Одной из самых интересных археологических находок этого лета стало захоронение жрицы богини любви
2503
На днях Фанагорийская археологическая экспедиция, ведущая раскопки на Таманском полуострове, подвела итоги сезона 2022 года. Как сообщает пресс-служба фонда «Вольное Дело», при поддержке которого ведутся исследования, среди находок – захоронение жрицы богини Афродиты. В захоронении найден серебряный медальон с изображением Афродиты и десяти знаков зодиака (всех, кроме Водолея и Весов). Археологи предполагают, что носившая его девушка была жрицей или поклонницей богини, о чём говорят и другие её украшения – кольца и серьги, имеющие отношение к культу Афродиты. Эти находки являются очередным свидетельством того, что Фанагория была древнегреческой колонией, а её жители как минимум до 1 века н. э. поклонялись Олимпийским богам и, возможно, верили в астрологию.
В древнегреческой мифологии Афродита – богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати олимпийских богов. Также почиталась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Иногда почиталась как богиня браков и даже родов, а также как «детопитательница». По легенде, она родилась из морской пены, взбитой упавшим в море детородным органом бога неба Урана, оскоплённого своим сыном – титаном Кроносом. Ветер принёс эту пену на остров Кипр, где богиня и вышла из морских волн. По другой версии, Афродита была дочерью владыки богов Зевса и Дионы, богини дождя.
Надо отметить, что многие античные источники свидетельствовали о широком распространении культа богини любви на Тамани. Именно здесь греческая традиция размещает центр поклонения Афродите Апатуре («Афродите Обманщице»). Согласно греческим мифам, действие мифа происходит во времена Гигантомахии – борьбы богов со змееногими великанами-гигантами. Здесь Афродита поодиночке заманивала гигантов в пещеру, где похотливых исполинов поджидал с дубиной греческий герой Геракл. Не исключено, что в этих мифах отразились воспоминания о тех временах, когда первые греческие поселенцы столкнулись на Тамани с местными племенами – синдами и меотами. Однако, в скором времени, обе культуры слились, а меотские боги и богини отождествились с олимпийцами. Особой популярностью стало пользоваться великое женское божество — богиня производящих сил природы, покровительница всего живого, наделённая чертами хтонических богов. Привязку к богам «нижнего мира» можно проследить и по тому, что на Таманском полуострове святилища устраивались в тех местах, где особенно ярко проявлялось действие грязевых и газовых вулканов. Одно из крупных святилищ находилось на горе Бориса и Глеба (где и по сей день наблюдаются выходы газа и происходят оползни). Второе святилище располагалось между двумя грязевыми вулканами на Майской горе, в окрестностях Фанагории.
Постепенно на Боспоре складывался общий культ великой богини, которая, помимо Афродиты, совмещала в себе некоторые черты Артемиды, Деметры и Персефоны, возможно, ближневосточной Астарты и каких-то местных женских божеств. Но главную роль в этом культе играла Афродита: судя по большому числу надписей, эта богиня почиталась в течение многих столетий широкими слоями греческого и синдо-меотского населения. Изображения Афродиты находились на пластинке из слоновой кости из Семибратнего кургана и на двух золотых перстнях и зеркале из погребения жрицы в склепе кургана «Близнецы на Кубани». Предположительно, это жрица Афродиты Апатуры: её культ вообще пользовался особой популярностью у женской части населения и играл главную роль для женщин царского рода Боспора.
Вероятно, что найденное этим летом захоронение принадлежит служительнице того же культа. Медальон со знаками Зодиака напоминает не только об астрологии, в которую, как и сейчас, верили самые широкие слои населения, но и может свидетельствовать об одном из прозвищ Афродиты – «Урания» (Небесная). Что в свою очередь напоминает как о происхождении Афродиты из семени Урана, так и о том, что любви покорны не только все возрасты, но и все сферы бытия – от небесных высей до подземного мира. Греческий философ Платон в своём диалоге «Пир» говорит о двух ипостасях богини: Афродите-Пандемос – богине пошлой любви, земной, в то время как Афродита-Урания – богиня небесной любви, бестелесной и высшей. Другие прозвища Афродиты как нельзя лучше передают многогранность этой неоднозначной богини: «Скотия» (тёмная, мрачная), «Понтия» (морская), «Кастния» (бесстыдная), «Эпитимбия» (погребальная) и даже «Каллипига» (прекраснозадая).
Среди других интересных находок этого лета – иранский меч, найденный в тайнике глубокого склепа с воинским погребением. Массивный, дорогой и престижный меч был частью экипировки всадников эпохи Великого переселения народов 4-6 веков н.э. Он принадлежит к группе иранских мечей, о чем можно судить по характерной золотой верхушке его рукояти. Уникальная находка говорит о том, что в середине первого тысячелетия Фанагория имела тесные политические и культурные связи со Второй Персидской империей (так называемым Сасанидским Ираном). Вероятно, меч был частью дипломатических даров с Востока или военным трофеем. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что в этот период Фанагория активно участвовала в политических процессах на территории Причерноморья и Кавказа. Кстати, в Сасанидском Иране до арабского завоевания почитали Анахиту – богиню воды и плодородия в иранской мифологии, греческими источниками нередко отождествлявшуюся все с той же Афродитой.