1412
Интервью с председателем Краснодарского краевого отделения Союза писателей России, главным редактором газеты "Кубанский писатель" Светланой Макаровой.
НГК: Светлана Николаевна, в этом году у вас два юбилея: личный и десять лет в должности председателя Краснодарского краевого отделения Союза писателей России. Что повлияло на ваш выбор жизненного пути, ведь редко какому ребенку приходит в голову мысль "я хочу стать писателем". Как вы стали писателем?
С. МАКАРОВА: С ранних лет мне нравилось читать книжки, и ещё я очень полюбила свою музыкальную школу, когда пришло время выбирать профессию, музыка победила — я поступила на отделение народных инструментов в музыкальное училище. Но, в то же время, ещё в школе я отправляла стихи в журнал "Костер", и в музыкальном училище тоже как-то отослала свои вирши по старому адресу. Отзыв на них оказался сдержанным, и я поняла, что мне нужно начинать писать прозу. На третьем курсе училища появились первые рассказы "На берегу океана" , "В троллейбусе", они были опубликованы в сентябрьском и ноябрьском номерах журнала "Кубань" в 1986 году. В том же году я приняла участие в краевом семинаре молодых литераторов, где мои рассказы отметили ведущие писатели Кубани Виктор Лихоносов, Виктор Логинов, Юрий Абдашев, Юрий Сальников. Потом был творческий перерыв на двенадцать лет - замужество, дети, преподавание в музыкальной школе Межшкольного эстетического центра города Краснодара. И лишь в 1998 году, когда мне стала вконец невыносима "чернуха", окружавшая нас и в литературе, и кино, и в жизни, я снова взялась за перо. Рассказ "Ленка" отправила в газету "Литературная Кубань". Долгое время не решалась позвонить, узнать, как и что с ним. А когда позвонила, Виталий Бакалдин объявил, что рассказ опубликован, и я должна искать его в свежем номере газеты. Чуть позже о моём рассказе хорошо отозвался петербургский поэт и литературный критик Олег Шестинский, в своём обзоре кубанской литературы. Затем появляются рассказы "Михалыч", "Запах петуньи", "Шнурки для Гошки". Первая книга "Птицы из стаи турманов" увидела свет в 2001 году, и тогда же меня пригласил в Союз писателей Виктор Ротов. Вместе с Вадимом Неподобой и Николаем Ивеншевым он дал мне рекомендацию для вступления ,отрекомендовал общему собранию краевого отделения Союза. И с 2001 года я — член Союза писателей России. И работа моя с тех пор связана с писательским цехом неразрывно. Начинала я с должности литконсультанта при краевом отделении Союза писателей России, а потом, после смерти Петра Придиуса, была избрана председателем кубанского отделения писательского Союза . Если точно, на должность председателя я вступила в мае 2004 года, но до этого 8 месяцев была "исполняющей обязанности" председателя.
НГК: Один из последних номеров журнала Родная Кубань Виктор Лихоносов посвятил прошлому краевого Союза писателей России. Из его воспоминаний вырисовывается неприглядная картина: склоки, подводные течения, группировки. А в каком состоянии застали писательский Союз вы, Светлана Николаевна?
С.МАКАРОВА: Когда я приняла эту должность, в Союзе был также очень сильный разлад, враждующие группировки и постоянные склоки. Сейчас у нас консолидированный коллектив, жалоб в ревизионную комиссию, выяснения отношений нет с 2003 года. Тогда в Союзе работали мастера слова, являющиеся, без преувеличения, "золотым фондом" кубанской литературы. Сегодня многих из них, к сожалению, уже нет с нами, но и ныне Союз обладает творческим потенциалом не меньшим, чем десять лет назад. Те, кто был начинающими, сейчас ведущие поэты и прозаики Кубани: Вячеслав Дейнека, Любовь Мирошникова, Владимир Кирпильцов, Алексей Горобец, Людмила Бирюк, Иван Карасев, Сергей Зубарев. Да всех сразу и не перечислишь, не назовёшь сходу!
НГК: Часто приходится слышать, зачем вообще нужны творческие Союзы? Что они дают своим членам?
С.МАКАРОВА: Да, и в прессе, и в дискуссиях не редкость изречения вроде: зачем мне ваш Союз, мои книги и так продаются на базаре, стихи соседи читают. Но, если мы собираемся развивать гражданское общество в России, воспитывать гармонично-развитую личность нужны талантливые авторы, владеющие художественным словом, способные поднять и осмыслить действительно важные проблемы современного общества. Именно таких писателей мы стараемся поддержать в Союзе. Если и дальше будут издаваться книги, написанные языком плохой газеты или того хуже интернетным "птичьим языком", наша культура просто погибнет. У молодежи окончательно возобладает клиповое сознание, не будет интереса к своей истории, а значит и ответственности перед потомками.
В этой связи вспоминается текст древней Вавилонс¬кой клинописной таблицы: "Настали тяжелые времена, прогневались боги, дети больше не слушаются родителей, и всякий стремится написать книгу". Очень похожая ситуация и в наши дни, конечно молодежь в том числе и творческую нужно воспитывать.
НГК: Принято считать, что кубанский писатель - это провинциальный реалист, который пишет про казаков, станичную жизнь и всякого рода бытовые проблемы. А как обстоит дело с фэнтэзи — поддерживает ли Союз авторов, работающих в этом жанре ? Кого из мастеров этого направления в последний раз вы читали?
С.МАКАРОВА: Знаете, если раньше действительно был некоторый дефицит подобной литературы, поскольку преобладало в литературе реалистическое направление, то сейчас наблюдается обратная ситуация. Фантастики — очень много, молодые авторы преимущественно только ею и увлекаются. Мне приходится периодически читать подобные творения, поступающие к нам в Союз. В большинстве своём они косноязычны. К тому же авторы данного жанра чаще всего пытаются лишь позабавить читателей, максимум — удивить, привлечь внимание замысловатыми описаниями, необычным сюжетным ходом, вместо того, чтобы, изучая душевно-нравственную организацию современного человека, говорить о личностном и общественном, отражать проблемы современного социума. Мне бы хотелось, чтобы молодые авторы больше писали о себе, о сверстниках, их бедах и чаяниях в современном мире. Тем не менее, мы не закрыты для тех, кто пишет в жанре фэнтэзи или научной фантастики. У нас есть секция писателей фантастов, возглавляемая писателем и журналистом Иваном Карасевым. Кстати, вот как раз его "Вырю" я прочитала с удовольствием в свое время, жаль, что он пока не смог издать новую книгу. Регулярно в читательском зале Краснодарской юношеской библиотеки имени Вараввы собирается Клуб любителей фантастики и фэнтэзи "КЛЮФФ".
НГК: Раньше писательские союзы всецело зависели от государства, получая от него соответствующую поддержку. Как складываются ваши отношения с властью, оказывает ли она вам поддержку?
С.МАКАРОВА: Я считаю, что власти должны поддерживать творческие союзы. Уровень общественных организаций, на котором мы все сейчас находимся, ставит под угрозу сохранение профессионализма, понятия Мастера кисти ли пера. Крайне необходимо, чтобы работала схема: писатель-издательство-магазин, потому что слово "гонорар" уже практически не используется в литературных кругах.
Я очень благодарна краевой и городской администрации за их участие в судьбе Кубанского краевого союза писателей, за выделяемые нам субсидии. Они невелики, но в иных регионах нет и этого. Огромная проблема, которую, к сожалению, пока не удается разрешить - местонахождение Союза. Во- первых, помещение краевого отделения Союза писателей России находится на окраине города, на Гидрострое. А к нам постоянно приезжают люди из районов, из разных городов и станиц края, им очень сложно добраться до офиса Союза, расположенного, к тому же далеко от всех вокзалов. Во-вторых, в помещении нет телефонного кабеля, а значит и Интернета. Мы обращались в своё время в министерство культуры, нам обещали помочь провести телефон, но проект оказался столь затратным, что от него отказались. Поэтому ситуацию может разрешить только переезд в новое помещение. Будем надеяться, что это когда-нибудь случится, и мы снова окажемся в центре города. А пока – многие писатели ни разу не доехали до нашего офиса.
НГК: Продолжая тему отношения творческих людей и власти, как вы считаете, стоит ли писателю идти во власть, заниматься политической деятельностью, идти на выборы? Выдвигались ли вы сами во власть?
С.МАКАРОВА: Я баллотировалась на последних выборах в Госдуму от партии "Справедливая Россия", но вообще, отношусь с осторожностью к политике. И, как показывает время, в этом я оказалась права. Считаю, что это личное дело каждого писателя - стоит или нет, ему участвовать в политической жизни страны и края. Союз активно занимается общественной деятельностью, я регулярно участвую в разного рода мероприятиях, в том числе и проводимых администрацией города и края, а также партией "Единая Россия". Так сравнительно недавно выступала на дискуссионном клубе при "Единой России", по итогам которого было принято обращение в Госдуму. Первый пунктом обращения гласил: необходима поддержка творческих союзов.
НГК: У вас две дочери, они пошли по вашим стопам? Остается ли вообще время на семью? Ходят слухи, что в связи с изменениями в личной жизни вы планируете перебраться в Москву на постоянное место жительства?
С.МАКАРОВА: Старшая дочь как и я, начала с музыки – отделение народных инструментов музыкального училища она закончила по классу с гитары. Ей я благодарна за то, что заново погрузилась в ту атмосферу, встретилась с преподавателями, учившими и меня. Младшая – может и выберет писательскую стезю, об этом ещё рано говорить. Что же до изменений в личной жизни, я фактически живу на два города, в Краснодаре и Москве, но не собираюсь окончательно переезжать в столицу и оставлять свою должность. Я люблю Краснодар, люблю Кубань, где прожила всю свою жизнь. Я так много отдала краевому отделению Союза писателей России, что бросить все и уехать не могу.
Беседовал
Денис ШУЛЬГАТЫЙ