Каждый пушкинский юбилей хочется узнать что-то новое из того, что связано с Александром Сергеевичем.
2895
Каждый пушкинский юбилей ( вроде бы совсем недавно праздновали 200-летие со дня рождения поэта, а уже отмечаем 220-летие этого события!) хочется узнать что-то новое из того, что связано с Александром Сергеевичем. И, конечно же, поделиться этим знанием с другими.
В 1999 году в издательстве «Советская Кубань» вышла замечательная книга Виктора Андреевича Раевского « Предки и потомки Пушкина и Толстого», ставшая уже раритетом. Четвертая глава этой интереснейшей книги посвящена потомкам Пушкина: детям, внукам, правнукам. Поэт обожал своих детей, мечтал о том, чтобы его потомки гордились им в будущем. Когда он, умирая, благословлял своих детей, они были еще такими маленькими: старшей дочери-Маше не было и пяти лет, Саше- четырех, Грише-двух, а маленькую девятимесячную Наташу принесли на руках к изголовью поэта. Дети, благодаря заботам Натальи Николаевны и ее второго мужа Петра Петровича Ланского выросли, у каждого из них сложилась своя непростая судьба. В одном они были только едины- стали хранителями наследия великого поэта, своего отца. Особую роль в этом сыграл младший сын Григорий Александрович Пушкин, почти тридцать лет бережно оберегавший родовое имение в Михайловском, ревностно следивший за тем, чтобы не дарились, не продавались , не издавались рукописи отца без его согласия. Однако, чтобы содержать родовое имение ему со временем стало не хватать ни средств, ни сил, потому в год празднования в 1899 году 100-летнего юбилея поэта он продал Михайловское в казну, а сам с женой Варварой Алексеевной уехал жить в ее имение.
Кто же была его жена и куда они уехали?
Варвара Алексеевна Пушкина, в девичестве Мельникова, дочь инженера –генерала Алексея Петровича Мельникова, занимавшегося строительством железной дороги Санкт-Петербург- Варшава, брата министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова. П.П. Мельников в 1836 году издал фундаментальный труд «О железных дорогах», на который обратил внимание император Николай I. Мельников был послан на стажировку в США, а вернувшись, занялся проектом сети российских железных дорог, так необходимых огромной бездорожной России. Но сначала строится первая пробная ветка Санкт-Петербург - Царское Село. Восторг общества от этого события до сих пор мы слышим в «Попутной песни» Михаила Глинки. А в 1851 году началось строительство железной дороги Санкт-Петербург –Варшава. Один из руководителей этого строительства А.П. Мельников приобрел в те годы имение Маркучай в предместье г. Вильно, строит там дом, а вскоре отдает имение с просторным домом в качестве приданого своей дочери. Вот в это имение с прекрасным домом и переезжают Григорий и Варвара Пушкины. До этого они были в этом имении только наездом, после того как в 1883 году обвенчались, притом в той же церкви, где Петр I крестил Ганнибала, прапрадеда Александра Сергеевича Пушкина, под именем Абрам Петров. Григорий Александрович привозит из Михайловского часть мебели, книги, часы, которые были остановлены в момент кончины поэта, копию картины Николая Ге, выполненную самим художником, «Пушкин в Михайловском читает стихи Пущину». Дело в том, что Григорий Пушкин в те годы, когда писалась картина, жил в Михайловском и был очень схож с погибшим на дуэли отцом, потому художник писал образ поэта с Григория Александровича. Варвара Алексеевна украсила стены дома в Маркучай своими картинами- она в молодости училась живописи в Италии.
Брак Григория Александровича и Варвары Алексеевны не был первым ни для того, ни для другого. Разница в возрасте большая -Григорий Александрович был старше жены на 20 лет. Знакомство их было, видимо, не случайным: мать Варвары Алексеевны была крестной сестры Пушкина Ольги Сергеевны Пушкиной-Павлищевой. Общих детей у Григория Александровича и Варвары Алексеевны не было. Григорий Александрович ушел из жизни в 1905 году, похоронен был в своем имении недалеко от дома. Варвара Алексеевна прожила до 1935 года, застав многие перемены двадцатого века. Управлять имением становилось все труднее, часть земель она стала продавать под дачные участки. Преданность роду Пушкиных вдова сохраняла до последних дней. Участвовала в мероприятиях , посвященных поэту, в создании Пушкинской гимназии в Вильно. Постоянно повторяла:
-Я -счастливейшая из женщин России, мне выпала редкостная судьба быть невесткой Пушкина.
Похоронена Варвара Алексеевна также в Маркучай, рядом со своим супругом. В своем завещании Варвара Алексеевна обязала душеприказчика после улаживания всех финансовых дел передать дом и часть имения, свободного от долгов, в собственность Виленскому русскому обществу. Это было в те времена, когда Вильнюс был захвачен польскими войсками и присоединен к Польше. В 1940 году в Литве установилась Советская власть, Вильнюс возвратили Литве. В годы немецкой оккупации дом Пушкиных не пострадал, в отличие от Михайловского, которое гитлеровцы сожгли. Так что в Маркучай после Великой отечественной войны сохранилось большое количество подлинных предметов пушкинской эпохи: книжные шкафы, столы, зеркала, биллиардный стол во всю комнату. Именно в этот дом-музей не так давно привозил своих студентов стилист и историк моды Александр Васильев, чтобы познакомить их с бытом девятнадцатого века.
В 1948 году в доме, где жили Григорий и Варвара Пушкины, открылся музей, который существует и по сей день. В 80-е годы прошлого столетия, еще при советской власти, музей был отреставрирован. Несмотря на то, что в литовских школах уже не изучают произведения Пушкина, экскурсии в дом-музей не прекращаются. Постоянно приезжают поклонники великого русского поэта, а недавно- в 2015 году музей посетила делегация из Брюсселя вместе с единственным на сей день прямым потомком поэта( по мужской линии) –праправнуком Александром Александровичем Пушкиным и его женой Мари-Мадлен Пушкиной-Дурново, дальней родственницей Гоголя. Детей у четы нет. Но, как бы не складывались судьбы потомков Пушкина, прямых и непрямых- для тех, кто любит великого поэта, всегда будет интересна их судьба.
Сергей Левичев