Заметки участника о круглом столе «Православие в общественной жизни Кубани»
1109
«В средине октября прошёл круглый стол «Православие в общественной жизни Кубани», в котором приняли участие представители государственных структур, руководители епархиальных отделов, настоятели храмов, расположенных на территориях учебных и лечебных учреждений, воинских частей, осуществляющих взаимодействие Православной Церкви с этими организациями. А также священнослужители и представители гражданского общества, совершающие работу в области социального служения, взаимодействия с казачьими и другими общественными организациями города и представители СМИ.
В ходе работы круглого стола озвучена не только история развития православия и его значимости, но и актуальная проблематика в области взаимодействия с обществом.
Одним из итогов заседания круглого стола стала инициатива увековечивания памяти митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора на средства церкви и пожертвования прихожан», – эта скупая информация, размещённая пресс-службой Общественной палаты краевого центра на официальном сайте, не отразила самого главного - той многотрудной подвижнической и воспитательной работы, которую ведёт русская православная церковь в многоконфессиональном Краснодарском крае, а она, как выяснилось, заслуживает общественного признания.
В своём вступительном слове член общественной палаты г. Краснодара, протоирей Алексей Касатиков подчеркнул, что православие на территории нынешней Кубани прослеживается ещё в I в. благодаря апостольской деятельности Андрея Первозванного и Симона Канонита непрерывным потоком.
По церковному преданию, святой апостол Андрей Первозванный в 40 г. от Рождества Христова проповедовал христианство среди горских народов: алан, абазгов и зикхов. Тмутараканское княжество считалось третьим после Московского и Киевского по распространению православия.
Революция и Гражданская война, породившие воинствующее безбожие, гонение на церковь и священнослужителей, нанесли невосполнимый урон православию. Вплоть до хрущевских времен церковь находилась под спудом, тенденция, заданная революцией, сохранялась. Уже в 1979 году в г.Гулькевичи была взорвана недействующая церковь. И только в 1988 году – в год тысячелетия Крещения Руси, под омофором митрополита Исидора началась для кубанского православия оттепель. Сегодня ни одно мероприятие в казачьих обществах не происходит без участия священника. Между государством и обществом в нашем крае устанавливаются тесные контакты в самых различных областях. На Кубани действуют в настоящее время более 1000 приходов.
О взаимодействии православной церкви Кубани с гражданским обществом и властью подробно рассказали священнослужители храмов г. Краснодара.
Дмитрий Болтанов, протоирей, председатель отдела социального служения Кубанской Митрополии, настоятель храма св. пророка Илии г. Краснодара:
В нашем храме есть специальный помощник по социальному служению. Мы оказываем посильную помощь нуждающимся семьям перед Рождеством и Пасхой. Помогаем детей из малоимущих семей собрать в школу к 1 сентября, занимаемся реабилитацией людей с алкогольной и наркотической зависимостью, оказываем психологическую помощь их родственникам. Также оказываем помощь беременным женщинам и женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В общей сложности более 107 семей получают различные виды помощи, стараниями служителей и прихожан нашего храма.
Матушка Татиана Усачева, старшая сестра милосердия общины сестёр милосердия Свято-Екатерининского кафедрального собора:
С 2017 года священниками нашего храма в Зиповской больнице раз в неделю служится служба, оказывается молитвенная помощь болящим. В связи с пандемией с весны этого года мы вынуждены были остановить службы в больнице. На патронаже у нас сегодня находится 69 нуждающихся. При храме действует проект обучения сиделок. Как раз сейчас проводится набор в очередную группу. Активно контактируем с заключёнными, убираем заброшенные могилки, осуществляем уход за лежачими больными. При храме действует юридический кабинет, где можно получить бесплатную юридическую помощь.
Старшая сестра милосердия, Юлия Тихомирова общины сестер милосердия Александро-Невского войскового собора:
В детской больнице г. Краснодара на ул. Захарова нашими сестрами была создана молельная комната, библиотека православной духовной литературы. Случается, что в детскую больницу попадают так называемые «отказники». Иной раз врачи в сердцах говорят, что ребенок вряд ли выживет. Наши сестры ухаживают за этими детками и, вопреки мрачным прогнозам, многие из них выживают. Сёстры наши зачастую их усыновляют. Начали собирать духовную литературу для психиатрической больницы. Оказываем помощь неполным семьям в ремонте после пожара или затопления, помогаем лекарствами и продуктами одиноким людям во время пандемии, отправляем больных детей на лечение в различные клиники. В общей сложности помощью охвачены 91 человек. И всё это делается силами 17 сестер, старшей из которых 74 года. Во время пандемии появились у нас автоволонтеры.
Старшая сестра милосердия Анастасия Капранова, общины сестер милосердия при Свято-Скорбященском храме г. Краснодара в ГКБ №1:
Начинали мы создание нашей общины 26 лет назад с отделения травматологии ГКБ №1. Каждую пятницу там служится специальный молебен о недужных. В больницу попадает много асоциальных элементов, мы помогаем этим людям, словом Божьим, продуктами, одеждой, крестим по их желанию. Оказываем помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Многие из них уже выросли, создали свои семьи, но по-прежнему приходят к нам за помощью и советом. В престольные праздники готовим угощение для больных, малоимущих. Проводим экскурсии в Свято-Михайловский мужской монастырь, женский монастырь в г. Апшеронске. Несколько сестер взяли детей-сирот в приемные семьи. Участвуем в работе общественной организации «Общество православных врачей».
Объём статьи не позволяет подробно остановиться на работе других сестринских общин, действующих при православных храмах г. Краснодара, присутствовавших на встрече. Уверена, что для большинства наших читателей информация об их многосторонней бескорыстной помощи практически не известна. Ведь сестры приходят тогда, когда надеяться людям уже не на кого. Как добрые ангелы они окормляют потерпевших жизненные крушения. По рассказам сестёр милосердия и батюшек, находятся корыстные люди, которые под видом малоимущих пытаются получить помощь в храмах. На вопрос, за счёт каких средств общины оказывают помощь, был дан вполне ожидаемый ответ: «За счет пожертвований прихожан». В период пандемии прихожане практически перестали посещать храмы, опасаясь заразиться коронавирусом, естественно, и объемы помощи страждущим приходится сокращать.
Но это явление временное. Главное, что институт сестричества набирает размах на Кубани. Это весьма трудоемкая работа, на которую способен далеко не каждый. Говорили на встрече и о православных молодежных организациях и богословских курсах, Кирилло-Мефодиевских, Екатерининских чтениях, число участников которых растёт с каждым годом.
Известно, что в церковь приходят через скорби. Успешные и удачливые жители Кубани далеко не всегда готовы оказать помощь храмам. Как сказал знакомый священник, главным инвестором православной церкви остаются по-прежнему старушки.
Примечательно, что никто из присутствовавших служителей церкви и представительниц сестричества не сетовал на то, что времена в этом году для церкви наступили тяжелые, и на субсидии государства она вряд ли может рассчитывать. Впрочем, православная церковь в России в прошлом веке прошла суровую закалку, и сегодня она делится с обществом умением выжить, сохраняет незамутненной веру и достоинство. Первый шаг к сближению православия с общественностью, по словам заместителя председателя Общественной палаты г. Краснодара Игоря Коломийцева, оказался успешным. Информационный прорыв состоялся, за ним должны последовать новые формы взаимодействия церкви и не только с православными верующими людьми, готовыми к бескорыстному служению людям.