Игры кубанского казачества с топонимикой
2543
Игры кубанского казачества с топонимикой
«Новая газета Кубани» в свое время публиковала мою статью об исчислении истории Кубанского казачьего войска «История с историей кубанского казачества». Эта статья вошла в книгу «Кубанский лад» (Краснодар: Традиция, 2014). Речь шла о том, что непризнание Екатерины Великой создательницей Черноморского (Кубанского) Казачьего войска означает принижение ее роли в истории и судьбе нашего края. Но, оказывается, эта, скажем так, «проблематика» всё еще продолжается. Неблагодарные потомки продолжают исчислять историю своего Войска не от Екатерины II, а по старшинству – от Хоперского полка. Научно-практическая конференция «Российское казачество: история, проблемы возрождения и перспективы развития» в октябре 2011 года историю Кубанского казачьего войска начинала не с учреждения даже старшинства, но «по истокам воинской славы», связанных с победоносным штурмом войсками Петра I турецкой крепости Азова в 1696 году, когда ни Черноморского, ни тем более Кубанского войска, ещё не было. В штурме же Азова участвовали запорожцы. (Краснодар: Традиция, 2012). Но таким образом история войска исчислена быть не может. Во всяком случае, она получается без ее первоначальной страницы. Но если на этом столь упорно настаивается, то какая идея при этом преследуется? Очевидно, одна: будто бы Кубанское казачье войско – это и есть сегодня Запорожское войско. Но это ведь вовсе не так.
В апреле 2019 года пресс-служба Кубанского казачьего общества сообщала о том, что Екатерининская площадь в Краснодаре, где находится памятник Екатерине II скульптора М.О. Микешина, воссозданный скульптором Александром Аполлоновым, переименовывается в Казачью. Это совершено накануне 290-летия со дня рождения царицы.
Понятно, что всякое вмешательство в топонимику должно иметь вескую мотивацию. В предпринимаемом переименовании просматривается одна «мотивация» и причина: принизить имя Екатерины Великой в создании Черноморского (Кубанского) казачьего войска, что несправедливо. И это, вроде бы, за то, что она разрушила Запорожскую Сечь, хотя это сделала не она, а Петр I, за измену запорожцев вместе с Мазепой. Императрица же мирно упразднила уже, по сути, разрушенную Сечь… (см.: «Кубанский лад», «Для лепшей певности и дальней памяти»). Вот и вся мотивация переименования Екатерининской площади в Казачью – «украинофильская» догма ненависти к Екатерине Великой переносится, без всяких на то оснований, на Кубань, в Краснодар. Догма, на Кубани абсолютно неуместная.
Петр ТКАЧЕНКО