Не благодаря, а вопреки
1428
Когда-то в Екатеринодаре – Краснодаре на сломе эпох был создан первый в России театр для детей. Пропустили мы несколько лет назад столетний юбилей. Традиция, казалось бы, угасла. Но нет. Снова сцена, а на ней дети, играющие в театр в посёлке Лазаревском, что входит в состав Большого Сочи.
Недавно мне довелось здесь побывать на премьере спектакля Камерного театра и детской студии «Игра». Сказка Вильгельма Гауфа «Карлик Нос» – одна из самых популярных историй на театре. И режиссёр-постановщик Лариса Торженсмех взялась именно за её воплощение. Написанная в эпоху романтизма, она несёт в себе что-то от эпохи Просвещения.
«Музыкальная сказка о становлении человека» – таков жанр спектакля. Но как, в каких формах рассказать о духовном поиске юного героя?
Вот маленький мальчик пересекается со взрослым парнем. Они соприкасаются руками и убегают вспять. Это маленький Якоб встретился с самим собой, но взрослым. Тема двойника, встречи с ним – одна из основных в романтизме. Ничто не предвещает беды, небо ясно, но Якоб-малыш должен исчезнуть и возродиться вновь. Уже другим. Они снова встретятся и поменяются местами в доме колдуньи Травознаи. Два исполнителя, Маргарита Тен и Мэргэн Аюшеев, делают эту историю более чем занимательной. Здесь уже есть волшебство и душа. Она и в оформлении спектакля: свет, костюмы, декорации – всё к месту, всё в помощь юным артистам. Здесь и городская площадь, и яркий образ толпы, и пестрота костюмов. Задача вовлечения больших масс детей в общее действие выполнена на пять с плюсом. В глубине – то ли алтарь, с манящим светом, то ли орган. Где-то сбоку – окошки домов. Создаётся романтический мир Средневековья, где течёт такая пёстрая и разнообразная жизнь. В спектакле появляется и сказочник, сочинитель истории, который то вовлечён в действие, то рассматривает его со стороны. В спектакле два состава: Михаил Беляев и Антон Павлов решают свои задачи по-разному. Михаил земной, реалистичный, более вовлечённый в происходящее, в то время как Антон, своей утончённостью вносит в действие поэтическую ноту.
Здесь много музыки. Проза перетекает в поэзию, речь – в вокал. Хор, состоящий из горожан, что всё время в действии, как бы комментирует происходящее. Наверное, труднее всего было донести идею, суть которой сводится к тому, что надо быть добрым, способным на поступок, готовым справиться с любыми обстоятельствами. Спектакль в конечном итоге обрёл цельность. К тому же он понравился зрителю и идёт в Лазаревском на протяжении полутора месяцев с большим успехом. Какая будет у него судьба? К сожалению, нет у нас интереса со стороны культурного руководства к частным театрам. Вроде бы все хотят, чтоб у нас это было, а на деле никому не нужно, кроме создателей. К счастью, их немало. Татьяна Хачатрян (вокал), Татьяна Телюк (актёрское мастерство), Валерий Посаднов (свет) и дорогие сердцу родители, изготовители масок и костюмов. Но вряд ли они покинут ближний круг, в числе которого свой зритель. И он всё идет и идёт на премьеру. Я рада, что и мне довелось окунуться в это сообщество, пообщаться с режиссёром, педагогами, детьми, которые так живо откликаются на всё, что приходит извне.
Может быть, так и надо, чтобы театр был вещью в себе и жил для себя самого? Тогда он настоящий, не ожидающий премий и наград, живущий по чести и совести. Тогда бог ему поможет.
Елена Петрова,
театровед