Дмитрий Саетович: «Посетитель музея должен знать, что он открывает дверь в бессмертие»
06.05.2013Новым генеральным директором Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына назначен недавно Дмитрий Саетович. «Новая газета Кубани» напросилась к нему на интервью
2050
Новым генеральным директором Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына назначен недавно Дмитрий Саетович. "Новая газета Кубани" напросилась к нему на интервью.
"НГК": Дмитрий Михайлович, до этого назначения Вы более 10 лет проработали в Москве, но в сфере культуры нашего края Вы человек далеко не новый. Напомните, пожалуйста, нашим читателям основные вехи Вашей биографии, которая тесно переплетается с Кубанью.
Д. САЕТОВИЧ: Корни мои из Петербурга, хотя родился в Коканде во время эвакуации. Вырос и получил музыкальное образование в "северной столице", затем служба в армии. На Кубани оказался в 1973 году по приглашению Ивана Горецкого, председателя колхоза "Заря" в станице Темиргоевской. Думал, что попал в Краснодарский край на год - два . Оказалось, что на 30 лет. До 1992 года проработал директором музыкальной школы, которую основал в Темиргоевской. Последние два года работы на этой должности совмещал с должностью заведующего отделом культуры администрации Курганинского района. С 1994 года работал в администрации края руководителем управления культуры, с 1995 года – замглавы края по вопросам культуры при губернаторе Евгении Харитонове. Надо сказать, что тогда культура еще сохраняла "советский" потенциал. Позже начались проблемы с финансированием, но на запасе социалистической прочности учреждения культуры на Кубани продолжали функционировать, старые кадры сохранялись. Удалось в те годы привлечь внимание глав районов к вопросам культуры, подняв, по сути, сельскую культуру в крае на качественно новый уровень. Работалось тогда интересно, но нелегко. В 1997 году меня попросили уволиться по собственному желанию из администрации Краснодарского края, в трудовой осталась запись – "добровольная отставка". Некоторое время работал опять директором школы в Темиргоевской, а потом мне было предложено занять должность художественного руководителя Краснодарского музыкального театра. После того как театр стал частью "Премьеры", я вернулся Москву: был директором филиала Российской государственной цирковой компании "Центр циркового искусства". Но уже тогда я знал, что я не останусь в Москве и обязательно вернусь на Кубань. Потому что она стала уже моей судьбою. Сначала мне довелось пообщаться с вице-губернатором Г.Д. Золиной. Галина Дмитриевна согласилась с тем, что мне есть где поработать на Кубани. Потом поступило официальное приглашение от министра культуры Краснодарского края Натальи Григорьевны Пугачевой. Мне было предложено несколько должностей, из которых я выбрал должность директора музея. Сегодня мне это интересно, у меня куча планов по модернизации музея.
"НГК": Вы возглавили одно из старейших культурных учреждений Кубани в весьма сложный для него период. Успели ли Вы вникнуть в суть проблем, стоящих перед этим учреждением?
Д. САЕТОВИЧ: Проблем на самом деле множество, одна из первых – категорическая нехватка "жизненного пространства" для экспонатов и работников. Музейщики работают в чрезвычайно стесненных условиях. Хранилища фондов находятся в полуподвальных помещениях, часто полусырых. А в них культурные ценности, настоящая гордость Кубани! Есть потребность в приобретении новых экспонатов, обновлении и реэкспозиции. Конечно, я очень рассчитываю на помощь властей, но не только … Нужно учиться зарабатывать самим, нужно искать меценатов. Есть идея – возродить дореволюционную традицию создания Совета попечителей музея. До революции ведь благотворительностью занимались множество учреждений: управление железной дороги, пароходство, Городская управа, статистические правления, витрины для музея поставляли мебельные магазины предпринимателя Рубежанского. Ежегодно осенью проходила городская благотворительная лотерея, часть собранных денег шла в адрес музея. Всем дарителям и меценатам музей вручал красочно оформленное Благодарственное письмо, которое давало право бесплатно посещать музей дарителю и членам его семьи. Каждый год в декабрьском номере газеты "Кубанские областные ведомости" отводилась целая страница для выражения благодарности всем музейным меценатам и дарителям.
"НГК": Кстати, о дарениях. Как сейчас оформляются принимаемые музеем в дар культурные ценности? Собирается ли в таких случаях специальная комиссия?
Д. САЕТОВИЧ: Прием поступающих в музей отдельных предметов, коллекций, археологических комплексов производится образованной в музее экспертно-фондовой закупочной комиссией (ЭФЗК). В нее входят заместитель директора по науке, заведующие отделами, заведующие филиалами и наиболее квалифицированные научные сотрудники исследовательских отделов. Они то и определяют необходимость приема в музейные коллекции поступающих даров. Все поступления оформляются актами приема установленного образца. Научный сотрудник-исследователь, представивший предмет на ЭФЗК, дает четкое обоснование необходимости приема в музейный фонд данного экспоната. Определяется фонд принадлежности предмета: основной, научно-вспомогательный. Дарение предметов, коллекций от дарителей принимается по специальным актам, заявлениям.
"НГК": А при назначении на должность или увольнении директор музея проводит прием-передачу музейных фондов? Предусматривается ли личная ответственность директора за их сохранность?
Д. САЕТОВИЧ: При назначении на должность директор не принимает музейный фонд, так как персональная ответственность за сохранность вверенных коллекций закреплена за научными сотрудниками фондов – хранителей коллекций. Согласно инструкции по учету и хранению музейных ценностей, директор музея несет ответственность за создание надлежащих условий для хранения музейных ценностей, за их полную сохранность, за состояние учета, научную инвентаризацию, реставрацию и консервацию, за обеспечение охраны в дневное и ночное время, а также за противопожарное состояние музея. Вот созданием условий за сохранность музейных ценностей я и намерен плотно заняться в новой должности.
"НГК": Как оформляется утрата экспонатов, пришедших в негодность или утраченных по иной причине? Собирается ли комиссия для исключения их из фондов музея?
Д. САЕТОВИЧ: Вопросами исключения экспонатов из фондов музея занимается ЭФЗК, но это бывает крайне редко
"НГК": Много ли экспонатов в последние годы поступило в музейные коллекции в виде даров, добытых в ходе научных экспедиций?
И планируют ли работники музея выезжать в нынешнем году в какие бы то ни было экспедиции?
Д. САЕТОВИЧ: Ежегодно в музей поступает от 2 до 7 тысяч единиц хранения, в том числе четыре-пять тысяч единиц из археологических коллекций, поступающих от археологических экспедиций. Музей ежегодно организовывает археологические, поисковые, естественнонаучные и экологические экспедиции. Так в январе-августе 2012 года экспедицией Николая Шевченко велись работы по исследованию могильника и поселения Виноградный-1. Площадь исследования около тысячи квадратных метров, на территории заложено семнадцать раскопов. Само поселение датируется V-III веками до нашей эры. По результатам археологических раскопок, проходивших в Крымском районе в 2012 году, готовится научный отчет для Института археологии РАН. Научное руководство подводной экспедицией клуба "Нептун" города Тольятти и исследованием затонувшего торпедного катера в Керченском проливе заведует Александр Кондрашев. Со дна поднято несколько книг из корабельной библиотеки, они отреставрированы и поступили в фонды КГИАМЗ. Кроме того, сотрудники выезжают на обследования различных археологических и природоведческих объектов на территории Краснодарского края. Сейчас идут переговоры по организации археологических экспедиций. Сколько их будет, зависит от финансирования подрядчиков.
"НГК": Укомплектован ли штат музея, как много сейчас научных сотрудников и какого профиля? Каковы условия их работы, предоставляются ли им все возможности для научной деятельности, какова их заработная плата?
Д. САЕТОВИЧ: Должен сказать, что мне никогда не доводилось ранее работать в коллективе с подобным потенциалом. Работающие тут люди – настоящие энтузиасты своего дела и отличные специалисты. Сейчас в музее работают 167 человек, из них 59 научных сотрудников. Все они имеют высшее образование (историческое, культурологическое, музееведческое, филологическое и естественно-научное), что соответствует целям и задачам, стоящим перед музеем-заповедником. Восемь сотрудников имеют ученую степень кандидата наук, пятеро удостоены звания "Заслуженный работник культуры Кубани". Сотрудникам предоставляются все возможности для ведения научной деятельности: работа в архивах РФ, библиотеках, в фондах музеев РФ. Конечно, условия труда у них далеки от идеальных.
Кроме тех проблем, что я уже упомянул, есть и другой бич – очень маленькие зарплаты, средняя заработная плата сотрудника 16 000 рублей. Отсюда вытекает и другая проблема – старение кадров. Хотя у нас есть молодые сотрудники, но средний возраст по музею – люди за сорок лет. Иные из работников музея, я думаю, будут работать, даже если зарплата и вообще не будет повышаться. Но моя задача – не эксплуатировать их бескорыстие и энтузиазм, а стимулировать и всячески поощрять, в том числе, разумеется, и материально. Возможность для этого надо изыскивать.
"НГК": Известно ли Вам о проекте реконструкции музея, выдвинутом архитектором Валентином Гавриловым, выигравшем тендер администрации края?
Д. САЕТОВИЧ: Мне известно только то, что Гавриловым был предложен проект реконструкции художественного музея им.
Ф. А. Коваленко. О том, что он выиграл тендер администрации края, мне неизвестно. В ближайших наших планах вопрос о сотрудничестве с Валентином Гавриловым не стоит.
"НГК": И последний вопрос. Есть ли у Вас свое представление об "идеальном музее"? Каким Вам хотелось бы видеть вверенное Вам культурное учреждение?
Д. САЕТОВИЧ: Музей должен отвечать сразу двум задачам: сохранение наследия предков и передача этого наследия будущим поколениям. Можно сказать, что мы несем двойную ответственность перед предками и перед потомками. Идеальный музей тот, который отвечает этим задачам, который может и сохранить, и передать. Музей должен восприниматься и в городе, и в крае как институт цивилизации и один и важных центров городской жизни. Конечно, это не простая задача на сегодняшний день, но тем она и интересна. В этом я надеюсь на понимание со стороны горожан. В свою очередь, и мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы посетитель, ступающий на порог музея, знал, что он открывает дверь в бессмертие.
Беседовал
Денис ШУЛЬГАТЫЙ