Интервью:

Нина Стрижова: «Я прошла хорошую школу в общении с художниками-ветеранами»

28.03.2023

Респондент: Нина Стрижова

Интервьюер: Светлана Светлова

7634

Интервью с руководителем художественной галереи «САНТАЛ» Ниной Стрижовой

«НГК»: Нина Антоновна, год открытия галереи «САНТАЛ» был ознаменован в России началом либерализации цен, так называемой «шоковой терапией». А чем ещё запомнился Вам этот год в масштабах страны, края, в жизни Вашей семьи?   

Н. СТРИЖОВА: В конце 1992 года я познакомилась с художниками, приехав на улицу Северную, где находился в Краснодаре  Художественный творческо-производственный комбинат. Это была большая территория в центре города, 60 соток, с просторными мастерскими и подсобными помещениями. Запомнилось особое оживление вокруг фуры, которая стояла посередине двора. Приехавшие на ней люди активно скупали картины у художников, рыночная система отношений набирала обороты. Эта картинка ярко запечатлелась в моей памяти.

В масштабах города и края заводы один за другим приостанавливали деятельность. Как производственника, меня это сильно огорчало. Перестройку я встретила  руководителем инженерно-строительной компании «САНТАЛ», муж – инженер-геодезист в тресте «СевКавТисиз», дочь училась в Кубанском государственном университете. В семье нашей, к счастью, всё шло нормально.

«НГК»: Как менялось Ваше мировоззрение за прошедшие три десятка лет?

Н. СТРИЖОВА: Конечно, менялось, всё радикально менялось в стране. Уходила эпоха нематериальных ценностей с идеологией и мечтой о светлом будущем, «господин» рынок вступал в свои права. Мне было 40 лет, был опыт, а ещё замечательные кадры, ответственные профессионалы: геодезисты, геологи, монтажники. Приспосабливались к новым экономическим условиям, радовались любой работе. У меня крепкие корни, отец всегда говорил: «Терпение и труд – всё перетрут. Работу надо любить больше, чем поесть». В семье нас было трое детей. С отцом не спорили. В детстве обижалась, что не жалеет нас отец, а потом всю жизнь была благодарна за эти простые и мудрые наставления. Когда любишь работу, то усталости нет. Эйфории от объявленной в стране свободы у меня не было, но и беспокойства, растерянности тоже не было. Мне казалось, что пришло время попробовать свои силы. Для коллектива, которым я тогда руководила, старалась создавать благоприятные условия, чтоб были заказы и стабильная зарплата.

А художники в моей жизни появились неслучайно. Считаю, что это Промысел Божий. Ведь место моего рождения – Вышний Волочёк. Там находится Дом творчества «Академическая дача». Ещё с 1884 года живописцы со всей России  стремились побывать в этом крае вдохновения. Для художников это «Русский Барбизон». Так я, будучи инженер-геодезистом, оказалась пленником и одновременно учеником у художников. Открыла для себя новый мир, он мне нравился, я чувствовала, как меняюсь сама. Восприятие мира стало совсем другим.

«НГК»: Однажды в разговоре Вы обронили фразу, которая мне запомнилась: «Культуре нужен благодатный дождь, леечкой здесь не обойдешься…» Как Вы думаете, в российском воздухе запахло этим долгожданным дождём?

Н. СТРИЖОВА: Когда засуха длилась слишком долго, то и дождя, как живительной влаги, нужно много…

«НГК»: С самого начала своей деятельности галерея «САНТАЛ» заявила о себе как  учреждение, занимающееся патриотическим воспитанием молодежи. По Вашим наблюдениям, изменилась ли за эти годы молодежь, с которой Вам довелось контактировать?

Н. СТРИЖОВА: Культура развивается по своим особым законам, но запрос на культуру должен быть со стороны государства, время это доказало. Выросла молодежь с клиповым мышлением, которое уводит от красоты реального мира. А как научить любить реальный мир, если его не видишь за спецэффектами и иллюзиями?! За последние годы изменения определённо произошли. Открылось много детских художественных школ, появились серьёзные программы обучения. Детей учат создавать на бумаге свой мир, который им предстоит беречь. От малого – к большому, в тесной взаимосвязи ученика и педагога идёт кропотливая работа. Ведь нас тоже учили тому, что Родина начинается «с картинки в твоем букваре». Мне нравится работать с молодежью. Они меняются, правильно умеют выразить свои мысли, интересуются, читать стали больше.

«НГК»: Как Вы думаете, в чём сегодня больше всего нуждаются художники? Испытывают ли они чувство гордости за свою профессию?

Н. СТРИЖОВА: Пусть о своих нуждах художники скажут сами. Что касается гордости за профессию художника, то я вспоминаю слова Заслуженного художника РСФСР Григория Александровича Булгакова: «Как бы ко мне ни относились, и что бы ни говорили, я сам о себе представление имею». Это звучало настолько убедительно и твёрдо! Делал то, что мог, то, что хотел, делал ответственно и был горд за свой труд художника. Неслучайно он первым из художников стал Героем труда Кубани, а позднее и улицу в Краснодаре назвали в его честь.

Я счастлива, что прошла хорошую школу в общении с художниками-ветеранами. Они создавали краевое отделение Союза художников, укрепляли его материально-техническую базу, гордились, что Краснодарская краевая организация ВТОО «Союз художников России» – самая богатая в России. Значительные площади земли были переданы им в бессрочное пользование.

«НГК»: Частные учреждения в области культуры сегодня уже не редкость. Ощущаете на примере Вашей галереи «САНТАЛ» внимание, заботу и поддержку со стороны  власти?

Н. СТРИЖОВА: Когда не ждёшь, то спокойно к этому относишься. Родители учили: «Никогда не надо ждать помощи, надо учиться самой помогать людям».

«НГК»: Задавать вопросы о доходах частному бизнесу не принято. Судя по всему, «палат каменных» Ваша галерея Вам за прошедшие 30 лет не принесла… А моральное удовлетворение от пройденного пути у Вас появилось?

Н. СТРИЖОВА: Прошедшие 30 лет для меня – это качественно новая жизнь. Инженерно-строительная компания «САНТАЛ» проработала 20 лет, до 2012 года была реальная материальная помощь и поддержка для галереи. Ну, а последующие годы – это новый образ жизни и большое удовлетворение от пройденного пути.

«НГК»: Расскажите, пожалуйста, с какими замечательными людьми за эти 30 лет Вас свела судьба?

Н. СТРИЖОВА: «Если Бог захочет помочь человеку, он пошлёт ему человека». Эти слова часто повторял Г.А. Булгаков. К нам в галерею на выставки приходили люди самых разных профессий, в основном старшее поколение. Да и выставки проходили по темам, знакомым им с советских времён: «Судьба поколений», «Гимн труду», «Поколение добровольцев», «Хлеб – всему голова», «Материнское сердце России». В начале XXI века эти темы для молодых художников считались старомодными, но мне всё это нравилось. Особенно радовались художники-ветераны: Г.А. Булгаков, В.И. Сидоров, И.Я. Коновалов, В.И. Бирюков, А.Н. Шинкаренко, А.А. Бегаева. Это их реалистически жанровые картины экспонировались на выставках в САНТАЛе. Художники были убеждены, что если общество нравственно здорово, то реалистическое искусство потенциально вечно. Жизнь продолжается только в связи художника с народом. Только человек и его чувства являются важными в искусстве. Реализм, как жизнь, не заканчивается, а только обновляется.

Постоянными гостями на наших творческих вечерах были писатели и поэты: К.А. Обойщиков, В.И. Логинов, В.И. Лихоносов, В.А. Деревянко, В.И. Динека… Стихи и песни рождались здесь же. А какие записи в книге отзывов!

«Здравствуй милый, светлый наш «САНТАЛ»,

Здесь друзей я вижу постоянно.

Я тебя любить не перестал.

И пока живу, не перестану».

К.А. Обойщиков

Мне даже страшно подумать, что этих людей могло не быть в моей жизни. Часто их вспоминаю, просматриваю фильмы, где они весёлые, оптимистичные, живые…

А ветераны из ККОО «Памяти маршала Г.К. Жукова»: Н.З. Александров, В.И. Мартынов, И.С. Харченко… Это же Чудо-Богатыри c реальным чувством долга перед Родиной.

А потом история вписала имена моих друзей золотыми буквами на стелу Героев труда Кубани, в названия улиц и библиотек, на мемориальные доски. А я уже рассказываю молодёжи о тех, с кем была рядом, о людях, кто стал легендой. Это большая радость – связывать поколения.

«НГК»: Открывающаяся завтра выставка в музее им. Ф.А Коваленко, посвящённая 30-летию галереи «САНТАЛ», – это не венец деятельности галереи, а её этап. Приоткройте завесу, какие у Вас планы на будущее?

Н. СТРИЖОВА: Выставка «Времён связующая нить», посвящённая 30-летию в искусстве, – это повод поговорить о наставниках, которые помогали мне открывать новый мир изобразительного искусства. Ведь за эти годы проведено 280 выставок, некоторые стали полноценными проектами, снято более ста фильмов, собран большой архив, сохранена память. И всё это не коммерческие начинания, а делалось своими силами и средствами.

Без помощи Божьей это не могло произойти. И то, что уже 20 лет «Художественная галерея «САНТАЛ» располагается в доме, который построил краснодарский священнослужитель, протоиерей Иоанн Кущ, тоже неслучайно.

Все наши выставки содержательны, говорим об образе, его воздействии, ориентируем на основные христианские и нравственные ценности, способствуем сохранению в обществе исторической памяти.

Серию выставок провели со студентами Художественно-графического факультета КубГУ, детской художественной школой им. В.А. Пташинского. Всегда рядом писатели и поэты Краснодарского регионального отделения «Союза писателей России». Нашему союзу кисти и пера насчитывается почти 20 лет.

На апрель Художественная галерея «САНТАЛ» подготовила выставку в конференц-зале «Свято-Ильинского храма «Весь мир божественных даров святая чаша». Представленные работы посвящены весне, пробуждению природы и Светлому празднику Святой Пасхи.

В помещении галереи на ул. Коммунаров, 58 мы открываем выставку «Акварель мечты», посвящённую памяти Михаила Архангельского.

В мае-июне пройдут выставки работ детских художественных школ, приуроченные ко Дню защиты детей, дню рождения А.С. Пушкина и Дню России. Хотелось, чтобы русское изобразительное искусство несло, как и прежде, эстетические художественные ценности.

«НГК»: Рядом с Вами дочь Надежда, которая готова продолжить главное дело Вашей жизни. Во всём ли совпадают Ваши взгляды на изобразительное  искусство, литературу, музыку? Она такой же романтик, как и Вы? 

Н. СТРИЖОВА: Я – романтик, дочь – прагматик. Но это не мешает нам

понимать друг друга. Главное ведь в общем понимании, как относиться к жизни, семье, земле. Работа на протяжении 30 лет с изобразительным искусством весьма сложная, но увлекательная и интересная. Перед нами стоит высокая задача по сохранению той культуры, что была создана здесь и сейчас, и современниками которой нам посчастливилось стать.