Арсений Белановский: «Всегда стремился идти навстречу движению православного русского сердца!»
16.12.2020Судьба Арсения Белановского служит напоминанием о том, сколь ужасным бедствием для народа была братоубийственная война
1936
«Новая газета Кубани» в сотрудничестве с заслуженным работником культуры Кубани, историком Наталией Корсаковой продолжает публикацию очерков об известных деятелях нашей малой родины. Очередная статья посвящена священнику 1-го Екатеринодарского полка Кубанского казачьего войска о. Арсению Белановскому, а также другим кубанским священникам в годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны.
Участие духовенства, православных священников, в военных событиях занимает особое место в российской истории, как рассказывает Наталия Корсакова. В 1914-1917 годах в российской армии и флоте войсковыми священниками было зачислено свыше пяти тысяч человек. Полковые священники выполняли с честью свои обязанности, заботясь о нравственном климате в войсках, понимая, какие лишения терпят воины. Газеты тех лет часто сообщали о награждении священников за мужество. В марте 1916 года к ордену Св. Анны II и III степени был представлен священник 1-го Лабинского полка отец Федор Татаринов: он, рискуя жизнью, в бою, под огнём противника, выносил раненых и убитых. Среди особо отличившихся священнослужителей был и настоятель Екатеринодарского духовного училища о. Сергий Тихомиров. В январе 1917 года за отличную службу он был пожалован золотым наперсным крестом, а за проявленный героизм в боях с неприятелем награждён орденом Св. Владимира IV степени.
Особым героизмом на фронте отличились священники Кубанских пластунских батальонов. На фронте от ран погиб священник 4-го Кубанского пластунского батальона о. Александр Язловский, 25 января 1916 года убитый «при подборе убитых и раненных» на поле боя. Военные священники пользовались большим авторитетом и уважением – на их плечи возлагалось нелёгкое бремя заботы о раненых, выполнение горестных обязанностей отпевания и похорон погибших. Нередко военные священники своим примером поднимали воинов в атаку. Также священники обязательно принимали присягу. Православная церковь, осуждая насилие, считала защиту Отечества и спасение родной земли святым долгом. Содержание воинского долга заключалось в словах: «За Веру, Царя и Отечество».
В мирное время военные священники служили наставниками в учебных заведениях Кубани, Войсковом хоре и несли службу в храмах. Среди священнослужителей в Кубанском казачьем войске в начале XX века особую признательность получил о. Арсений Белановский (1855-1920), в 1889 году ставший священником 1-го Екатеринодарского полка. Участник русско-японской войны, награждённый памятной медалью. Долгие годы Арсений Белановский был членом благотворительного Императорского Православного Палестинского Общества, окормляя Мариинский женский институт и Кубанский войсковой певческий хор в 1902-1917 гг. В сентябре 1911 года о. Арсений составил блестящий сценарий, посвящённый 100-летнему юбилею хора. Благодаря его участию этот юбилей стал настоящим праздником для всех кубанцев. Свою речь на торжественном молебне он посвятил роли песни в служении Отечеству.
«В настоящее время служение песней приобретает особое значение. Помните, никогда слово величайших ораторов не может овладеть сердцем слушателя, как песнь души», – говорил он.
В феврале 1914 года екатеринодарцы торжественно отмечали 25-летний юбилей служения в сане священника настоятеля Свято-Екатеринского собора отца Арсения. Атаман Кубанского казачьего войска Михаил Павлович Бабыч и присутствующие в своих выступлениях говорили, что: «… в ужасные годы революционного погрома он был одним из первых священников, открыто с церковного амвона, в публичных выступлениях боролись за правду. Угрозы смерти не смутили вас!». На все приветствия Белановский отвечал: «Ничего особенного я не сделал, а только стремился всегда идти навстречу движению православного русского сердца!»
Атаман Бабыч не ради «красного слова» говорил об «угрозах»: местная организация большевиков устроила несколько покушений на Белановского с угрозами закопать его живьём. Эта бесчеловечное обещание было исполнено, когда проводились публичные казни священников, интеллигенции, состоятельных граждан, участников Белого движения. В 1920 году около тысячи кубанцев были казнены у Горячего Ключа, где первым живым был закопан отец Арсений.
«Он разделил страшную судьбу, постигшую многих священнослужителей и их семей, в 1920-30-е годы – рассказывает Наталия Корсакова, – большинство священников были убиты, сосланы в трудовые лагеря и подверглись издевательствам». Дети священников не могли получить высшего образования и должны были через газету на собраниях отрекаться от своих родителей, о чём говорят документы и воспоминания современников тех событий. Также расправлялись и со священнослужителями многих кубанских станиц. Так, священника станицы Усть-Лабинской отца Михаила Лисицына привязали за крест к подводе с запряжёнными лошадьми и целую неделю с криками и бранью возили его тело.
Тем «окаянным дням» в этом году исполняется ровно 100 лет. В эти дни судьба Арсения Белановского, как и других служителей церкви, служит напоминанием о том, сколь ужасным бедствием для народа была братоубийственная гражданская война.