Культура:

Казаки Майкопского отдела ККВ помянули жертв политических репрессий

20.10.2021

Церемония прошла в городе Апшеронске у мемориала павшим предкам-казакам

Автор: Редакция «НГК»

1335

Как сообщает пресс-служба Кубанского казачьего войска, на мероприятии выступил глава муниципального образования Апшеронский район Олег Цыпкин.

– Двадцатые годы прошлого столетия были тяжелым временем для нашей страны, – сказал он. – Нет ничего хуже, когда идет гражданская война, брат идет против брата, отец против сына. Наша с вами задача – не допустить повторения страшных страниц истории. Когда народ помнит прошлое, у него есть будущее.

Заместитель атамана Кубанского казачьего войска войсковой старшина Виктор Светличный напомнил собравшимся о том, что в мировой летописи Россию часто воспринимали как казачью державу.

– Именно казачество в братоубийственной войне начала ХХ века пострадало более всех. Это был геноцид, когда из двух с половиной миллионов казаков на Кубани осталось в живых не более 700 тысяч, – подчеркнул Виктор Георгиевич. – После таких потрясений наша страна долго приходила в себя. От имени атамана Кубанского казачьего войска я прошу вас ценить друг друга, уважать и беречь. Такие поминовения нужно проводить, чтобы в обществе не было разногласий, чтобы нас всех объединяла любовь к нашей Отчизне.

Атаман Майкопского казачьего отдела есаул Александр Данилов отметил в своём приветственном слове, что поминовения позволяют нам отдавать дань памяти всем предкам, не деля их на красных и белых. А глава города Апшеронска Александр Курганов подчеркнул, что Кубань – это казачий край с самобытной культурой, и мы должны хранить память о подвигах наших предков, чтобы не прерывалась нить преемственности между прошлым и будущим.

Начальник штаба Апшеронского РКО, и. о. атамана Апшеронского РКО подъесаул Сергей Коростылев, вспоминая о тех трагических событиях, назвал их безжалостным уничтожением империи.

– Казаки погибли не на войне, – сказал он, – они жили мирной жизнью. И убиты были просто за то, что были казаками. Царство небесное убиенным!

К мемориалу были возложены цветы и венки от администрации муниципального образования Апшеронский район, Кубанского казачьего войска, от казаков Майкопского казачьего отдела, администрации Апшеронска, казаков Апшеронского РКО, жителей Апшеронского района. Был также зачитан поименный список казаков, порубленных карателями в станице Апшеронской во время репрессий 1920 года. Окормляющий Апшеронского РКО иерей Димитрий Пантелеев провел заупокойную литию.

О том, как проходило расказачивание здесь, рассказывается в книге Анатолия Орлова «Военное детство. (Это было в станице Апшеронской)». Автор подробно описал трагедию, разыгравшуюся в станице Апшеронской в сентябре 1920 года:

«В первые же часы пребывания краснозвёздных конников на апшеронской земле начались аресты. Местный ЧОН, состоявший из парней не казачьего происхождения, получил приказ: окружить станицу, «всех впускать и никого не выпускать!». Разбившись по группам, отряд разъезжал по улицам, забирая всех, кто имел отношение к казачьему сословию. Брали по домам, крутили руки, сгоняли всех в «холодную». Холодной называли крепко сколоченное помещение из бревен, расположенное за домом станичного атаманского правления. …118 казаков собрали в «холодной», а на третью ночь, руководствуясь директивой о расказачивании, 26 сентября их повели убивать к реке Тухе…По одним сведениям, яма была уже готова, по другим – могилу себе казаки рыли сами. Вели раздетых в нижнем белье, связанных по 5-6 человек одной веревкой. Все оружие и парадную одежду каратели забрали себе….Где-то между 3-4 часами их всех порубили шашками. Тем, кто пытался кричать, тыкали клинком в рот.

Утром, чуть свет, вся станица была уже у той ямы. У края могилы и близ неё вся земля была в крови, трава истоптана, на земле в красной жиже видны отпечатки сапог карателей и голых ступней казненных. Земля на могиле ещё шевелилась, выступала и пузырилась кровь. Слой земли на могиле, видно был небольшой, и один из недорубленных казаков вылез ночью из ямы и остался жив. Этот казак был из ст. Нефтяной. Он так и жил с большим сабельным шрамом на шее. А умер в конце 80-х. годов.

После злодеяния карательный отряд уходил в Майкоп короткой дорогой через мост на р. Пшехе. По дороге отряд был встречен засадой апшеронских казаков, которые скрывались от красных в лесу. В этом бою полегла половина карателей.»

В 2012 году апшеронские поминовения вошли в реестр войсковых мероприятий.