Культура:

Кому принадлежат Жуков и Екатерина?

10.04.2022

Продажа малой родины

Автор: Редакция «НГК»

1614

На фоне беспрецедентного санкционного давления, оказанного на Россию, мы только начинаем осознавать, как многое в российской жизни было завязано на Запад и западный капитал. Причем дело касается не только экономики, но и многих других сфер, в том числе и тех, где, казалось бы, никакого иностранного влияния быть не должно. Но, тем не менее, это так.   Даже авторские права на памятники культурного наследия, созданные ныне покойным скульптором Александром Аполлоновым, принадлежат английской компании, из страны, которая ныне является одним из самых жёстких оппонентов РФ на международной арене.

Освежим, если кто не знает, предысторию этой поистине драматической для истории Кубани страницы. В 2003 году ЗСК приняло решение возродить памятник Екатерине на том же месте, где стоял до революции памятник Екатерине работы архитектора Михаила Микешина. Ныне покойный скульптор Александр Аполлонов воссоздал монумент по фотографиям и дореволюционным эскизам. Договор на освоение средств в сумме 78 миллионов рублей, выделенных из краевого бюджета, был заключен между государственным заказчиком – департаментом культуры Краснодарского края и генеральным подрядчиком – ООО «Краснодарский художественный творческо-производственный комбинат» в апреле 2003 года. Однако в 2004 году по инициативе заказчика проекта смета была урезана до 56 миллионов рублей. В июле того же года Александр Аполлонов подписал договор, согласно которому он согласился с новой сметой на воссоздание памятника при условии, что оставшуюся сумму доплатят ему из спонсорских взносов. Однако администрация края, по словам архитектора, своё слово не сдержала и стала требовать, чтобы автор уложился в сумму, указанную в договоре. Даже если бы автор отказался от причитающегося ему гонорара, то всё равно этих денег на окончание строительства памятника Екатерине не хватало. Скульптор обратился с письмом к губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву. Ответ Аполлонов смог прочесть в одной из краевых газет, где губернатор на вопрос о том, правда ли, что у Аполлонова забирают работу над памятником Екатерины и отдают московскому художнику, ответил так: «Есть обязательства, которые он (Аполлонов А. А.) взял на себя и не выполнил их перед администрацией края. За средства, что он потратил, надо рассчитываться… Вот пусть и держит свои обещания, а не прячется, как он это делает сейчас».

Александр Аполлонов обратился в Первомайский районный суд города Краснодара с иском к газете «о защите чести, достоинства, деловой репутации». Судья дело возвратил истцу «в связи с неподсудностью дела Первомайскому районному суду г. Краснодара». Вскоре на самого скульптора завели уголовное дело по обвинению в «присвоении и растрате с использованием своего служебного положения путём завышения стоимости работ». Дело было закрыто за недоказанностью, но скульптора администрация вынуждала закончить памятник. 

Вот тогда в этой спорной истории и появилось третье лицо – английская компания «Astor Investment», специализирующаяся на приобретении произведений советского монументального искусства, а также авторских прав на территории бывшего СССР. Причём скульптор Аполлонов не ограничился только памятником Екатерине. Он переуступил права практически на все свои творения: памятник «Казакам-основателям Кубани» перед городской администрацией, бюст Жукова вместе с Георгием Победоносцем в сквере имени Жукова, памятник «К 200-летию кубанского казачества», на площади Октябрьской революции в Краснодаре, памятник «Воинам-афганцам» в Чистяковской роще, памятник  в аллее Морской славы в городе Новороссийске и много чего ещё. Теперь любое использование изображений этих памятников требовало согласования с правообладателем авторских прав – то есть с «Astor Investment», которой принадлежали с тех пор исключительные авторские права, на всё вышеперечисленное.

Впрочем, на Кубани, мягко выражаясь, не особо стремились блюсти законодательство об авторских правах. Об этом «НГК» рассказывал представлявший тогда интересы Аполлонова адвокат Евгений Иванов-Кулигин.

– Изображения произведений Аполлонова используются сплошь и рядом, – рассказывал он «НГК» в 2013 году, – без всякого уважения к авторским правам. Фактически всё, что делается с изображением памятника Екатерины Великой, является контрафактом. Мы уже неоднократно заявляли об этом в правоохранительные органы, но до сих пор в возбуждении уголовного дела нам было отказано, хотя уже есть два судебных решения, предписывающих это сделать. Более того, мы купили два конверта с изображениями памятника, принесли их в полицию как вещественное доказательство. А потом нам заявили, что эти «вещдоки» потерялись. 

«НГК» считает, что вопрос об авторских правах на знаковые памятники Кубани является делом чести для нашего края

С тех пор минуло уже свыше десяти лет, но всё вышеперечисленное не потеряло своей актуальности и по сей день. В связи с известными событиями в мире и в России, «Новая газета Кубани» обратилась в министерство культуры Краснодарским краем со следующим запросом:

«Новая газета Кубани» неоднократно поднимала вопрос о творческом наследии скульптора Александра Аполлонова. В ходе расследования обнаружилось, что Александр Аполлонов переуступил свои авторские права британской компании Astor Investment. Речь шла о памятниках Евдокии Бершанской, Героям-афганцам, памятнике Екатерине, казакам-основателям, 300-летия ККВ, Жукову в Краснодаре и ряду других. Также выяснилось, что со стороны компании возникло множество претензий ко всем, кто в нарушение их авторских прав, так или иначе, использовал изображения этих памятников в коммерческих или иных целях. Сохраняется ли подобное положение вещей на сегодняшний день и не рассматривает ли министерство культуры варианты для пересмотра существующего положения дел, на фоне беспрецедентного санкционного давления на Россию стран Запада, в том числе и Великобритании?»

Ответ был довольно кратким: «Министерство не располагает информацией о защите нарушенных авторских прав на объекты, созданные Аполлоновым А. А.».

Что же, зато такой информацией располагаем мы, что и изложено выше по тексту. Редакция также располагает сведениями, что сейчас, многие из тех, кто пытается так или иначе использовать изображения памятников, – не обязательно в коммерческих целях, даже банально решив украсить обложку изданных за свой счёт стихов, фотографией с памятником Екатерины, – сталкивается с претензиями от правообладателя. 

Решение Аполлонова о передаче своих авторских прав в своё время было вызвано актом отчаяния и осознанием глубокой несправедливости совершенной с ним – мало у кого повернётся язык осуждать покойного скульптора за это решение. Однако сейчас, когда сам художник ушел в лучший мир, его наследники не проявляют особого интереса к этому вопросу, а в России уже побиты все горшки с Западом, какие только можно,  может, стоит, наконец, вновь поднять этот вопрос и вернуть права на  памятники, которые являются нашими символами?