Интервью:

Константин Юров: «У овощеводов Кубани огромный резерв»

15.03.2025

Респондент: Константин Юров

Интервьюер: Редакция «НГК»

436

Интервью с председателем  ассоциации «Народный фермер  Кубани»                            

НГК: Константин Станиславович, буквально несколько слов о текущих делах ассоциации  "Народный фермер Кубани», председателем которой Вы являетесь.

К.ЮРОВ: В нашу ассоциацию входят уже   более 400 сельхозпроизводителей, в основном это крестьянско - фермерские хозяйства. Также в нее входят районные ассоциации фермеров, кооперативы  и союзы. Сейчас мы  объезжаем все районы Кубани, знакомимся на месте с условиями работы каждого члена ассоциации, встречаемся также и с теми, кто только думает  вступить в нашу ассоциацию. Кроме индивидуальных  членов предусмотрено у нас и коллективное членство:  недавно  вошли к нам в ассоциацию  Калининская,  Сочинская, Курганинская,   Новопокровская районные ассоциации фермеров, Союз фермерских винодельческих хозяйств, Союз фермеров Анапы. В последнее время мы стали принимать  и коллективных членов в состав нашей ассоциации.

Процесс «строительства» ассоциации идет параллельно  с  текущей работой. Буквально перед праздником, 6 и 7 марта, в Динском  районе на базе фермерского хозяйства усадьба  «Фамилия»  мы провели  форум « Овощевод Кубани». Это первый овощеводческий форум на Кубани такого масштаба.

НГК:  Уж,  не из Турции  ли  овощеводов Вы приглашали, извините за иронию? Овощи в магазинах кубанских по большей части- то  импортные…

К.ЮРОВ: Овощеводы на Кубани есть. Но  для того, чтобы  собрать производителей овощей, нужно, чтобы кто-то стал якорем. Мы  договорились со всеми  торговыми сетями. Приехали на наш форум представители  всех  крупных торговых сетей: «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток»,  «Лента»,  «Светофор». Всего участников было более 600 человек: фермеры, представители кооперативов, агрономы и технологи, представители семеноводческих компаний,   машиностроители.  Форум прошел при поддержке Министерства сельского хозяйства Краснодарского края.

НГК: Выходит  выращивают  на Кубани овощи, которые можно предлагать ритейлерам?

К.ЮРОВ: У нас в крае  значительный объем овощной продукции.  Крупные хозяйства, средние хозяйства работают с торговыми  сетями. А вот мелкие производители, когда с ними общаешься, высказываются обычно так:  «О, сети, это что-то сложное. »  И таких  набралось много. Так у нас родилась идея - собрать  фермеров и руководителей торговых сетей по категориям овощей.   В этом мероприятии наша ассоциация выступила  организатором, также  мы пригласили крупных производителей из других регионов,  руководителей из сетей, которые непосредственно  отвечают за закупку овощей и фруктов, ягод и другой сельхозпродукции.

Вот, допустим,   у нас в крае  головной офис «Магнита». «Лента» – это Санкт-Петербург,  прилетел на форум руководитель этой сети. «Перекресток» и «Пятерочка» — это Москва. Соответственно, руководители этих направлений прилетели.  Изначально мы просили  каждую сеть подготовить  обзор на предмет того, в каких культурах есть потребность, а в каких культурах наблюдается  перепроизводство или риски перепроизводства. Это первый момент.

Немаловажный момент – это коммуникация  фермеров с торговыми сетями на протяжении двух дней. Мы с Денисом Васильевичем Ивлевым, моим помощником,  всячески способствовали установлению прямых контактов торговли с производителями.

Прилетел на форум и  Санкеев Станислав Анатольевич,  исполнительный директор ассоциации “Народный фермер”, глава КФХ  из Ульяновской области.

Общение происходило не только на заседаниях секций, но и за кофе, за чаем, во время перерывов.

В результате общения выяснилось, что  гораздо лучше для сетей работать с проверенными поставщиками напрямую, чем получать продукцию от трейдера, который её покупает в разных местах и не связан с производством.   «Магнит», допустим, начал работать в этом направлении еще 6 лет назад.  На текущий момент у них более 50% борщевого набора  закрывается прямыми контрактами с сельхозпроизводителями.

Кроме этого, в области сельского хозяйства, особенно в овощных культурах, сложно прогнозировать, сколько продукции  будет брать сеть. Объем потребления приблизительно понятен, но, как правило, рынок реагирует на спрос овощей своеобразно. Допустим, какой-то год отлично уродила морковь, на Кубани   на нее были низкие закупочные цены.  В следующем  году фермеры сеют меньше моркови. Естественно, предложение уменьшается, и сразу же вырастает цена на морковь. То  есть  колебания цен, перепроизводство или дефицит у нас имеют место быть по отдельным овощным  культурам. В то же время аналитики полноценной нет. Какая-то  аналитика есть именно в торговой  сети. Поэтому мы  обратились к торговым сетям  с просьбой, чтобы как можно больше  они давали нам эту информацию. Это позволит сбалансировать рынок.

НГК: Мелким производителям необходима кооперация для выхода на крупные торговые сети.

К.ЮРОВ:  Это  очень важно, потому что у нас в Краснодарском крае кооперация, конечно, не столь развита, как где-то в регионах центральной полосы.  Кооперация как раз помогает  плотно взаимодействовать с сетями, давая те большие объемы, которые сети и хотят получать от фермеров напрямую.  

Приезжал к нам на форум  представитель нашей ассоциации  «Народный фермер» Сергей Ильин  из республики Марий Эл.  Он поставляет более 200000 тонн в год  в торговые сети овощной продукции. А всего-то  четыре года как существует  этот кооператив,  это показательный пример.

Кооперативы  есть и  у нас в крае,  тот же  кооператив «Купец»,  он тоже  участвовал в форуме. Конечно, мы стараемся  выйти на уровень наших  коллег из других регионов. Сейчас такая атмосфера в нашей ассоциации, что все друг другу стараются помогать, потому что понимают, что мы, по сути, участвуем в формировании полноценного фермерского движения в России.  Сергей  Ильин рассказывал, как они это делали. Буквально  за не полных 5 лет они  вышли на самый большой объем производства и  реализации овощей в России. Причем  с прекрасным качеством овощей! У них там больше 100 фермеров  в кооперативе,  Сергей сам является фермером. Прекрасный  обмен опытом, всегда хорошо иметь какие-то ориентиры.  Когда на площадке для обсуждения есть тот, кто это уже сделал, и у него отличные результаты, то для других  это сигнал к действию.  Простой пример, чтобы поставить продукцию овощную, её нужно очистить, то есть пропустить  через бункер. Вырастить само собой. Ее нужно откалибровать, отсортировать, доработать немножко, потом взвесить, упаковать, уложить в паллеты и погрузить уже на машину. Соответственно, для этого нужна специальная   линия.   Ставить одному производственную  линию, загрузив ее на 1-2 месяца, бессмысленно и невыгодно.

Государство дает поддержку  агрегаторам.  У регионов появились возможности  давать поддержку тем, кто агрегирует эту продукцию, дорабатывает, направляет в сети. И  не обязательно это  должны быть кооперативы. Это может быть как кооператив, так и коммерческая структура. Часто получается так, что произвести кто-то может, а сделать сетевое качество, упаковку и, допустим, доставку, уже для него проблема. Поэтому  сейчас идет развитие в сторону  агрегации. Кроме  прямой контрактации сети  развивают еще и формирование агрегаторов. Это те, через кого продукция идёт в сеть. Это не только овощи, это могут быть сыры, молочка и другое.   За последние два года разворот в сторону фермеров происходит достаточно большой. Мы говорим о России в целом.

НГК: А что делается в нашем  крае для поддержки  кубанских фермеров-овощеводов?

К.ЮРОВ:  На Кубани  мы прекрасно выстраиваем работу с сетью «Магнит». Вместе с представителем торговой сети выезжаем в район,  встречаемся с фермерами и  с главой района или начальником управления сельского хозяйства. Анализ показывает, что нам поздние овощи в регион везут, у нас низкая обеспеченность поздними овощами. Это подтверждают все сети. Тут  мы видим потенциал, и стараемся убрать вакуум информационный.  Много наших коллег стали поставлять в сети свою овощную продукцию напрямую. Работа с законодательством, работа на общественно-политическом поле – это, конечно, задача ассоциации, но нам нужно  чтобы  ниши рынка занимали наши фермеры, и уменьшалась доля  импорта, либо поставок из  других регионов. С каждым годом покупатели все больше и больше предпочтения  отдают продукции мытой и упакованной. Она значительно дороже стоит.  Но это  строится не одномоментно, хозяйство постепенно зарабатывает деньги, инвестирует их в производственные мощности и становится сильнее. У кубанских овощеводов в этом плане  есть огромный резерв.

Если брать зерновые, то  по разным оценкам от 30 до 40% производства - доля  малых хозяйств. А если брать овощи, то 80-90% производят предприятия  малых форм, то есть мелкие фермеры. Но есть  проблема с отечественными семенами овощей.  Известен в мире   российский отечественный  гибрид свеклы,  называется Red Mario, это компания наша из Краснодара производит семена. Она бьет сейчас  всех мировых лидеров по производству семян столовой свеклы.

Честно говоря, у нас в крае овощеводам не хватает поддержки. Все, что касается орошения -  это федеральные  полномочия, готовятся проекты и 50% от денег, потраченных на орошение, субсидируется.

Вторая программа  тоже федеральная.  Это 20-25% субсидирования  на постройку овощехранилищ, фруктохранилищ. Но, как правило, в этой программе предпочтение отдают   молочным фермам. Дальше есть программа поддержки на   гектар. В этом году, в районе   девяти тысяч рублей  на гектар для улучшения почвы дают из федерального бюджета фермерам.  Эти формы поддержки существуют.   Еще есть субсидия на семена,  но не столь существенная. Но этого явно недостаточно.

НГК: Проблема с семенами овощей отечественной селекции    на федеральном уровне как-то  решается?

К.ЮРОВ: Идет процесс замещения импортного семеноводства российским.

По пшенице и ячменю  доля иностранной селекции у нас в России минимальная. По кукурузе и подсолнечнику - 50 на 50 процентов. По  сахарной свекле процесс импортозамещения только  начинается. То есть процентов 90 нужно еще  замещать. Но  это все преодолимо. В обычных овощных  культурах проблема  с семенами большая.  У нас  совсем мало компаний семеноводческих и их, к сожалению, не поддерживают в том объеме, в котором требуется.  В семеноводческих хозяйствах  есть огромная коллекция селекционного материала, они умеют это делать, им просто нужно помочь. Я рассказывал о  гибриде столовой свеклы отечественной. Ребята 6 лет  не могли попасть в реестр производителей отечественных семян. Наша  ассоциация подключилась и помогла им,  всё, слава Богу, получилось.

Мы видим свою задачу в  формировании единой  площадки для взаимодействия с властями, с фермерами.  Очень важно на одну площадку и за один стол усаживать  товаропроизводителей, торговлю, власть исполнительную и законодательную. Мы не делим  фермеров на своих и  чужих.  У нас  базовая задача - выстраивать коммуникацию для полноценного диалога сторон.  Сейчас этих коммуникаций нет.  Умных людей в фермерском деле  много, продвинутых  много, энергичных  много. Вот мы  и стремимся , чтобы наша ассоциация была площадкой для всех, кто готов двигаться вперед.