Культура:

Когда на Кубани чтили Афродиту

14.10.2022

Одной из самых интересных археологических находок этого лета стало захоронение жрицы богини любви

Автор: Денис Шульгатый

2503

На днях Фанагорийская археологическая экспедиция, ведущая раскопки на Таманском полуострове, подвела итоги сезона 2022 года. Как сообщает пресс-служба фонда «Вольное Дело», при поддержке которого ведутся исследования, среди находок – захоронение жрицы богини Афродиты. В захоронении найден серебряный медальон с изображением Афродиты и десяти знаков зодиака (всех, кроме Водолея и Весов). Археологи предполагают, что носившая его девушка была жрицей или поклонницей богини, о чём говорят и другие её украшения – кольца и серьги, имеющие отношение к культу Афродиты. Эти находки являются очередным свидетельством того, что Фанагория была древнегреческой колонией, а её жители как минимум до 1 века н. э. поклонялись Олимпийским богам и, возможно, верили в астрологию.

В древнегреческой мифологии Афродита – богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати олимпийских богов. Также почиталась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Иногда почиталась как богиня браков и даже родов, а также как «детопитательница». По легенде, она родилась из морской пены, взбитой упавшим в море детородным органом бога неба Урана, оскоплённого своим сыном – титаном Кроносом. Ветер принёс эту пену на остров Кипр, где богиня и вышла из морских волн. По другой версии, Афродита была дочерью владыки богов Зевса и Дионы, богини дождя.

Надо отметить, что многие античные источники свидетельствовали о широком распространении культа богини любви на Тамани. Именно здесь греческая традиция размещает центр поклонения Афродите Апатуре («Афродите Обманщице»). Согласно греческим мифам, действие мифа происходит во времена Гигантомахии – борьбы богов со змееногими великанами-гигантами. Здесь Афродита поодиночке заманивала гигантов в пещеру, где похотливых исполинов поджидал с дубиной греческий герой Геракл. Не исключено, что в этих мифах отразились воспоминания о тех временах, когда первые греческие поселенцы столкнулись на Тамани с местными племенами – синдами и меотами. Однако, в скором времени, обе культуры слились, а меотские боги и богини отождествились с олимпийцами. Особой популярностью стало пользоваться великое женское божество — богиня производящих сил природы, покровительница всего живого, наделённая чертами хтонических богов. Привязку к богам «нижнего мира» можно проследить и по тому, что на Таманском полуострове святилища устраивались в тех местах, где особенно ярко проявлялось действие грязевых и газовых вулканов. Одно из крупных святилищ находилось на горе Бориса и Глеба (где и по сей день наблюдаются выходы газа и происходят оползни). Второе святилище располагалось между двумя грязевыми вулканами на Майской горе, в окрестностях Фанагории.

Постепенно на Боспоре складывался общий культ великой богини, которая, помимо Афродиты, совмещала в себе некоторые черты Артемиды, Деметры и Персефоны, возможно, ближневосточной Астарты и каких-то местных женских божеств. Но главную роль в этом культе играла Афродита: судя по большому числу надписей, эта богиня почиталась в течение многих столетий широкими слоями греческого и синдо-меотского населения. Изображения Афродиты находились на пластинке из слоновой кости из Семибратнего кургана и на двух золотых перстнях и зеркале из погребения жрицы в склепе кургана «Близнецы на Кубани». Предположительно, это жрица Афродиты Апатуры: её культ вообще пользовался особой популярностью у женской части населения и играл главную роль для женщин царского рода Боспора.

Вероятно, что найденное этим летом захоронение принадлежит служительнице того же культа. Медальон со знаками Зодиака напоминает не только об астрологии, в которую, как и сейчас, верили самые широкие слои населения, но и может свидетельствовать об одном из прозвищ Афродиты – «Урания» (Небесная). Что в свою очередь напоминает как о происхождении Афродиты из семени Урана, так и о том, что любви покорны не только все возрасты, но и все сферы бытия – от небесных высей до подземного мира. Греческий философ Платон в своём диалоге «Пир» говорит о двух ипостасях богини: Афродите-Пандемос – богине пошлой любви, земной, в то время как Афродита-Урания – богиня небесной любви, бестелесной и высшей. Другие прозвища Афродиты как нельзя лучше передают многогранность этой неоднозначной богини: «Скотия» (тёмная, мрачная), «Понтия» (морская), «Кастния» (бесстыдная), «Эпитимбия» (погребальная) и даже «Каллипига» (прекраснозадая).

Среди других интересных находок этого лета – иранский меч, найденный в тайнике глубокого склепа с воинским погребением. Массивный, дорогой и престижный меч был частью экипировки всадников эпохи Великого переселения народов 4-6 веков н.э. Он принадлежит к группе иранских мечей, о чем можно судить по характерной золотой верхушке его рукояти. Уникальная находка говорит о том, что в середине первого тысячелетия Фанагория имела тесные политические и культурные связи со Второй Персидской империей (так называемым Сасанидским Ираном). Вероятно, меч был частью дипломатических даров с Востока или военным трофеем. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что в этот период Фанагория активно участвовала в политических процессах на территории Причерноморья и Кавказа. Кстати, в Сасанидском Иране до арабского завоевания почитали Анахиту – богиню воды и плодородия в иранской мифологии, греческими источниками нередко отождествлявшуюся все с той же Афродитой.