Святого Благоверного князя Александра Невского, памятник Екатерине II, Свято-Екатерининский собор, памятник Кубанскому казачеству, Свято-Троицкую церковь, где находится могила выдающегося кубанского историка и общественного деятеля Ф.А. Щербины, памятник 200-летию Кубанского казачьего войска, триумфальная арку. Кроме того, во время экскурсий дети посещают церемониал "Час славы Кубани", выставки "Регалии Кубанского казачьего войска" и "Кубанская старина" в Краснодарском краевом историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына.
Одним из важных направлений деятельности по изучению, сохранению и развитию народной культуры казачьей направленности является этнографическая работа. По станицам и хуторам собран бесценный материал, на основе которого были изданы целые программы, методические пособия для учебных заведений.
Мы передаем детям интерес к самобытной культуре предков, делая подрастающее поколение носителями этой культуры, основанной на православии и любви к Отечеству, развивая повсеместно самодеятельные творческие коллективы.
На сегодняшний день в войске уже 39 коллективов. Все они участники разного уровня фестивалей, конкурсов.
У нас действительно есть успехи в деле возрождения казачьей культуры и казачьей идентичности. Но впереди, конечно, еще есть над чем работать.
– Собираются ли казаки участвовать в выборах всеобщего дня голосования 13 сентября? Как вообще члены ККВ участвуют в общественно-политической жизни края?
– Конечно, казаки, как граждане России, будут принимать участие в голосовании, и это их право. И сами они будут избираться в различные органы власти.
Наш край исторически принято считать территорией компактного проживания кубанских казаков. Не случайно в народе говорят: "Кубань – казачий край". Надеюсь, он и в будущем таким останется. Но для того чтобы регион процветал и динамично развивался, казаки должны активно участвовать в его жизнедеятельности, в том числе и политической жизни.
Как показали выборы сентября 2014 года, жители Кубани признают авторитет Кубанского войска. Депутатами и главами различного уровня выбрано 427 казаков. Согласитесь, это о многом говорит.
– Что вы можете сказать об организации "Вольных казаков Кубани"? Каково ее участие в жизни современного кубанского казачества, и в каких отношениях данная организация с ККВ?
– К сожалению, об участии организации "Вольных казаков Кубани" в жизни кубанского казачества ничего сказать не могу, поскольку никогда о такой организации не слышал.
– Уже довольно давно говорится о необходимости создания некоей казачьей партии, было даже создано несколько таковых. Как вы относитесь к подобным инициативам?
– Я не знаю о существовании множества таких партий, но то, что "Казачья партия Российской Федерации" зарегистрирована, это факт. Более того, в крае действует ее отделение. Насколько активно – не знаю. Тем более что в соответствии с Федеральным законом № 154 (ст.4), члены реестровых казачьих обществ, принявшие на себя обязательства по несению государственной или иной службы, не могут состоять в политических партиях и общественных объединениях. И я с этим согласен. Не может казак жить сразу по двум уставам. Но, в целом, я не против такой партии, если она будет нацелена на укрепление позиций казачества в современном обществе.
– Каковы ваши отношения с Всекубанским казачьим войском? Знаете ли вы о претензиях, которые к ним предъявляло краевое отделение юстиции, и ваше отношение ко всему этому? Как вы вообще относитесь к казачьим организациям, что находятся вне ККВ, но при этом их члены позиционируют себя "кубанскими казаками"?
– Я как атаман Кубанского казачьего войска отдаю себе отчет в том, что не все казаки и их семьи входят в состав нашего реестрового войска. И отношусь к этому абсолютно спокойно и с пониманием. Такие общественные организации, как Всекубанское казачье войско, имеют право на существование. С Василием Ивановичем Комлацким я знаком, и между нами есть полное понимание, противоречий нет. Мы готовы дружить и работать вместе. И некоторые мероприятия мы не один год проводим совместно. Это Гречишкинские и Корниловские поминовения, фестивали и научно-практические конференции. Кубанское казачье войско готово сотрудничать с любыми казачьими организациями, если их деятельность направлена на созидание и развитие казачества, патриотическое воспитание молодежи, сохранение традиций. Что касается претензии краевого отделения юстиции к Всекубанскому казачьему войску, то я слышал о них от самого Василия Комлацкого. Но я не знаю, по каким причинам им отказывают в регистрации.
Скорее всего, речь идет о неполном пакете документов, необходимых в таких случаях. Надеюсь, все в итоге решится.
– Что, на ваш взгляд, дает большее право позиционировать себя казаком – казачье происхождение или служба в ККВ? Насколько сейчас пересекаются эти два момента?
– Если человек имеет казачье происхождение, он так или иначе может считать себя казаком, но является ли он таковым на самом деле – это большой вопрос. Мало принадлежать к казачьему роду, важно соответствовать духу и образу жизни казака. Вот почему вхождение в казачество было всегда свободным для человека любой национальности. Единственным обязательным условием было – православная вера.
Приходя в Кубанское казачье войско, человек берет на себя обязательства по несению службы Отечеству, не за деньги, а на добровольных началах. Как один из примеров, давайте вспомним наводнения в Крымске, Ейске, Сочи, Новороссийске… Казаки одними из первых, а подчас и на равных с профессиональными спасателями кинулись на помощь. Взяли отпуск на основной работе и уехали устранять последствия стихии. Потому что не могли бросить земляков в беде. Это осознанная позиция – всегда быть на передовой, быть сопричастным к происходящему. Я рад, что жители края наконец-то разглядели в казаках своих защитников и помощников.
– Извечный спор: казаки – сословие или народ? Ваше отношение к данному вопросу? Какой процент в сегодняшнем населении Кубани составляют казаки, на ваш взгляд?
– Для меня казачество – это народ, у которого есть территория компактного проживания, уникальная культура, вобравшая в себя элементы традиций нескольких народов и этносов, самосознание и история. Казачество – это особое состояние духа, предполагающее служение Отечеству, как более высокую ценность, чем служение личным интересам. При этом казачество всегда было и будет неотъемлемой частью русского народа. И никто из казаков не подвергает это сомнению.
Что касается количества и процентного соотношения казаков среди жителей Кубани, то по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года кубанских казаков насчитали аж 5 261 человек! А в республиках Адыгея и Карачаево-Черкесия казаков не оказалось вообще.
Но мы-то знаем, что Кубанское казачье войско сегодня официально представляют более 145 тысяч казаков вместе с членами семей. В том числе проживающие в Адыгее и Карачаево-Черкесии, на территории которых расположены исторические отделы ККВ – Майкопский и Баталпашинский. Последние, к слову, насчитывают 9 934 и 7 131 казаков с членами семей соответственно.
Крайстат подтвердил, что войско, как организация, имеет право на проведение такого рода исследования, и оно ни в коем случае не является попыткой опровергнуть официальные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года.
Результаты социологического исследования таковы: национальность "казак" в анкете указали почти 110 тысяч человек, включая членов казачьих семей.
Анкетирование, кстати, также позволило нам узнать реальное положение не только по количественному составу казаков в войске, членов казачьих семей, но и их образовательный уровень, а также возраст.
– Как вы видите будущее кубанского казачества?
– Вижу войско мощным, сильным, верным служению Родине, готовым защищать ее интересы. По основным показателям своего развития наше казачье войско сегодня признано лучшим среди 11-ти реестровых войск страны, но, главное для нас, как я уже говорил выше, это то, что войско делами завоевало авторитет у жителей края и доказало свою состоятельность. И помощь в возвращении Крыма и недопущение там гражданской войны, участие в Параде Победы на Красной Площади 9 мая. Мы шли к этому шаг за шагом. Но по-прежнему мы делаем ставку на где-то рутинную, но от этого не менее важную общественную, гражданскую работу, будь то военно-патриотическое воспитание, наставничество или участие в охране общественного порядка. Это было и останется для нас самым главным предназначением.
Вопросы задавал Денис ШУЛЬГАТЫЙ