
Почему до сих пор кто-то пытается разделить нас на «своих» и «чужих»?
132
Прочитал сегодня, 21 апреля, в «Новой газете Кубани» материал «Об исторической памяти или что мы помним о том, что было сто лет назад» Азиата Астраханова. Кто Вы, Азиат Астраханов, и почему прикрываетесь псевдонимом?
Ваша новая статья представлена как очередная, вторая по счету, реакция на мой материал от 3 февраля 2025 года «Скорбеть и помнить, или простить и забыть?» опубликованный в «Новой газете Кубани». Каждый имеет право на свое мнение, и спасибо, что газета дает возможность его услышать!
Однако Азиат Астраханов, очевидно, настолько не согласен с обычным обзором мероприятий, посвященных 24 января - началу репрессий советской власти против казачества, что написал вдогонку в редакцию второе письмо. В этой ситуации я посчитал нужным дать пояснения и самому Азиату Астраханову и уважаемым читателям «Новой газеты Кубани».
Начнем с того, что уже в первых строчках своей статьи «Об исторической памяти или что мы помним о том, что было сто лет назад» автор представляет ее «… как реакцию на статью А. В. Дюкарева, с которой я не согласен, которая затрагивает мои личные интересы». Позвольте, «батенька», какие Ваши личные интересы? Быть может, оскоблена память Ваших казачьих предков, безвинно пострадавших? Так по всем признакам быть того не может. Давайте разбираться, в чем уязвлен читатель и автор?
Нам опять напоминают, что мы «родились и выросли в СССР… мы были октябрятами, пионерами, комсомольцами». А мы этого и не забывали! И да, это и наше прошлое, по которому мы иногда ностальгируем! А не только «Ваше»! И были активными пионерами и комсомольцами, и дальше бы пошли, если бы не случилось то, что случилось с нашей страной и общественно-политическим строем. Только что же Вы не упоминаете, что помимо тех героев, на чьих именах и подвигах мы росли, в конце 1980-х годов со страниц наших советских «Комсомольской правды», «Труда», «Известий, и многих других изданий, на четвертой странице стали появляться другие герои? Забытые, заретушированные, …расстрелянные в 1930-е, и вернувшиеся в еще советское общество в конце 1980-х. И мы жадно вчитывались в эти публикации, удивлялись и задумывались… А потом мы стали возвращать уже своих дедов и прадедов из забвения, клейменных 58-й статьей. И это тоже наша история! И все эти сюжеты «до и после» сплавились воедино в наших душах, и не уменьшили нашей любви к Родине.
Вы, Азиат Астраханов, удивляетесь «откуда у людей появляется призыв помнить то, чему тот не был свидетелем, не был участником, не знаком с людьми, очевидцами событий». И эта Ваша фраза «Откуда же появились страдания по репрессиям?». Вы серьезно? А мы удивляемся, почему мы не должны помнить рассказы шепотом да с оглядкой наших бабушек о том, как все было в их жизни и судьбе? Почему мы не должны верить архивным документам о судьбе наших предков? Почему?!
С каких это пор в гражданской междоусобице правой считается одна сторона? И Вы наделяете статусом «государственной власти» именно сторону «красных»? Последней легитимной властью был император Николай II. Убиенный император вместе с семьей был причислен к лику святых Русской православной церковью как страстотерпец 20 августа 2000 года. Это признано российским государством и обществом. Вы не согласны? С кем, с государством или с церковью?
Уже Временное правительство можно считать «условно» легитимным. А все политические силы, независимо от окраски, на статус государственной власти претендовать не могут. «Победа или смерть», «Победа спишет всё!» - что Вам ближе? Именно победа в гражданской войне партии большевиков, Красной армии и советской идеи определила легитимность их дальнейшего государственного строя. Случилось так, как случилось! Значит, так было угодно историческому процессу!
Далее автор пространно фарисействует на тему «директивы Свердлова». Сомневается в подлинности документа, хотя сам же приводит ссылку на архивный источник. Для представителей российского казачества, отмечающих трагическую дату 24 января, по большому счету важно не подлинность директивы Свердлова, а сам факт развязывания целенаправленных репрессий против одной из социальных групп российского общества в период гражданской войны. За мишурой рассуждений о подлинности письма автор пытается завуалировать саму трагедию сотен тысяч казаков, их жен и детей.
Азиат Астраханов апеллирует к ст. 4 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» - «…не подлежат реабилитации лица, обвиняемые в совершении преступлений: организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавшие личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований». И опять лукавый водит Азиата Астраханова, или он лукаво манипулирует законом? Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» рассматривает неправомерные действия советской власти против своего народа, в том числе и представителей казачества, начиная с 1920-х гг., после завершения гражданской войны и установления советской власти. Поэтому события и участники гражданской войны под его действия не подпадают.
Ну, и «вишенка на торте»: в завершении статьи «Об исторической памяти или что мы помним о том, что было сто лет назад» Азиата Астраханова – «Какие могут быть поминовения по казакам, которые на деньги стран-интервентов боролись с собственным народом?». Оставим в стороне деньги стран-интервентов, как и деньги германского Генерального штаба. Но отказать казакам - быть частью русского народа? Вы серьезно, Азиат Астраханов?
Статистика статьи Азиата Астраханова «Об исторической памяти или что мы помним о том, что было сто лет назад» на сайте «Новой газеты Кубани» показывает существенную цифру просмотров. И очень грустно от того, что ни один человек из многочисленного Кубанского казачьего войска не встал на защиту необходимости памяти своих предков. Никто не сказал, что за прошедшие 35 лет возрождения казачества Кубанское казачье войско официально приняло перечень памятных дат поминовений. Там есть даты памяти событиям дореволюционного периода, событиям Великой Отечественной войны, и события трагических дней гражданской войны. Так почему же никого не возмутила формулировка «Какие могут быть поминовения по казакам…»?
Ну, и в продолжение темы перейдем ко второй статье Азиата Астраханова «О появлении белых пятен истории». И опять автору не дает покоя все та же моя скромная статья «Скорбеть и помнить, или простить и забыть?», хотя уже столько сказано. И опять с новыми силами Азиат Астраханов подвергает сомнению подлинность пресловутой «директивы Свердлова», но уже прибегая к авторитету и работам историков. Это отрадно, попытку апеллировать к научному подходу мы приветствуем! Только, во-первых, для торжества своей точки зрения надо привлекать более чем одного авторитетного специалиста, они ведь есть, право слово! А во-вторых, Азиат Астраханов, голубчик, мы вынуждены повторяться! В конце концов, дело не в письме, а в терроре, который был.
Далее, Вы сомневаетесь в правомерности применения мною термина «Смута» по отношению к событиям революции 1917 года и гражданской войне. Но позвольте, почему же? Достаточно корректный термин для очень сложного исторического периода. Разве мы, как и Вы, как и многие наши граждане, не имеем права на свою точку зрения? Ну, а дальше все банально, в истинно безапелляционном «большевистском» стиле, извращая историческую действительность. Да и Господь бы с Вами (или Ленин, Маркс и Энгельс), хотите быть большевиком или их наследником – будьте! Но такие перлы как «…Боялись заходить в населенные пункты, и пробирались по безлюдным местам. В поисках продовольствия «добровольческая армия» начала грабить население: нападали на банки, оружие добывали, нападая на воинские части ночью, разоружая их»? Это на какого читателя рассчитано?
А вот это «шедеврально» - «…После гибели большого числа новобранцев и Л. Корнилова, А. Деникин, новый полевой командир, направил «армию» в прямом и переносном смысле, по дорожке расходования денег из иностранных государств и, как следствие, полного уничтожения»! Вы, Азиат Астраханов, сейчас кого принизили до уровня «полевого командира» сепаратистского бандформирования? Прославленного русского военачальника, публициста, политического и общественного деятеля, чей прах был перезахоронен 2 октября 2005 года в соответствии с поручениями президента России Владимира Путина и Правительства Российской Федерации?
Трудно остановиться, когда несешься под уклон, а по жилам разгоняется яд ненависти. Как итог - шельмование исторических персон, давно взирающих на нас с небес, продолжается. Следующие в очереди на посмертную «казнь памяти» соратники А.И. Деникина – генералы Алексеев и Корнилов. Внимание – «…Особо следует подчеркнуть, безнравственные, лишенные морали действия Алексеева, Корнилова, которые совершались в период защиты государства от внешнего врага – шла Первая мировая война». Вам ли, очевидно идейному наследнику партии большевиков, упрекать этих генералов за итоги Первой мировой войны, в то время когда все мы учившиеся по советским учебникам истории помним фразу «Превратим империалистическую войну в гражданскую», равно как и ее автора. И, о бедный Лавр Георгиевич Корнилов, и нет ему покоя ни тогда, ни сейчас. Кубанское казачье войско ему мемориал воздвигло, каждый год «Корниловские поминовения» проводит, а он каков «голубь» - изменником и предателем Корнилова называет. Да, Азиат Астраханов…
Тут нам впору растеряться, кого помнить, тех или этих? Чтить за подвиги реальные или мнимые, красных или белых, правых и неправых? Переиначивая В.С. Высоцкого, и возвращаясь к нашей советской юности – «значит нужные книги мы в детстве читали». А среди многих достойных авторов и книг сейчас нам уместно вспомнить Михаила Александровича Шолохова, и его рассказы «Червоточина» и «Родинка», а особенно «Тихий Дон», с душевными метаниями Григория Мелехова. Нашел он свою правду у тех или других?
Ты уж прости, дорогой читатель, читающий всю вышеприведенную полемику, за излишнюю резкость и эмоциональность. Тут куда не повернись, везде строка нужная из нашего общего историко-культурного наследия – «…мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». Так вот считаю, что в некоторых случаях необходимо проявлять принципиальность. Продираясь сквозь словесное и смысловое манипулирование моего невольного оппонента впору спросить – «Чьих, будете, Азиат Астраханов? Кто говорит Вашими устами, и стоит за Вашей спиной? Зачем Вы теребите вопросы памяти, особенно казачьей?».
Все мы, казаки и представители других народов и социальных групп, в силу разного воспитания, происхождения и жизненного опыта имеем разные взгляды на те или иные вопросы. Несмотря на это мы любим свою Россию, желаем ей целостности и процветания. Но за словами Азиата Астраханова я вижу тень «гапоновщины», и желание внести раскол в общество. В Краснодаре на центральной аллее парка имени Горького 7 ноября 1998 года был торжественно открыт памятник «Примирения и согласия». Монумент посвящен воинам и жителям Кубани, которые погибли в период гражданской войны, независимо от их убеждений. В 2019 году по поручению губернатора Кубани Вениамина Кондратьева на Всесвятском кладбище Краснодара открыт мемориальный комплекс «Расстрельный угол», где реализована актуальная для нашего общества идея примирение враждовавших в гражданской войне сторон.
Так почему до сих пор кто-то пытается разделить нас на «своих» и «чужих»?
Андрей ДЮКАРЕВ