Культура:

ХХ век. Муки и радости России

21.06.2021

В «Художественной галерее «САНТАЛ» проходит выставка живописи заслуженного художника РФ Валентина Папко

Автор: Татьяна Соколинская

8214

С 22 июня по 30 августа 2021 г. в Краснодарской «Художественной галерее «САНТАЛ» проходит выставка живописи заслуженного художника РФ   Валентина Федоровича Папко «ХХ век. Муки и радости России», посвящённая восьмидесятилетию начала Великой Отечественной войны. В экспозицию вошли работы, созданные за последние 10 лет, и фотографии картин, приобретённых Краснодарским краевым художественным музеем им. Ф. А. Коваленко, Северокавказским филиалом Государственного музея Востока, Курганинским историческим музеем и частными коллекционерами.   

          Имя Валентина Федоровича Папко – лауреата премий администрации Краснодарского края, автора более 1000 произведений – станковых и монументальных – хорошо известно на Кубани. Он родился в станице Новоминской 20 сентября 1939 года. И Кубань для него всегда была и остаётся не только местом рождения, но и творческой родиной. Именно ей он посвятил свои лучшие произведения. Выпускник Краснодарского художественного училища и Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское), ученик выдающегося мастера тематической картины Гелия Коржева, он ещё в молодости заявил о себе как монументалист – автор мозаик и настенных росписей. Его мозаика «Я вызову любое из столетий» (1973-1977 г.) на фасаде Дома книги давно уже стала знаковой для Краснодара. К 1988-1991 годам относятся мозаичные панно на фасаде и роспись в фойе Тимашевского музея семьи Степановых, повествующие о трагической судьбе матери-героини и её десяти сыновей, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Все 1970- 1980-е годы для молодого художника были плодотворными не только в области монументального искусства. Именно в это время он стал создавать   тематические композиции в области станковой живописи. К началу 1990-х годов художник сложился как мастер картины большой, классической формы.

Девяностые годы были определённым испытанием для него, отчасти    потерявшего почву под ногами. Художник обратился к преподавательской деятельности. 25 лет Папко руководил мастерской монументальной живописи художественно-промышленного факультета КГУКИ. В эти годы в его работах появляются христианские эсхатологические идеи. Новый творческий взлёт начался с двухтысячных годов, когда он вернулся к написанию жанровых и аллегорических картин, в которых бытовые и исторические подробности жизни простых людей переосмысливались как эпические сказания о России второй половины ХХ века-начала ХХI века.    

Тема Великой Отечественной войны – главная в творчестве художника. Ещё в раннем детстве он был свидетелем немецкой оккупации, потом видел все тяготы восстановления разрушенной кубанской земли. Общение с Гелием Коржевым – автором серии картин «Опаленные огнем войны» – тоже сыграло свою роль в формировании гражданской, патриотической позиции, интересу к эпическим, историческим и социальным темам в искусстве.

Центральное место в экспозиции занимают два масштабных полотна. Одно из них было создано два года назад, к восьмидесятилетию художника. «Муки и радости России» (2019 г. Холст, темпера. 250х700) – это семь  вертикальных панно, на которых автор запечатлел события российской истории ХХ века – от выстрела Авроры в 1917 году до сегодняшнего дня, –пронизанные духом дуализма и амбивалентности. В центре композиции –   два образа. Это Спас Вседержи́тель, центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как Небесного Царя и Судию, изображённый в рост, сидящим на троне, и персонаж из преисподней – представитель тёмных сил, разного рода монстров, словно сошедших с картин Босха, на картине немало. Им противостоят сподвижники Спасителя – архангелы Михаил и Гавриил – военачальники ангельских и небесных сил. В нижнем регистре этой вселенской полифонии художник изображает эпизоды исторических событий России и Кубани: гражданскую войну, коллективизацию, Великую Отечественную войну, индустриализацию, достижения научно-технического прогресса и новый развал страны. История России и Кубани рассматривается как борьба Бога с дьяволом, и поле битвы – душа человека. Художник сочетает правду истории и правду художественного вымысла, метафор и аллегорий, гипербол и иносказаний. Это позволяет создать не бытовое и даже не совсем историческое полотно, а символическую композицию, в которой реальные события трансформируются в библейские и евангельские притчи. Папко возвращает в реалистическое искусство символические подтексты и иносказания. 

Другим масштабным произведением, созданным непосредственно для выставки, посвящённой 80-летию начала Великой Отечественной войны, является правая часть диптиха «Первый день войны стал первым днем   победы». Левая часть «Даже не снилось.22 июня 1941 года» была написана несколько лет назад (2011 г. Холст, масло. 174х214). Здесь художник обращается к первым, самым трагическим, дням войны, когда немецкие самолёты, несущие смерть, готовы сбросить бомбы на спящую молодую семью. Он соединяет бытовой мотив с историческим, превращая частный эпизод в метафору, обличающую вселенское зло. Правая часть – «Дважды убитые» (2021 г. Холст, масло. 174х214) повествует о исторической памяти как философской и нравственной категории. В центре композиции – фотографии участников войны из разных регионов СССР: земляки, родственники, знакомые, друзья, друзья друзей, чьи души после смерти превращаются в ангелов. Среди них – Алексей, молодой солдат из станицы Новоминской, погибший и похороненный на чужой земле, чей памятник стоит в маленьком европейском городе, в Словении. Людской поток «Бессмертного полка» противостоит силам, готовым переписать историю. Этот народ, по мнению художника, уже не безмолвствует. Есть надежда, что социальный и социально-психологический конфликт двух идеологий (патриотизма и идеологии денег) разрешится отрадным катарсисом.

Моральный императив лежит в основе почти всех картин, созданных Папко о Великой Отечественной войне. А поскольку в России поэт больше, чем поэт (что относится и к некоторым художникам), он чувствует себя своего рода пророком, визионером.         

Искусствовед, член АИС Татьяна Соколинская